Рефераты. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура

В качестве параметра плана финансового оздоровления представляется возможным использовать не только увеличение уставного капитала АО путем дополнительной эмиссии, но и увеличение уставного капитала ООО в порядке, установленном корпоративным законодательством.

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который определяет конкретные объемы и сроки выплат. График погашения задолженности подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение (если это имело место). График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр. По всей видимости, имеется в виду реестр, имеющийся на момент составления графика. При этом очевидно, что в процессе финансового оздоровления могут заявлять требования и иные кредиторы, которые будут после установления внесены в реестр. Эти требования в график погашения задолженности не включаются - в силу ч. 2 п. 5 ст. 81 Закона они удовлетворяются в течение месяца с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком. Поэтому, безусловно, кредиторы заинтересованы в заявлении требований на стадии наблюдения - эти требования в график войдут.

Содержание графика погашения задолженности регламентируется Законом путем установления наиболее общих рамок. Так, в силу п. 4 ст. 84 погашение требований должно быть пропорциональным в соответствии с очередностью, но в силу п. 8 ст. 231 эта норма не применяется к требованиям уполномоченных органов в части уплаты обязательных платежей до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах.

Характер иных требований, предъявляемых к содержанию графика, зависит от порядка введения финансового оздоровления.

Если финансовое оздоровление вводилось на основании решения собрания кредиторов, то график должен предусматривать погашение всех реестровых требований не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления; при этом требования 1-й и 2-й очереди должны погашаться не позднее чем за шесть месяцев до даты окончания финансового оздоровления.

Когда финансовое оздоровление вводится при отсутствии решения собрания кредиторов, т.е. по ходатайству определенных лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должника, то к графику погашения задолженности предъявляются более строгие требования. В этом случае погашение задолженности должно быть осуществлено в течение года (не более того); приступить к выплатам необходимо не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления; график должен предусматривать ежемесячное пропорциональное удовлетворение равными долями.

График погашения задолженности вступает в силу с момента утверждения его арбитражным судом; по сути, график представляет собой одностороннюю сделку (п. 2 ст. 84 Закона определяет его односторонним обязательством погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки). Однако конструкция данной сделки отличается от классической конструкции односторонних сделок тем, что предполагает не только обязанности для стороны, совершающей сделку, и права для третьих лиц, но и некие обязанности для третьих лиц. Эти третьи лица, кредиторы, могли способствовать введению финансового оздоровления, а могли и выступать против (если процедура введена под обеспечение) - в любом случае график предполагает обязанность кредитора воздерживаться от получения исполнения до наступления срока, указанного графиком.

При необходимости внесения изменений в график погашения задолженности вопрос об этом может быть поставлен учредителями (участниками) юридического лица - должника, собственником имущества унитарного предприятия, лицами, предоставившими обеспечение, либо административным управляющим. В первом случае названные лица в течение 14 дней после наступления срока исполнения в соответствии с графиком могут либо исполнить данное обязательство, либо внести в график изменения и обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении этих изменений (утвержденные собранием изменения по своей правовой природе приближают график к мировому соглашению; вступает в силу измененный график с момента утверждения арбитражным судом).

Административный управляющий обязан поставить вопрос об изменении графика в случае, если размер реестровых требований, установленных в течение финансового оздоровления, превысит более чем на 20% размер требований, включенных в график погашения задолженности. В течение 14 дней с момента возникновения указанных обстоятельств управляющий обязан созвать собрание кредиторов для внесения изменений в график погашения задолженности.

Закон не регламентирует характер изменений. Надо полагать, эти изменения должны состоять во включении в график требований, установленных в течение финансового оздоровления, - из сути положений о финансовом оздоровлении следует, что реестровые требования, не включенные в график, не могут превышать включенные в график более чем на 20%.

Обращает на себя внимание серьезная практическая проблема, возникающая в связи с регламентацией изменения графика погашения задолженности. Эта проблема состоит в том, что Закон, устанавливая обязанность административного управляющего поставить перед кредиторами вопрос об изменении графика, не определяет последствия неисполнения этой обязанности. Поэтому возникает необходимость дать правовую оценку ситуации, когда, например, при подведении итогов финансового оздоровления выясняется, что обязанность административного управляющего поставить вопрос об изменении графика возникла через два месяца после введения процедуры, но он эту обязанность не исполнил. Могут ли кредиторы оспорить действительность произведенных в соответствии с графиком платежей? На это следует дать отрицательный ответ, поскольку график погашения задолженности не становится недействительным оттого, что административный управляющий не поставил вопрос о внесении в него изменений. Следовательно, можно только ставить вопрос о неисполнении управляющим своих обязанностей. Потребовать возмещения им убытков можно, но сложно, ибо крайне затруднительно, во-первых, рассчитать их размер, во-вторых, доказать причинную связь между действиями управляющего и убытками. Поэтому единственно реальным может быть совет кредиторам обращать внимание на соотношение требований в графике и реестре (при необходимости эти сведения можно запрашивать у управляющего) и своевременно настаивать на том, чтобы он поставил вопрос об изменении графика.

Вопрос об изменении графика рассматривает собрание кредиторов, после чего изменения утверждаются судом.

Представляет интерес (в том числе своей непоследовательностью) норма п. 3 ст. 85 Закона, предоставляющая собранию, принявшему решение об изменении графика, право обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с предложением увеличить размер обеспечения. Эффективность данной нормы была бы значительно выше, если бы она не предполагала права собрания предлагать увеличить размер обеспечения и соответственно право лиц, его предоставивших, решить данный вопрос, а устанавливала, что суд может утвердить изменения графика, только если размер обеспечения будет увеличен. Такая позиция защищает права кредиторов. Ситуация, существующая в регламентации изменений графика в настоящее время, соответствует продолжниковой направленности законодательства - как видим, вполне возможно изменение графика без усиления гарантий (в виде обеспечения) для кредиторов.

Одним из важнейших вопросов при введении и осуществлении финансового оздоровления является вопрос об обеспечении исполнения обязательств должника.

Предоставление обеспечения является по сути основанием для введения судом процедуры финансового оздоровления как при отсутствии выраженной воли кредиторов, так и при направленности этой воли на осуществление внешнего управления либо конкурсного производства.

Отметим, что по ходатайству учредителей (участников) должника либо собственника имущества должника - унитарного предприятия финансовое оздоровление может быть введено и без предоставления обеспечения.

Конструкция соответствующих норм Закона такова, что суд обязан ввести финансовое оздоровление, если имеется ходатайство о предоставлении определенного обеспечения (конкретный способ обеспечения зависит от обстоятельств: если кредиторы настаивают на внешнем управлении либо конкурсном производстве, это только банковская гарантия; размер обеспечения - сумма, превышающая не менее чем на 20% размер реестровых требований). При наличии указанного ходатайства финансовое оздоровление вводится; при этом не имеет значения ни воля кредиторов, ни наличие экономических оснований проведения данной процедуры. Все это подчеркивает продолжниковый характер положений о финансовом оздоровлении.

Следует отметить, что при решении вопроса о введении процедуры в наличии должно быть только ходатайство о предоставлении обеспечения. В принципе это предполагает достижение предварительной договоренности, однако каких-либо подтверждений наличия такой договоренности Закон не требует, что может привести к возникновению злоупотреблений со стороны недобросовестных должников. Было бы разумным требование Закона о представлении одновременно с ходатайством о введении финансового оздоровления либо предварительного договора об обеспечении, либо договора, построенного на конструкции условной сделки (договор, в соответствии с которым определенный субъект предоставляет обеспечение, вступает в силу с момента введения финансового оздоровления). Указанные положения, будучи внесенными в Закон, создали бы некие механизмы защиты кредиторов.

Договор об обеспечении исполнения обязательств должника должен быть заключен в течение 15 дней с момента введения финансового оздоровления и представлен в суд в течение 20 дней с момента заключения. Таким образом, не ранее чем по истечении 35 дней после введения процедуры может быть поставлен вопрос о досрочном прекращении финансового оздоровления в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 87 Закона. Интересно, что соглашение об обеспечении обязательств должника заключается субъектом, предоставляющим обеспечение, и арбитражным управляющим в интересах кредиторов (это может быть либо временный, либо административный управляющий).

Цель предоставления обеспечения - создать дополнительные гарантии исполнения должником графика погашения задолженности для кредиторов. Эти гарантии могут быть созданы любым из известных по Гражданскому кодексу (а также иных) способов обеспечения. Однако Закон данный вопрос регламентирует особым образом. Часть 2 п. 1 ст. 79 Закона устанавливает запрет на использование удержания, задатка, неустойки; при этом ч. 1 того же пункта предусматривает в качестве возможных способов залог (ипотеку), банковскую гарантию, государственную либо муниципальную гарантию, поручительство, а также иные способы, не противоречащие Закону о банкротстве. Такая регламентация может стать причиной возникновения определенных практических проблем. Отметим некоторые из них.

Закон указывает на обеспечение залогом, в скобках - ипотекой. Возникает вопрос, что имеется в виду: как залог, так и ипотека либо только ипотека, что соответственно исключает использование залога движимых вещей и имущественных прав. Неточность формулировки Закона позволяет аргументировать оба варианта ответа; более адекватным представляется первый вариант, в соответствии с которым возможен залог любого имущества, т.е. использование в скобках термина "ипотека" самостоятельной смысловой нагрузки не несет.

Еще одна проблема связана с неопределенностью регламентации Законом такого способа обеспечения, как государственная или муниципальная гарантия. Гражданский кодекс не содержит соответствующих положений, поэтому следует обратиться к специальному акту - Бюджетному кодексу. В соответствии со ст. 115 БК РФ государственная или муниципальная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, являющееся гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность (точнее, имеет субсидиарную обязанность) по гарантированным обязательствам должника. Порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий регламентирован ст. ст. 116, 117 БК РФ. Вполне очевидно, Закон нуждается в дополнениях в части регламентации данного вида обеспечения.

Следующая проблема состоит в характере поручительства, применяемого в рассматриваемых ситуациях. Статья 79 Закона (равно как и нормы гл. V) не дает какого-либо определения, из чего следует вывод о применении к данному поручительству норм Гражданского кодекса. Однако в ст. 173 (которая относится к параграфу о банкротстве градообразующих должников) сказано, что для целей Закона под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, Закон создал не вполне нормальную ситуацию, когда одним термином - поручительство - названы по сути разные способы обеспечения исполнения обязательств: односторонняя сделка в соответствии со ст. 173 Закона и договор в соответствии с Гражданским кодексом, причем применение последнего Законом не исключено.

Невозможность использовать в качестве обеспечения удержание и задаток объясняется их сущностью, поскольку эти способы предполагают обеспечение обязательств контрагентом, а не третьим лицом.

Договор, в соответствии с которым обеспечивается исполнение обязательств должником, не прекращает действия ни введением в отношении должника новой процедуры, ни внесением изменений в график погашения задолженности.

В случаях неисполнения графика должником арбитражный управляющий обращается к лицам, предоставившим обеспечение; средства, полученные в результате исполнения этими лицами своих обязанностей, перечисляются на счет должника. Расчеты с кредиторами осуществляются на основании графика погашения задолженности. Впоследствии указанные лица предъявляют соответствующие требования к должнику, восстановившему платежеспособность, либо становятся кредиторами третьей очереди (несмотря на то, что их требования возникли в рамках финансового оздоровления, т.е. являются текущими). Такие кредиторы становятся конкурсными - их требования устанавливаются, включаются в реестр, голосуют на собраниях наравне со всеми конкурсными кредиторами.

Важное практическое значение имеет норма п. 5 ст. 89 Закона, согласно которой споры по поводу обеспечения решаются в конкурсном порядке - судом, рассматривающим дело о банкротстве.

Завершение финансового оздоровления возможно его окончанием либо прекращением.

Окончание процедуры может быть как досрочным, так и своевременным - в любом случае обязательно полное исполнение графика погашения задолженности. После этого в течение месяца должны быть удовлетворены реестровые требования, установленные в рамках финансового оздоровления. Если все требования исполнены, то на основании отчета административного управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве; в противном случае управляющий должен созвать собрание кредиторов, которое решит вопрос о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.

Прекращение финансового оздоровления может быть только досрочным и применяется в случаях определенных нарушений:

- непредставления в течение 35 дней с момента введения финансового оздоровления графика погашения задолженности;

- неоднократного либо существенного (более чем на 15 дней) нарушения сроков платежей, установленных графиком.

В этих случаях административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов (в течение 15 дней с даты возникновения оснований), которое решит вопрос о дальнейшей судьбе должника и обратится с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.

Обращает на себя внимание некое смысловое несоответствие между нормами п. 1 ст. 85 и п. 1 ст. 87 Закона. Пункт 1 ст. 85 предоставляет определенным лицам право обратиться к собранию кредиторов с ходатайством о внесении изменений в график погашения задолженности. Это право может быть реализовано только в течение 14 дней с даты неисполнения графика. Еще 14 дней (с даты получения ходатайства) административный управляющий созывает собрание кредиторов для решения указанного вопроса. То есть право на изменение графика может быть реализовано в течение 28 дней. В то же время в силу абз. 3 п. 1 ст. 87 нарушение графика на срок более 15 дней влечет обязанность управляющего в течение 15 дней созвать собрание для решения вопроса о досрочном прекращении финансового оздоровления. В результате административный управляющий при некоторых обстоятельствах приобретает две по сути противоположные обязанности, выбор между которыми будет зависеть только от него, поскольку Законом не регламентирован. Рассмотренный недостаток юридической техники должен быть исправлен.

Особый порядок прекращения финансового оздоровления установлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства. Этот порядок состоит в том, что основанием прекращения процедуры является неисполнение графика в течение любого срока; при этом допускается обращение в арбитражный суд (минуя административного управляющего и собрание кредиторов) любого лица, участвующего в деле о банкротстве. Парадоксально выглядит норма п. 6 ст. 87, в соответствии с которой в описанных ситуациях арбитражный суд, прекращая финансовое оздоровление, выносит определение о введении той процедуры, на которой настаивали кредиторы. Проблема в том, что кредиторы могли передумать, а целесообразность введения той процедуры отпасть; тем не менее суд имеет только один (описанный) вариант действий, поскольку это установлено Законом императивно.

По завершении (окончании либо прекращении) финансового оздоровления возможен переход к внешнему управлению, если есть экономические предпосылки и позволяют сроки (совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет; более того, внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось более 18 месяцев). В противном случае суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Литература


ВОЗМОЖНОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ("НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ", 2004, N 7)
 

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ("НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК", 2001, N 6)

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ("НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК", 2000, N 12)

 

"ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА" (С.В. ЗАПОЛЬСКИЙ) ("ФИНАНСОВОЕ ПРАВО", 2005, N 8)
 

"ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ: НОВОЕ В КОНКУРСНОМ ПРАВЕ" (С.С. АВДЕЕВ) ("БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА", 2005, N 1)
 

"ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ" (Е.Г. ДОРОХИНА) ("ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА", N 8, 2004)

 

"ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КАК ПАССИВНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА" (М.В. ТЕЛЮКИНА, В.Н. ТКАЧЕВ, В.И. ТАРАСОВ) ("АДВОКАТ", N 12, 2003)

 

"ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК ДОЛЖНИКА В ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ" (Е. ЯЦЕВА) ("ЮРИСТ", N 10, 2003)
 

"ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ДОЛЖНИКА" (М.В. ТЕЛЮКИНА) ("ЮРИДИЧЕСКИЙ МИР", N 6, 2003)
 

"ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТРЕБУЕТ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ" (В. ДОЛГИШЕВ, А. КРОХМАЛЮК) ("БИЗНЕС-АДВОКАТ", N 16, 2001)



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.