Рефераты. Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в РФ

Устав, положение или другие учредительные документы могут предусматривать осуществление учреждением в рамках специальной правоспособности отдельных видов деятельности, приносящей доходы. Последние, как и приобретенное за их счет имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, но являются собственностью учредителя.

Учреждения отвечают перед кредиторами только своими денежными средствами, при отсутствии которых субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п. 2 ст. 120 ГК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, п. 2 ст. 9 Закона "О некоммерческих организациях"). Соответственно учреждения не могут быть объявлены банкротами, допустимы лишь их реорганизация или преобразование в другую некоммерческую организацию.

Таким образом, общие нормы, определяющие гражданско-правовое положение учреждения как юридического лица, во многом могут быть соотнесены и с положением Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Но вместе с тем отдельные аспекты создания и функционирования ПФР не укладываются в рамки, очерченные законодателем для учреждений. Это касается, в частности, финансирования ПФР и той самостоятельной и весьма значительной роли, которую он играет в бюджетной системе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Рассмотренные выше изменения правового статуса ПФР были закреплены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. No 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии со ст. 5 которого ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, причем нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Среди обязанностей ПФР в статье 17 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" упомянуты назначение и своевременная выплата трудовых пенсий. Таким образом, ПФР уже законодательно получил статус государственного учреждения, осуществляющего назначение и выплату трудовых пенсий.

Однако, передав в руки Фонда названные функции, государство в то же время сохранило за собой часть полномочий по управлению пенсионными накоплениями. В частности, в соответствии со ст. 12 Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

- установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и порядка его исполнения;

- утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;

- определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

- определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

- управление системой обязательного пенсионного страхования;

- обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Во исполнение норм названного Закона и в соответствии с постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 апреля 2003 г. No 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений было назначено Министерство финансов Российской Федерации (точнее, входящая в его структуру Федеральная служба финансово-бюджетного контроля), а государственной управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений, которые формируются в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля - согласно постановлению правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 января 2003 г. No 34 - Банк внешнеэкономической деятельности РФ (Внешэкономбанк).

В соответствии с постановлением Правительства от 2 апреля 2003 г. на Минфин РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ были возложены следующие функции:

- контроль за соблюдением государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- проведение конкурсов по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения договоров;

- установление порядка расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

- согласование предложений Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по определению ожидаемой потребности в средствах для выплаты накопительной части трудовой пенсии, в том числе правопреемникам умерших застрахованных лиц, при подготовке проекта бюджета Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на соответствующий период;

- обращение в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений, об устранении последствий нарушений законодательства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и о возмещении вреда, причиненного государственной управляющей компанией и Пенсионным фондом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в результате нарушений законодательства;

- принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Таким образом, важнейшие функции по реальному управлению финансами страховой части пенсионных накоплений государство сохранило за правительственными структурами, причем совершило это с нарушением норм действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 111-ФЗ "Об инвестировании средств для накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства ПФР могут быть переданы только по договору доверительного управления, который может быть заключен лишь с компанией, соответствующей ряду требований того же Закона. В числе таких требований - наличие лицензии ФКЦБ на управление активами ПИФов, инвестфондов и НПФ, каковой у Внешэкономбанка не было. Следовательно, по Закону, этот банк не имел права принимать средства ПФР в доверительное управление.

Стоит заметить, однако, что во всех трех названных нормативных актах, включая Закон об обязательном пенсионном страховании, присутствует ссылка на Федеральный закон "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", на основании которого должна строиться деятельность Пенсионного фонда России и его территориальных органов в новых условиях. Названный закон пока еще не принят, но стоит отметить, что в своей нынешней редакции проект этого закона, внесенный на обсуждение в Государственную Думу Президентом РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, существенно меняет правовой режим деятельности Пенсионного фонда и объем возложенных на него задач.

Итак, если принять во внимание, что пенсионная система в целом должна выполнять следующие основные функции: 1) сбор средств в пенсионную систему от юридических и физических лиц; 2) аккумуляцию средств и управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы; 3) регистрацию и учет пенсионных прав граждан; 4) исчисление, назначение и выплату пенсий, - то Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время выполняет практически все из них, за исключением сбора той части налоговых поступлений (ЕСН), которые первоначально зачисляются в федеральный бюджет. Между тем, почти все названные функции, за исключением второй, могут выполняться только при наличии у реализующих их органов властных полномочий, связанных с принуждением, каковыми могут быть наделены лишь органы исполнительной власти. ПФР к этим органам не относится. Следовательно, ПФР в настоящее время исполняет функции, которые не соответствуют его правовому статусу.

Итак, рассмотренные основы правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ позволяют сделать следующие выводы:

1) Как субъект материальных и финансово-правовых отношений по предоставлению всех видов государственных пенсий ПФР в настоящее время выполняет функции по частичному сбору, аккумуляции, финансированию, назначению, перерасчету и выплате государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) В финансовых правоотношениях Пенсионный фонд РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ участвует как самостоятельная форма образования и расходования денежных средств, учреждение, предназначенное для управления финансами государственного пенсионного обеспечения и обладающее собственным объектом и предметом правового регулирования.

3) В правоотношениях по пенсионному обеспечению граждан ПФР выступает как уполномоченное учреждение, не входящее в структуру органов исполнительной власти, но осуществляющее особые государственные функции. В этой роли ПФР опосредует публично-правовые финансовые обязательства государства и соответственно может быть признан юридическим лицом, предназначенным для осуществления строго определенных целей и обладающим особым правовым статусом

4) Являясь, по сути, своей некоммерческой организацией, действующей в форме учреждения, Пенсионный фонд в то же время в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функции, не свойственные всем прочим организациям, действующим в форме некоммерческих учреждений, и в связи с этим нуждается в наличии специальных правовых источников, регулирующих его статус и полномочия в бюджетно-финансовой сфере.

5) Финансовая деятельность Пенсионного фонда РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в настоящее время регулируется огромным числом как законодательных, так и подзаконных нормативных актов, отчасти противоречащих друг другу.

Сказанное обусловливает необходимость принятия специализированного федерального закона, определяющего правовое положение ПФР и его место в финансовой системе государства, а также - разграничивающее его правомочия и обязательства в гражданских, административных, финансовых и др. правоотношениях.


2.2. Финансово-правовой режим Фонда социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Фонд социального страхования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.