Рефераты. Знание и вера. Научно-технические революции. Парадигма

Камалуддин рассматривает и другие хадисы по данной теме. «Над Каабой находится Байт уль-Ма’амур (небесное подобие Каабы), над ней ‘Арш (Трон Господень) и семь небес, под Каабой же находится семь земель». По его мнению, семь земель – это семь оболочек Земли, а семь небес – это семь небесных сфер нашей планеты.                                                    Конечно, все это в огромной степени пока лишь догадки. Но многовековая история Ислама ясно показала, что во всех предписаниях Всевышнего есть огромный смысл и мудрость.


Научно-техническая революция

 

Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогда начал формироваться современный технический потенциал.

НТР влияет не только на производство, но и на другие сферы жизни. В ХХ веке резко возросли автомобильные перевозки, увеличилась скорость транспорта, модернизировались пути сообщений, с достижениями космической техники (спутники) развитие средств связи претерпело революцию, микроэлектроника с успехом применяется в быту и сфере обслуживания. Растут потребности человечества, а НТР неизмеримо увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создаёт условия для повышения эффективности здравоохранения и образования. Понятие изолированный этнос и замкнутая культура уходят в прошлое, ведь созданы средства, благодаря которым высшие достижения культуры стали достоянием громадного количества людей. Наряду с этим прогресс позволяет создавать гигантские силы разрушения и массового уничтожения, в нечистых руках могут оказаться колоссальные возможности для манипулирования сознанием людей в чуждых им целях.

         У человечества очень большие и заманчивые возможности. Грандиозные свершения, уникальные приборы и технологии, позволяющие поднять производство на достаточный для процветания уровень, научные эксперименты, воплощение которых откроет новые грани мира, улучшение жизни людей, чего ещё нужно ему добиваться? А рядом угроза тому миру, который уже сейчас задыхается в продуктах нашей жизнедеятельности и может быть полностью уничтожен за очень короткий срок.

         Развитие техники порой порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное развитие коммуникационных сетей (телефон, радиотелефон, компьютерные сети) опережают возможность их значимого и ответственного наполнения. Многие технические инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас опережают время, становятся экономически невыгодны. Массовое количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт опережают интеллектуальный и особенно нравственный уровень массового сознания. Возникает необходимость включения в технические системы того, что англичане называют fool proof (защита от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия.

В конце ХХ века деятельность человечества развернулась так широко, как никогда не распространялось в своём влиянии на планетный ареал ни одно живое существо. Антропогенное общество стремительно развивается во всех своих проявлениях. Растут границы познания, совершенствуются методы воздействия на окружающий мир, ускоряются и модернизируются обучение и производство. Достижения и исследования, накопленные за тысячелетия, не идут в сравнение с научными открытиями нескольких последних веков. Сброшена власть естественного отбора, развеяны религиозные заблуждения и предрассудки, человек перестал быть беззащитной игрушкой в руках природы, численность человеческой популяции сильно возросла, неизмеримо повысились уровень и продолжительность жизни, разработки техники упрощают нашу деятельность. Во второй половине ХХ в. происходит быстрый рост среднего и высшего образования, преодолевается его элитарность. Утверждается концепция непрерывности образования, широко применяются электронные средства обучения. Новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями. Мы живём в новом историческом времени, и это время характеризуется техническим наполнением нашей повседневности.                            Промышленность невозможно представить без постоянного внедрения новых машин, отказ от техники в быту неизбежно приведёт если не к снижению уровня жизни, то к отсутствию комфорта и усложнению выполнения простейших необходимых действий. Привычный мир коренным образом преображается на глазах, неудержимо трансформируется. Наука сделала возможными многие сладкие мечты человечества, усовершенствовала нашу жизнь настолько, что необходимость борьбы с природой и друг с другом пропала. В ХХ веке нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формы познания в главное средство преобразования мира на основе его познания. Деятельность человека превратилась в один из внутриприродных факторов, мощность которой сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Можно сказать больше – скоро стоит ожидать наступления качественно новой эпохи.

Современная цивилизация взятая всепланетно, глобально, рассмотренная целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространено её обозначение как техногенного тыла индустриальной цивилизации. Это определение достаточно приемлемо, поскольку многие другие или слишком расплывчаты, или частичны, не схватывают глубинных сущностных оснований нынешнего бытия людей. Со всем нашим могуществом мы не должны более следовать путём жадного потребления ресурсов природы и бездумного выброса отходов, потерь физического и душевного здоровья среди ритмов техногенной цивилизации, создания условий для появления тех сил, с которыми мы не в состоянии справиться.

Человек всегда боролся с окружающей средой: природными явлениями, хищниками, недостатком пищи и тепла, болезнями. Ждала его борьба и с особями своего вида. Положение не изменилось, хотя редко приводит к смертельному исходу. Фактор природных воздействий далеко не так грозен, как раньше благодаря технике, но та же техника и преображённый ею мир берут свою жатву жизнями и душами. В любом классе общества сильнейший, по-прежнему имеет больше шансов на занятие привилегированных мест или присвоение каких-либо ценностей, как и раньше необходимы (а может даже более необходимы) осторожность и расчёт в любом действии, а о ликвидации хулиганства можно говорить с той же вероятностью как о снятии угрозы войн, атомного Армагеддона и экологической проблемы вместе взятых. За прошедшие пятьсот лет наша жизнь очень изменилась, причём за последние пятьдесят лет практически происходит всё более ускоряющийся переворот. Человек не успевает за собственной деятельностью, ему нужно очень много работать над своим совершенствованием и самовоспитанием.

Первым шагом человека, чтобы стать самим собой, явился его переход от древесного к наземному образу жизни. Первая палка в руках антропоида позволила ему получить дополнительные возможности, а примитивные каменные орудия уже положили начало господству человека над природой. Человек становится активным существом, которое не подчиняется окружающему миру, а преобразует его. Овладение огнём позволило разогнать тьму, победить голод, уничтожить страх перед мраком, улучшить питание. Фридрих Энгельс писал: «Труд создал самого человека». От примитивных эолитов мы пришли к вычислительной технике и космическим кораблям. В условиях ослабления конфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия, решить глобальные проблемы – мировой экологический кризис, голод, эпидемии, неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологической катастрофы, использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли. В наших руках наша жизнь и жизнь планеты. Прогресс даёт человечеству возможности, которые открывают перед нами новые аспекты мира. На нашей планете нет другого такого существа: слабого по природе, неразумно уничтожающего свой ареал обитания, но распространившегося повсеместно, поставившего природу в зависимость от себя, достигшего вершин в борьбе за выживание, применяющего все новые силы в своих целях.

         Наука и технология стали движущими силами цивилизации. Без них невозможно представить дальнейшее развитие человечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса. Без всего достигнутого нами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта форма прогресса будет стремится к безотходности, минимуму потребления ресурсов, проблемы человека и машин, напряжённый ритм жизни и самоистребление в среде технологий исчезнут. Надеюсь, опасные для человека побочные факторы технических разработок останутся в прошлом, не произойдёт замыкания человека в заменяющих общение новшествах и наука не произведёт то, что станет Апокалипсисом для всех нас. Необходим новый гуманный строй, который использует достояния НТР на благо всех и не допустит присвоения её плодов лишь часть общества. Может быть, стоит уже сейчас стремиться к единому управлению под властью гигантского института власти, который не допустит ни концентрации правления в чьих-то одних руках, ни дискредитации какой-либо части населения, ни хищнического расходования ресурсов, ни присвоения средств. Возможно, люди никогда не изменятся, ведь шанс оставить предубеждения и проблемы позади есть уже сейчас, но наука будет вести их к новым и новым горизонтам развития и невозможно будет не делать шаги в сторону от животных и на пути к познанию и управлению всей вселенной.

Какова парадигма нашего времени?

 Интересная статья философа Юрия Борева «Парадигма современной эпохи (исторические идеалы и смыслы бытия человека и человечества, формулируемые культурой)» опубликована в последнем выпуске издания «Советник президента» (№ 50). Автор замечает: «История человечества – смена парадигм. Человек, поняв, что живет, ориентируясь на несовершенные идеалы, вырабатывает новую парадигму, прорывается в новую эпоху и строит жизнь соответственно новой формуле бытия. Жизнь становится сложней, напряженней, насыщеннее благами. Вскоре, однако, обнаруживаются изъяны парадигмы, наступает кризис, и возникает новая эпоха, опирающаяся на новую парадигму».

Ю. Борев описывает парадигмы прошлого: древнейшей эпохи, античности, Средних веков, эпохи Возрождения, классицизма, эпохи Просвещения и реализма, социалистического реализма и модернизма. Особо он отмечает восточную модель: «...развитие протекает не в европейской интенсивной форме, а в экстенсивной. Внутри внешне малоподвижного типа жизни происходят бурные процессы. Состояние мира – едино: парадигмы восточной культуры сопоставимы с западными, но они указывают не на идеалы и смыслы жизни, а на дао (путь)». С последним замечанием российского философа лично мне согласиться трудно: разве, скажем, в исламской парадигме не присутствуют и идеалы, и смысл жизни, и путь? В ней, в отличие от других парадигм, есть абсолютно все, что нужно человеку. Причем, не только на эту эпоху, но и на последующие, вплоть до наступления Судного дня. Но, конечно, для признания этой истины необходимо быть мусульманином…

С другой стороны, Борев, вероятно, в чем-то прав, когда указывает: «Наступившая после окончания «холодной войны» новая эпоха впервые в истории человечества не имеет новой парадигмы, новой формулы бытия, идеалов и смыслов жизни. Образовалась мировоззренческая черная дыра. (Можно предположить, что автор – атеист, ибо у верующих людей таких дыр не бывает. Они появляются лишь в обезбоженном мире. – А.И.). Отсутствие современной парадигмы дает себя знать на каждом шагу: политики мира поступают как прагматики и не ищут стратегические решения. Другой пример: сегодня в культуре немало талантливых людей, но нет великих произведений. И их не будет, пока не будет новых идеалов и смыслов бытия. (Или же вспомнят про старые, давно известные, но не принятые по тем или иным причинам. – А.И.). Их поиск должен стать заботой всех, и особенно деятелей культуры и политиков. Хорошо бы ООН уделить внимание этой проблеме – ведь от нее зависит жизнь человечества…

Выскажу гипотезу о парадигме нашей эпохи, а дискуссия откорректирует ответ.

1. Человек (независимо от имущественного положения, национальной, расовой, классовой, конфессиональной принадлежности) - высшая ценность; принадлежность к человеческому роду обеспечивает распространение на личность прав человека и общечеловеческой солидарности. (Это, конечно, чистой воды масонский гуманизм, ибо, как известно, не все имеющие человеческий облик являются людьми. – А.И.).

2. Демократия – не панацея (она казнила Сократа и избрала Гитлера). Ныне она выказала свою слабость и на Западе, и в России, манипулируя людьми с помощью ТВ и др. СМИ, а должна бы с их помощью осуществлять обратную связь с народом. (А вот это совершенно правильно! – А.И.).    Необходимо сочетание разумной, контролируемой обществом авторитарности с инициативной демократией… Инициативная демократия может опираться на опыт народа.

3. Необходимы: а) геокультурная и геополитическая конвергенция (единение западного острого смысла и сумрачного гения и восточной вековой мудрости). Культура России с ее евразийскими корнями ныне особенно актуальна. Такое единение предполагает снятие напряженности (между бедными и богатыми, католиками и православными, христианами и мусульманами, традиционалистами и реформаторами, необразованными и образованными, глобалистами и антиглобалистами) не путем оружия, а путем диалога. (Демагогия и прокручивание давно заезженного масоно-окуджавского мотива «возьмемся за руки друзья». – А.И.).

4. Отказ от государственного эгоизма – условие выживания человечества. По Канту, следует относиться к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. (Странно, но, судя по всему, наш философ не в курсе, что задолго до Канта о том же самом говорили все религии Откровения. – А.И.). Этот кантианский категорический императив должен воцариться и в межгосударственных отношениях.

Современную парадигму можно кратко сформулировать: процветание и глобальное единение человечества как рода, при сохранении многообразия национальных и государственных форм бытия и утверждении ценности личности. Это высшая стратегическая цель современного развития».
Многое в высказываниях Ю. Борева, наверно, способно вызвать раздражение и даже возмущение, однако он, как бы там ни было, поднял большую и важную тему.
















Использованная литература:

1.     Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия./Учебник для вузов/. М: МГУ, 1996.

2.     Бюкай М. Библия, Коран и наука. Киев: Ансар Фаундейшн, 2001

3.     Лавриненко В.Н. Философия. /Учебник для вузов. Под ред.проф. /. М: Юристъ, 2001.

4.     Митрохин Л.И.  Философия религии М., 1993.

5.     Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань, 2002.

6.     Якубович М. Коран и современная наука (сборник статей).





Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.