Рефераты. Значение взглядов Аристотеля для истории и философии науки

Рассматривая вопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в восьмой и девятой книгах “ Никомаховой этики”, Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например, во имя друзей и отечества от может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если в этом возникнет надобность. Философ приходит к выводу, что нельзя создавать чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. “Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом...” [26]

Заключение

Деятельность Аристотеля принадлежит как истории философии, так и истории науки. В кругу наук, разработкой и созданием которых занимался Аристотель, первое место принадлежит логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.

Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.

Все, что было сделано в логике до Аристотеля - это было всего лишь подходами, попытками уяснить отдельные методы и принципы, без какой-либо их систематизации и объединения в единую стройную систему. В трактате "О софистических опровержениях" Аристотель пишет: "в искусстве красноречия имелось многое и давно сказанное. Что же касается учения о умозаключениях, то мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать его с большой затратой времени и сил.

Аристотель сделал фундаментальное для всей логики открытие, вводя переменные. Тем самым было показано, что логика - это не есть конкретное учение о конкретных вещах или терминах, а логика - наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных. Изучая различные суждения, формальная логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию предметов.

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире - божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. Он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди, а раб становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. Вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”.

Список литературы


1.            Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. 3-е издание. М.: ТК Велби, 2005. – 602 с.

2.            Антология мировой философии, Москва , 1969г, т 1.

3.            Аристотель. «О душе», III, 429 с.

4.            Аристотель. Первая Аналитика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1998 г., т. 2, 754 с.

5.            Аристотель. Вторая Аналитика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1998 г., т. 2, 746 с.

6.            Аристотель. Метафизика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1979 г., т. 1, 508 с.

7.            Аристотель. «Никомахова этика», I-X, 350 с.

8.            Аристотель. «Политика», I-II, 480 с.

9.            Аристотель. Топика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1979 г., т. 2, 632 с.

10.        Аристотель. О софистических опровержениях /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1979 г., т. 2, 593 с.

11.        Асмус В.Ф. Античная философия / Москва, Высшая школа, 1976 г., 543 с.

12.        Богомолов А.С. Античная философия / М.: «Эксмо», 2005г., 670 с.

13.        Ильин В. В.Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. СПб.: Акбарс, 1998. – 452 с.

14.        Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М.: Мирос, 1999. – 405 с.

15.        Кант И., Критика чистого разума, СПб.: Мирго, 1990. – 412 с.

16.        Ленин В.И., Философские тетради, М., 1947 г. – 462 с.

17.        Лукасевич Я. Аристотелевская силлогвистика с точки зрения современной формальной логики, М.: Мир, 1999. – 612 с.

18.        Панцхава И. Д., Пахомов Б. Я. Диалектический материализм в свете современной науки. М.: АБВ-Пресс, 2001. – 386 с.

19.        Парнюк М. А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме. Новосибирск: Альбатрос, 1995. – 584 с.

20.        Платон. Сочинения. / «Протагор», 875 c.

21.        Плеханов Г. В., М., Избр. филос. произв., т. 3, 1957. – 482 с.

22.        Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Владос, 1999. – 392 с.

23.        Тюхтин В. С. Философский энциклопедический словарь. М.: Дело, 2001. – 546 с.

24.        Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва: Юрист’ъ, 1998. – 748 с.

25.        Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997. – 510 с.

26.        Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов – 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000. – 702 с.

27.        Философская энциклопедия, М., 1960. – 614 с.

28.        Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – 452 с.

29.        Харин Ю. А. Марксистская социальная диалектика. Минск.: Граф, 1999. – 574 с.

30.        Штернфельд А. А. Закон перехода количественных изменений в качественные. М., 1988. – 420 с.

31.        Энгельс Ф. Диалектика природы, М., 1955 г. – 722 с.


[1] Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997. –  с. 124.

[2] Философская энциклопедия, М., 1960. –  с. 89.

[3] Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва: Юрист’ъ, 1998, с. 109

[4] Там же, с. 112.

[5] Тюхтин В. С. Философский энциклопедический словарь. М.: Дело, 2001. – с. 215.

[6] Тюхтин В. С. Философский энциклопедический словарь. М.: Дело, 2001. – с. 216.

[7] Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М.: Мирос, 1999. – с. 147

[8] Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М.: Мирос, 1999. – с. 148.

[9] Богомолов А.С. Античная философия / М.: «Эксмо», 2005г., с. 203.

[10] Аристотель. Первая Аналитика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1998 г., т. 2, с. 337

[11] Аристотель. Метафизика /Собрание сочинений, Москва, "Мысль" - 1979 г., т. 1, с. 120.

[12] Аристотель. «О душе», III,  с. 358.

[13] Аристотель. «Политика», I-II, с. 401.

[14] Антология мировой философии, Москва , 1969г, т 1, с. 279.

[15] Антология мировой философии, Москва , 1969г, т 1, с. 283.

[16] Асмус  В.Ф. Античная философия / Москва, Высшая школа, 1996 г., с. 317.

[17] Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. 3-е издание. М.: ТК Велби, 2005. –  с. 176.

[18] Асмус  В.Ф. Античная философия / Москва, Высшая школа, 1996 г., с. 319.

[19] Ильин В. В.Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. СПб.: Акбарс, 1998. –с. 47.

[20] Лукасевич Я. Аристотелевская силлогвистика с точки зрения современной формальной логики, М.: Мир, 1999. – с. 115.

[21] Алексеев П. В., Панин А. В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. 3-е издание. М.: ТК Велби, 2005. –  с. 183.

[22] Парнюк М. А. Концепция детерминизма в диалектическом материализме. Новосибирск: Альбатрос, 1995. – с. 139.

[23] Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов – 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000. –  с. 230.

[24] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – с. 281.

[25] Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов – 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000. –  с. 302.

[26] Аристотель. «Никомахова этика», I-X,  с. 226.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.