Жизнь и творчество Федорова Н.Ф.
ПЛАН
1.Изумительный философ
2.Биография Федорова Н.Ф.
3.Личная жизнь Федорова Н.Ф.
4. Философско-этические взгляды Федорова Н.Ф.
5.Переписка с Ф. Достоевским и Л. Толстым
6. Философское наследие Федорова Н.Ф.
«Философия общего дела»
В последнее время внимание исследователей русской культуры привлекла своеобразная философская концепция Николая Федоровича Федорова.
Оживление интереса к личности и идейному наследию Федорова не случайно. Условия современной цивилизации, находящиеся в ситуации экономического, энергетического и других кризисов, общего обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы решения возникших задач. Это обстоятельство и обусловило интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме можно выделить две тенденции: естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров.
Федорову, легендарному библиотекарю Румянцевского музея (ныне Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого века, неизмеримо больше везло на восклицания удивления и тирады преклонения, чем на пристальное исследование его идей и проектов. Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский "прочел как бы за свои". Л.Н.Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком", а Соловьев называл его "дорогим учителем и утешителем".
Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали, что он знал содержание буквально всех книг Румянцевского музея. "Изумительным философом" назвал Федорова в своих воспоминаниях К.Э.Циолковский.
Помимо философского учения Н.Ф.Федорова, его жизнь также заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы остановиться на некоторых подробностях жизни Николая Федоровича, которые позволяют наиболее ярко представить себе образ незаурядного человека.
Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 г. - поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея, внутренне - колоссальным переворотом, когда ему, по его собственному признанию, открылась основная идея его учения, "мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте" С этого времени все его существование подчиняется единому заданию - разработке учения "общего дела", попыткам его распространения. Четырнадцать лет Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных училищах средней полосы России, проводя необычную систему обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании, когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько из непосредственного изучения родного края, его географии, растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным небом.
Историю Федоров считал одной из самых важных областей человеческого знания, к которой нельзя относиться формально. Отсюда вырос позднее грандиозный проект "музея", один из основных в учении Федорова. Интересно, что историю философ призывал изучать первоначально не в глобальном, а в узком, интимном плане. Самое важное для него - это знание своих собственных корней. Отсутствие же этого знания, а тем более отказ от своих корней, по Федорову, ведет к варварству, к безднам безнравственности. Это мы могли отчетливо наблюдать на примере нашей "коммунистической" истории, когда отказ от своих родных в некоторых случаях считался, чуть ли не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной семьи.
Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое.
Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу. Деньги были для него помехой. Получая незначительное жалование (менее четырехсот рублей в год), он отказывался от всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров ежемесячно раздавал своим "стипендиатам". Он не хотел владеть каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился, когда ему об этом говорили.
Еще с конца шестидесятых годов один из наиболее близких друзей и последователей Николая Федоровича Н.П. Петерсон стал записывать размышления вслух своего учителя. Он же и отправил в декабре 1877 г. краткий конспект Федоровского учения Ф.М.Достоевскому. В ответ на взволнованное и чрезвычайно заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров и начал более систематическое и полное изложение своих философско-этических взглядов, которое затем составило значительную часть его основного произведения - "Вопроса о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим."
Федоров ставит вопрос о самом главном разделении, царящем в мире: отрыве мысли от дела, разделении на "ученых" и "неученых". Основной порок "ученых" определяется Федоровым как пассивное, созерцательное, теоретически-познавательное отношение к миру. Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение мира в представление, в фикцию. Иначе относится к миру большинство "неученых", которые своим практическим трудом непосредственно вторгаются в безусловную материальную реальность мира. Но действие "неученых" в мире ограничено узкими, прагматическими мотивами. Надо дать ему безбрежно широкий творческий выход, осветив знанием, одушевив высшей целью. Важное место в этой задаче принадлежит самим "ученым".
Безусловно, что в обществе существует деление на "ученых" и "неученых". Но мне кажется, что Федоров чересчур обостряет этот вопрос, так как первоначально оторванное от практики теоретическое исследование, в конце концов, находит применение в жизни. Ведь все технические средства, которые мы сейчас используем - это воплощение научной мысли, существующей ранее лишь на бумаге и далеко отстоящей от практики. Важно только, чтобы плоды умственного труда не обращались во вред человечеству. На это обстоятельство Федоров обращает особое внимание. Сейчас, как мне кажется, все больше и больше людей начинают это осознавать. Необдуманные решения и действия привели к массе проблем, которые беспокоили философа уже в прошлом веке, которые он так ясно предвидел. Это и экологические проблемы, и истощение ресурсов, сельскохозяйственные вопросы и т.д. Об этом речь пойдет позднее.
Возвратимся к переписке Федорова с Достоевским. Хотя Достоевский умер, так и не дождавшись этого сочинения, то, что прислал ему Петерсон, оказалось достаточным, чтобы отразиться в творчестве последних лет писателя, в романе "Братья Карамазовы".
Переписку Николая Федоровича с Достоевским внимательно изучает Вл. Соловьев, к этому времени уже лично знакомый с Федоровым. В восторженном письме к последнему Соловьев дает высочайшую оценку его идеям. Более того, одно из публичных выступлений Соловьева должно было стать, по договоренности с Федоровым, первым общественным обнаружением его учения. Но этого не произошло. Реферат, с которым выступал Соловьев, а также другие его работы глубоко разочаровали Николая Федоровича.
На восьмидесятые годы приходится и довольно интенсивное личное общение и духовный диалог-полемика Федорова с Л.Толстым, которые отразились в дневниках последнего, переписке, художественных произведениях. Так же как в случае с Достоевским и Соловьевым, Федоров стремился к тому, чтобы убедить Толстого в истине учения "общего дела" и через знаменитого писателя впервые явить его миру.
Здесь необходимо разъяснение. Николай Федорович нес в себе особое чувство общности духовного достояния всего человечества, понимание того, насколько каждый автор обязан в своем творчестве эпохе, окружению, предшественникам, в конечном итоге всем когда-либо жившим на Земле людям. Отсюда внутреннее неприятие всякого выпячивания личности, индивидуального авторства. Федоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства. Его статьи печатались под псевдонимом. Большую часть из них он не опубликовал совсем.
Самому выступить с учением, выражающим, по его убеждению, глубинные потребности всех людей, всех поколений, прошедших и будущих, главные судьбы всего человечества, московский библиотекарь, маленький человек по господствующей культурной номенклатуре, противился и был готов уступить это право
какому-нибудь значительному, признанному и близкому по духу деятелю своего времени.
Интересно, что в книге известного американского психолога Дейла Карнеги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей" среди прочих рекомендаций на тему: "Как склонять людей к своей точке зрения" существует и такая: не беспокойтесь, если не Вам будет приписана честь авторства. Главное - результаты. Это очень похоже на то, что в течение своей жизни пытался делать Федоров, но, к сожалению, ему не повезло.
Страницы: 1, 2, 3