Министерство образования и науки Украины
Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Реферат
по дисциплине «Системный анализ» на тему:
«Жизнь и деятельность А.А. Богданова»
Выполнила: ст. 440М гр.
Авраменко Е.А.
Харьков 2008
Оглавление
Введение
Биография
О Богданове. Страсть к монизму.
Тектология
Заключение
Список использованной литературы
Алекса́ндр Алекса́ндрович Богда́нов (настоящая фамилия — Малино́вский; другие псевдонимы — Ве́рнер, Макси́мов, Рядово́й) (10 (22) августа 1873, Соколка, Гродненская губерния — 7 апреля 1928, Москва) — практикующий врач-психиатр, философ, экономист, депутат II Государственной Думы, полковой врач в Первую мировую, писатель-фантаст, профессиональный революционер-большевик (с 1905 по 1910 год член ЦК РСДРП и один из редакторов большевистских газет "Борьба" и "Пролетарий"), создатель научного института. О нем говорят как об основоположнике философии эмпириомонизма и всеобщей организационной науки, экономисте, подвижнике медицины. Его основной труд «Тектология, или Всеобщая организационная наука» рядом специалистов оценивается как шаг к созданию кибернетики, поскольку в нем предвосхищены некоторые ее идеи. Богданов — автор романов-утопий «Красная звезда» и «Инженер Мэнни». С 1926 — возглавлял основанный по его инициативе первый в СССР Институт переливания крови, в котором и умер, проводя на себе медицинский эксперимент.
Целью данного реферата является изучение главной работы Богданова - «Тектологии», как исторической предпосылки для возникновения общей теории систем, а впоследствии системного анализа. Оригинальное предложение Богданова заключается в объединении всех человеческих, биологических и физических наук, рассматривая их как системы взаимоотношений, и поиска организационных принципов, лежащих в основе всех типов систем.
В данной работе рассмотрены биография Богданова, предпосылки к созданию тектологии, а также основные концепции теории, такие как прогрессивный подбор, «закон наименьших», динамическое равновесие.
Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия Малиновский) родился 10 (22) августа 1873 в городе Соколка Гродненской губернии (ныне Польша). Александр был вторым из шестерых выживших детей в семье народного учителя, дослужившегося до инспектора городских училищ. Он с детства отличался математическим складом ума, превосходной памятью, редким трудолюбием, любовью к книге и естественным наукам. Гимназию он окончил в Туле, как сказано в его автобиографии, «в условиях казарменно-тюремных», где «злостно-тупое начальство» научило его «бояться и ненавидеть властвующих и отрицать авторитеты». Впрочем, это не помешало ему получить по окончании золотую медаль.
Окончив тульскую классическую гимназию, в 1892 поступил на естественное отделение Московского университета, откуда вскоре был исключён в связи с арестом и высылкой в Тулу за членство в народовольческом Союзном совете землячеств. В Туле Богданов берётся за объяснение рабочим тульских заводов политэкономии Маркса через легальные пособия либерального направления, но быстро чувствует их неудовлетворённость и пишет специальные лекции, из которых сложился «Краткий курс экономической науки» (1897), которая стала самым популярным учебником политической экономии в России.
В 1895—1899 учился на медицинском факультете университета в Харькове и успевал вести революционную работу, став убеждённым социал-демократом. В 1899 получил диплом врача и написал свою первую философскую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу». В этом же году был арестован и после полугода тюрьмы выслан в Вологду. Колония ссыльных, находившихся там под гласным надзором, представляла собой весьма разношерстную и прелюбпытнейшую «компанию». В круг вологодских знакомств Богданова входили Николай Бердяев, Владимир Базаров, Анатолий Луначарский, Алексей Ремизов.
Осенью 1903-го, после раскола РСДРП, примкнул к большевикам. На III съезде РСДРП делал доклад от имени большевиков и вошёл в ЦК партии. В 1900-х годах в российской печати шла оживленная философская дискуссия. Слово «идеализм» буквально не сходило со страниц изданий. В полемике принимали участие крупнейшие русские философы. В этот период Богданов сформировал собственную философскую систему, которая изложена в труде «Эмпириомонизм: Статьи по философии. 1904 — 1906» (в трех книгах). Противопоставление материи и духа автор называет «домонистической ступенью познания». Единая (монистическая) картина мира, по Богданову, связана с понятиями «опыт», «энергия». Главная тема в «Эмпириомонизме» - задача совершенствования человечества.
Богданов тесно общался с В.И. Лениным, хотя и расходился с ним по ряду философских вопросов (его идеалистические воззрения эмпириомонизма подвергал резкой критике вождь пролетариата). В годы первой русской революции 1905-1907 годов Малиновский вместе с Л.Красиным возглавлял боевую техническую группу большевистской партии. В 1905 был членом Боевой технической группы ЦК, обеспечивавшей восставших оружием. С конца 1907 находился в эмиграции и вместе с Лениным входил в состав большевистского центрального органа «Пролетарий».
Впоследствии Богданов ушёл от большевиков. В 1908 году – отзовист и руководитель группы «Вперед», а в 1909-м вместе с А. Горьким и А.Луначарским участвует в создании на Капри Высшей социал-демократической школы для подготовки рабочих-пропагандистов и разработки проблем пролетарской культуры. В 1909 г. пытался создать собственную левую фракцию «богдановцев». Издавал за границей газету «Вперёд» при участии Луначарского, Алексинского и др. Одновременно с практической революционной деятельностью Богданов уделял большое внимание и научно-философской работе.
В 1911 г. отошел от политики и занялся наукой, а в 1914-м возвратился в Россию и с началом первой мировой войны в качестве врача был отправлен на фронт. После Брестского мира он не вернулся в партию большевиков, но и не выступал против них, а отдался научной и литературной работе. В это время Богдановым был выпущен ряд книг — «Тектология: всеобщая организационная наука» (1913—1922), «Вопросы социализма» (1918), «Социализм науки» (1918) и др., в которых он обосновывает свои философские и социокультурные позиции. Наследие А. Богданова в схудожественной литературе ограничивается тремя произведениями – романом-утопией «Красная звезда» (1908), его продолжением – романом «Инженер Мэнни» (1913) и рассказом «Праздник бессмертия» (1914).
Богданов не принял октябрьский переворот, но не отрекся от социалистических идеалов и по-прежнему доказывал свою преданность делу построения нового общества. Он инициатор создания Коммунистической академии, членом президиума которой оставался до смерти. В 1918-м Богданов становится идеологом Пролеткульта, войдя на 1-й Всероссийской конференции Пролеткульта в состав ЦК Пролеткульта и редакцию журнала «Пролетарская Культура» (до осени 1921). Ученый читает лекции по экономике в Московском университете, выступает на конференциях. Как свидетельствуют документы, Богданов последовательно придерживался своих взглядов и занимал твердую антиленинскую позицию. Он был твердо убежден: пролетариат не способен, в силу своей недостаточно высокой сознательности, выполнять роль субъекта революции. Военный коммунизм «еретик» квалифицирует как недемократический, уравновешивающий нищету, что не имеет ничего общего с социализмом. Конечно, в 20-е годы такая позиция не могла оставаться ненаказанной. По инициативе Ленина критика Богданова и «богдановщины» разворачивается с новой силой. В левых журналах ему все чаще отказывают в публикациях. Осенью 1921-го он был вынужден выйти из Пролеткульта, подвергшегося партийному давлению. А с 1923 года Богданова лишили какой-либо возможности отстаивать свои позиции в советской печати.
Незадолго до ареста в сентябре-октябре 1923 Богданов, увлеченный идеей «повышения жизнеспособности людей методом обменного переливания крови», создал организацию «физиологического коллективизма». А в конце 1925 г. сам товарищ Сталин «благословил» его на основание Института переливания крови, причем обещал, что будут предоставлены все возможности для научной работы. В марте 1926 г. в СССР был организован первый в мире Научный институт по переливанию крови во главе с А.А.Богдановым. На посту директора он продолжал участвовать в опытах, направленных, в том числе, на передачу больным туберкулезом иммунитета к этой болезни, который, как он полагал, был у него. Одиннадцать таких экспериментов прошли успешно — но 12-е обменное переливание крови, проведенное Богдановым, завершилось трагически: 7 апреля 1928 г. он скончался. Известно, что Богданов переливал свою кровь студенту, у которого были малярия и туберкулез, и умер, очевидно, перелив себе кровь инфекционного больного, хотя так никто и не выяснил до конца обстоятельства его смерти.
Основные должностные назначения
1918—1921 — профессор политической экономии I МГУ
1918—1922 — член Президиума Коммунистической академии
1926—1928 — директор Государственного научного института переливания крови
Концепция «всеобщей организационной науки» - «тектологии» - увенчала творческую работу Богданова. Смелая попытка сведения универсальных организационных принципов в единую науку с «всеобщей точкой зрения» стала итоговым выражением той пламенной «страсти к монизму», которой был одухотворен жизненный путь ученого.
Рано ощутив «очень сильную и глубокую рассудочную потребность в порядке», будущий «тектолог» еще в детстве сделался «рационалистом», благодаря «критике семейных авторитетов» и «книжному проникновению в жизнь». Образ «хозяина вещей» навсегда уступил место идее максимума организованности, включавшую в себя «утопию разумных человеческих отношений» и цели коллективной борьбы за жизнеспособность. Отсюда и революционный порыв, и своеобразие интеллектуальных исканий, и последняя в мировой литературе классическая утопия «Красная звезда» (написанная в бытность признанным идеологом российского рабочего движения) и первый в мировой медицине Институт переливания крови.
Страницы: 1, 2