Введение
1. Астрономия в древности
1.1. Геоцентрическая система мира
2. Что такое астрология?
3. Отрасли Астрологии
4. Общий прогноз на 2006 год
5. Знаменитые астрологи
Заключение
Список использованных источников
Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше "земное" противопоставлялось "небесному". Думали, что существует "твердь небесная", к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.
Гиппарх, александрийский ученый, живший во 2 веке до н. э. , и другие астрономы его времени уделяли много внимания наблюдениям за движением планет. Эти движения представлялись им крайне запутанными. В самом деле, направления движения планет по небу как бы описывают по небу петли. Эта кажущаяся сложность в движении планет вызывается движением Земли вокруг Солнца - ведь мы наблюдаем планеты с Земли, которая сама движется. И когда Земля " догоняет" другую планету, то кажется, что планета как бы останавливается, а потом движется назад. Но древние астрономы думали, что планеты действительно совершают такие сложные движения вокруг Земли. Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою "систему мира". Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет. Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной , его система мира была названа геоцентрической. Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли - деферентом. Трудно представить, чтобы в природе совершались такие запутанные движения, да еще вокруг воображаемых точек. Такое искусственное построение потребовалось Птолемею для того чтобы, основываясь на ложном представлении о неподвижности Земли, расположенной в центре Вселенной, объяснить видимую сложность движения планет. Птолемей был блестящим для своего времени математиком. Но он разделял взгляд Аристотеля, который считал, что Земля неподвижна и только она может быть центром Вселенной. Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет. Также эту систему признавало Христианская религия. В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является "сосредоточием" Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению. Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.
Свою систему мира великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) изложил в книге "О вращениях небесных сфер", вышедшей в год его смерти. В этой книге он доказал, что Вселенная устроена совсем не так , как много веков утверждала религия. Во все странах почти полтора тысячелетия владело умами людей ложное учение Птолемея, который утверждал, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной. Последователи Птолемея в угоду церкви придумывали все новые "разъяснения" и "доказательства" движения планет вокруг Земли, чтобы сохранить "истинность" и "святость" его ложного учения. Но от этого система Птолемея становилась все более надуманной и искусственной. Задолго до Птолемея греческий ученый Аристарх утверждал, что Земля движется вокруг Солнца. Позже, в средние века, передовые ученые разделяли точку зрения Аристарха о строении мира и отвергали ложное учение Птолемея. Незадолго до Коперника великие итальянские ученые Николай Кузанский и Леонардо да Винчи утверждали, что Земля движется, что она совсем не находится в центре Вселенной и не занимает в ней исключительного положения. Почему же, несмотря на это, система Птолемея продолжала господствовать? Потому, что она опиралась на всесильную церковную власть, которая подавляла свободную мысль, мешала развитию науки. Кроме того, ученые, отвергавшие учение Птолемея и высказывавшие правильный взгляды на устройство Вселенной, не могли еще их убедительно обосновать. Это удалось сделать только Николаю Копернику. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математических вычислений он показал, что Земля - только одна из планет, а все планеты обращаются вокруг Солнца. Своей книгой он бросил вызов церковным авторитетам, разоблачая их полное невежество в вопросах устройства Вселенной. Коперник не дожил до того времени, когда его книга распространилась по всему свету, открывая людям правду о Вселенной. Он был при смерти, когда друзья принесли и вложили в его холодеющие руки первый экземпляр книги. Коперник родился в 1473 г. в польском городе Торуни. Он жил в трудное время, когда Польша и ее сосед - Русское государство - продолжало вековую борьбу с захватчиками - тевтонскими рыцарями и татаро-монголами, стремившимися поработить славянские народы.
Общепринятого определения астрологии до сих пор не существует, в разных источниках приводятся разные формулировки (их общее число достигает нескольких десятков). Наиболее адекватным представляется определение, предложенное Робертом Хэндом:
"Астрология - наука, изучающая характеристики данной точки в пространстве при помощи соотнесения её с другими точками того же континуума, и пользующаяся символическим языком, связанным с космическими структурами".
Отставляя в сторону достаточно спорный вопрос о "научности" астрологии, следует подчеркнуть несколько важных моментов, связанных с данным определением. Во-первых, это определение не подразумевает непосредственного воздействия небесных тел на земные события, а прежде всего указывает на символическую соотнесённость между событиями разного масштаба. Во-вторых, не представляет собой астральный культ; представления об одушевленности небесных светил и о том, что они диктуют свою волю людям, не являются здесь обязательными и отвергались многими астрологами еще в древности. Небесные констелляции воспринимались ими зачастую лишь как отражение состояния мира, а не как его причина. В-третьих, астрология не является фаталистическим учением, постулирующим абсолютный детерминизм жизни человека и всей Земли в целом. к замечает Цицерон, "Если всё решает судьба, то какой мне прок от гадания?" В-четвёртых, астрология на самом деле не является системой предсказаний или гаданий. Астрология - учение о соотнесённости человеческих ритмов с ритмами космоса. Изучив влияние космических факторов на прошлое и на настоящее человека, астролог может сделать прогноз на будущее, но целью его зачастую является не точность прогноза, а достижение человеком наибольшей "слаженности" своих и космических ритмов. Отметим, что в разные эпохи встречаются убеждённые астрологи, не занимающиеся предсказаниями и воспринимающие астрологов-прорицателей приблизительно как врачей, которые стремятся не вылечить больного от болезни, а точно определить, через сколько времени он от этой болезни умрёт.
Страницы: 1, 2