Рефераты. Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля

Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля

Санкт-Петербургский Государственный Университет

 Экономики и Финансов








Реферат по истории экономических учений


Зарождение экономического анализа во взглядах Аристотеля











                                                                              


Выполнила: студентка 3 курса

Вечернего факультета

Курочкина О.Н.

 гр. 384

Проверил: Терентьев С.А.













Санкт-Петербург

2005 г.

Оглавление

Введение.. 2

Жизнь и творчество.. 3

ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД.. 3

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ.. 4

ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД.. 4

СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ.. 6

Аристотель об обществе и государстве. 9

Условия формирования экономических взглядов Аристотеля.. 11

Экономические взгляды Аристотеля.. 13

Заключение.. 17

Список использованной литературы... 18

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 




Введение

В начале  XXI  века  наше  общество  находится  на  этапе  глубоких  социально-экономических  преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление  людьми  окружающего  мира,  возрождение  старых  и  становление  новых  философских  учений,  поэтому  представляет  интерес  рассмотрение  творчества античного философа Аристотеля, жившего  в  эпоху великих потрясений. Мир  Аристотеля – это  мир  крушения  системы  греческих  городов-полисов  и  возникновения  империи  Александра  Македонского.

С  этой  точки  зрения  было  бы  интересно,  изучая  экономические  взгляды  Аристотеля, проследить за  тем,  как  бурные  события общественной  жизни  той  эпохи  находили  свое  отражение  в  становлении  его  экономических  взглядов. Тем  более,  что  особенный  стиль в изложении  взглядов   позволяет   не  только  ознакомиться  с  конечными  результатами  его  творческих исканий,  но  и  проследить  за  ходом    мыслей  и  рассуждений.

Интерес  к  творчеству  этого философа не ослабевает, и, быть может,  даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших  две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.

Несомненно,  рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто  в  том  смысле,  что  слишком  большой  промежуток  времени  отделяет  его от  нас.  Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным. Конечно,  для своего времени  он  был крупнейшим ученым,  но  следует  учитывать, что представления  о  мире  мыслителей,  живших  в IV в. до н.э.,  сильно  отличаются  от  нашего мнения.  






















Жизнь и творчество

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина – город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье  Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости  был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную  прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367 г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады – город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.

ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД

Прибыв в Афины семнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в существовавшую там уже в течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл 20 лет сначала в качестве ученика, а затем и учителя. Когда Аристотель приобщился к философской школе Платона, последнему было уже 60 лет, и он находился на вершине своей прижизненной философской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его «умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником – Ксенократом, Платон говорил, что «один (Ксенократ) нуждается в шпорах, другой (Аристотель) – в узде»; и «Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать». Аристотель же всегда глубоко уважал своего учителя. 

Изучив многочисленные рукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всем областям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии. Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым, критически относящимся к учению Платона.

Платон скончался в 347 г. в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом. Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежелание оставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который стал схолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что к нему как наследнику Платона перешло имущество Академии.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

Покинув великий город, Аристотель находит себе убежище в малоазийском городе Ассосе в Троаде. Прибрежный Ассос был только что основан Гермием – тираном малоазийского города Атарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года (348/7-345). Здесь он нашел себя, – его собственное мировоззрение определилось. К тому же племянница (приемная дочь) Гермия Пифиада становится женой Аристотеля и матерью его дочери, Пифиады-младшей. После казни Гермия, предательски захваченного персами и распятого, Аристотель вынужден был покинуть Атарней и последующие три года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженец тех мест.

В 343 г. до н. э. Аристотель, по приглашению Филиппа II, переехал в новую столицу Македонии – город Пеллу, где в течение трех лет преподавал тринадцатилетнему Александру политические и философские науки. В выборе Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, и слава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое предназначение греков – стать властелинами мира). Трудно сказать, в чем состояла методика воспитания Аристотеля, и насколько ему удалось облагородить характер будущего «завоевателя мира», отличавшегося безрассудной смелостью, вспыльчивостью, упрямством и безмерным честолюбием. Но конечно Аристотель не стремился сделать из Александра философа (чего желал бы на его месте Платон) и не мучил его геометрией, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосе Гомера. Говорят, что Аристотель специально для своего воспитанника «издал» гомеровскую «Илиаду», благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле. Впоследствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю – тем, что дает ей цену». Преподавательская деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, что Александр стал правителем огромной страны.

Аристотель возвращается на родину – в Стагир, разрушенный Филиппом II в войне против Афин. Там он провел три года (339-336). Пребывание Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа. Придя к власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город, за что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля. Сам же он с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможность вернуться в Афины.

ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД

Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва) снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян, и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в поход против персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственную философскую школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишь за чертой города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликей был одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Он находился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, и школе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистая роща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытая галерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос» (peripatos), то школа Аристотеля получила второе название - «перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого, что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулок излагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). От него происходит название членов Ликея – «перипатетики». Аристотель преподавал в Ликее более двенадцати лет.

Уже спустя несколько лет после открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории и теории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельность Ксенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.

Второй афинский период целиком совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с «эпохой Александра», которая была, как подчеркивает Маркс, временем «высочайшего рассвета» Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальном различии греков и не греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации» успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем иную политику: он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местного населения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом и требовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. Племянник Аристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такое превращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело к охлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.