Рефераты. Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения

Самым известным аристотеликом был Пьетро Помпонацци (1462-1524). Он выдвигает предположение, что душа человека, рождаясь вместе с телом, и умирает с ним, что вызвало множество протестов со стороны церкви. Смысл жизни человека – не достижение бессмертия, а возможность счастья и блаженства на основе рационального познания, что является целью и смыслом существования рода человеческого. Из того, что душа смертна, Помпонацци вовсе не выводит, что должно отвергать добродетели и стремиться к одним наслаждениям. Он выражает мысли, близкие Пико де Мирандола: «Нет ничего в мире, что хоть каким-нибудь свойством не могло бы иметь общего с человеком, почему заслуженно его называют микрокосмом, или малым миром» [ 12, с.277-281; 4, c.303-305 ].

Одним из самых известных неитальянских гуманистов является Мишель Монтень (1533-1592).  В его работе «Опыты» скептицизм сосуществует с искренней верой. «Атеизм, - пишет Монтень, - есть предположение противоестественное, чудовищное и тягостное для человеческой души». ­«Естественное» знание о Боге зависит исключительно от веры.

Монтень, как решительный противник схоластики, отвергал бессодержательную академичность университетской философии, которая подчинялась авторитетам. Он делал упор на самостоятельность суждений, образцом для которых могло быть свободомыслие античной философии. Этическое учение Монтеня является натуралистическим. Против схоластической модели «добродетельной» жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой, любвеобильной, умеренной добродетели, но при этом достаточно мужественной, непримиримой к злобе, страху и унижениям. Монтень осуждает безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное мышление человека.

Монтень провозглашал идею естественного равенства людей и идеализировал «естественное состояние» человечества, считая, что счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои могут быть обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации. Эти идеи нашли яркое выражение в воззрениях Руссо [ 12, с.282-286; 4, c.317-319; 13, c.102].  

Гуманизм – одно из важнейших течений Ренессанса, отразившее основную идею этой эпохи. Освобождение человека из рамок средневековых ограничений, признание его величия и даже божественности неотвратимо изменило всю систему ценностей, выдвинув на центральное место этой системы человека.

3. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения

3.1 Развитие науки.

Развитие естествознания в XIV – XVI вв. нанесло по схоластическому мировоззрению не менее сокрушительный удар, чем гуманистическая мысль Возрождения. Новые концепции, выдвинутые наукой, сильно повлияли на новую философию, хотя и зачастую отрицались и преследовались церковью.

Авторитет науки весьма существенно отличается от авторитета церкви, так как он пользуется средствами исключительно интеллектуальными, не опирающимися на аппарат принуждения. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки, равно как и никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы исключительно призывом к разуму. Этот авторитет еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки высказываются в порядке предположения, на основании вероятности, и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, отличный от склада ума средневекового догматика.

Поворот к новой космологии наметился уже в  XV в. Николай Кузанский (1401 – 1464) в своем учении о безграничности космоса ставил под сомнение сложившиеся богословско-схоластические представления о Вселенной. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как о центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его и к признанию движения Земли. Расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к освобождению естествознания от религиозного толкования [ 14 , с.108-109].

Одним из наиболее значительных достижений естествознания того времени было создание польским священником – астрономом Николаем Коперником (1473 – 1543) гелиоцентрической системы мира. Согласно его идее, Земля не являлась неподвижным центрам мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Разработке концепции гелиоцентризма Коперник посвятил всю свою жизнь. Страх перед церковной цензурой заставил его отложить опубликование своих взглядов, и его главная работа «Об обращении небесных сфер» была опубликована лишь в год его смерти (1543).  Следует все же отметить, что в годы, когда жил Коперник, церковь была либеральнее, чем в более поздние годы, и книга не подвергалась официальному осуждению католицизма до времен Галилея. В 1616 г. Учение Коперника было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее Священному писанию и прямо еретическое».

Несмотря на верность взглядов, у Коперника не было возможности дать какое-либо исчерпывающее доказательство в пользу своей гипотезы, и долгое время астрономы отвергали ее. Э.А.Барт в своей книге «Метафизические основы современной науки» указывает, что во времена Коперника не были известны факты, которые бы заставили принять его систему, но был известен ряд фактов, которые говорили против нее.

Космология Коперника Требовала пересмотра не только Птолемеевской астрономии, но и ортодоксального толкования католической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на «тленную» земную субстанцию и «вечную» небесную, то есть упразднялось теологическое противо-поставление земли и неба. Земля больше не представлялась особым геометрическим центром, что лишало человека космической значимости, приписанной ему христианством [ 6,с.106;  11, с.598-601; 14, с.107-108 ]. 

Новые идеи космологии заключены и в доктрине Джордано Бруно (1548-1600) . Согласно его учению, Вселенная бесконечна, в ней происходит непрерывное изменение и движение. Положение о бесконечности Вселенной позволило Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую систему. Центром Вселенной не могут быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров, у каждого из которых есть свой центр [ 14 , с.109-110].

Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571-1630). Большим достижением Кеплера было открытие трех законов движения планет, два из которых он опубликовал в 1609 году, а третий – в 1619 году. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам, и движение планет вокруг Солнца неравномерно, и время обращения планет зависит от их расстояния до Солнца. Открытия Кеплера создали предпосылку для реабилитации учения Коперника [ 11, с.603-604; 6, с.106-107].

Гениальный ученый Ренессанса, физик и астроном Галилео Галилей (1564-1642) путем экспериментальных исследований делает еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы мировоззрения. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхности Луны и Солнца не гладкие, что Млечный путь является множеством отдельных звезд, открыл четыре спутника Юпитера и фазы Венеры. Галилей первым открыл явление ускорения в динамике и закон падения тел. Он развивает новую методологию, основывающуюся на экспериментах и математике. Природные процессы представляются измеримыми, отсюда вытекает возможность установить точными методами их законы. Галилей способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования [11, с.604-608; 4, с.32-322; 6, с.107].  

Наряду с открытиями теоретической науки, следует отметить возросшее значение ее практической стороны, представляющей собой попытку изменить мир. Практическое значение науки было впервые признано в связи с войной; Галилей и Леонардо да Винчи добились должностей на государственной службе своими проектами усовершенствования артиллерии и фортификационного искусства. Развитие практической науки способствовало и утверждению теоретической науки.

Вклад ученых Возрождения в науку создал фундамент для великих открытий Нового времени, которые окончательно перевернули научную картину мира. Успехи в развитии естествознания в значительной степени определили и характер философских размышлений. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

3.2  Религиозная мысль эпохи Возрождения


Эпоха Ренессанса отмечена никогда прежде не виданным многообразием христианских воззрений, которое связано с углубившейся персональностью веры. Сотни людей, как в «верхах», так и в «низах» позднесредневекового общества, пытаются «найти своего собственного Христа в своем собственном сердце» и соответственно составить самостоятельное представление об отношении Бога и мира. Стремительно растет число диссидентских движений, с которыми господствующая церковь уже не может справиться ни рационально (посредством ученого богословия), ни дисциплинарно (посредством запретов и преследований).

Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Возрождения были исполнены жаждой религиозного обновления. Однако, несмотря на то, что гуманизм был преимущественно итальянским явлением, религиозный бум пошел за пределами Италии. Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Но все же усилиями Лютера и других реформаторов единство церкви и христианства было безвозвратно утрачено.

Характерной особенностью религиозной мысли Ренессанса является пантеизм, тесно связанный с натурфилософией. Бог в этом учении представляется не отстраненным демиургом, а сливается с миром, природой. Расцвет натурфилософии приходится на XVI век, когда гуманизм и неоплатонизм уже выполнили свое назначение и ослабевают.

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Он лишь отчасти принадлежит Возрождению: он соединял в своих произведениях культуры средневековья и энергично наступавший гуманизм. С одной стороны, он – кардинал католической церкви, с другой – активный участник кружка гуманистов. В своих трудах он использует особенный, несхоластический метод, близкий к математике. Тип познания, связанный с этим методом, Кузанский называет «ученым незнанием», где прилагательное существенным образом корректирует существительное.

Концепция Бога у Кузанского – пантеистическая. Для него Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Это абсолютный максимум и одновременно – абсолютный минимум. В Боге совпадают все противоположности, присущие миру вещей: «Очищая максимум и минимум от количества, мысленно отбрасывая большое и малое, тебе станет очевидным, что максимум и минимум совпадают».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.