Рефераты. Закон диалектического противоречия. p>Главными линиями в развитии являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие.

Механизм движения объясняют количественно качественные  изменения.

Качество — это целостная характеристика существенных  свойств объекта, позволяющая предмету быть самим собой.  Теряя свое качество, объект перестает существовать. Количество — это совокупность свойств, указывающих на величину, объем, степень проявления качества.

Единство качества и количества отражает категория  мера. Мера — это зона, в пределах которой данное качество сохраняется, хотя происходят количественные изменения. Например, если воду нагревать, она остается водой, хотя горячей или даже очень горячей, т.е. некоторые ее свойства

изменились. Но нот наступила критическая точка кипения: бешено  "суетящиеся" молекулы воды начали густым потоком выскакивать на поверхность в виде пара.

Переход от старого качества к новому связан со  скачком, перерывом постепенности в развитии. Скачок есть процесс коренного изменения данного качества, уничтожение старого и рождение нового. В процессе развития имеют место, как правило, два основных типа скачков: "скачок-взрыв" и постепенный скачок.

Характер скачка зависит от природы развивающегося объекта, от условий его развития, от присущих ему внутренних и внешних противоречий.

При всем многообразии скачков (поскольку многообразно бытие) обращает на себя внимание один принципиальный момент: при смене одного качества на другое старое может быть либо  полностью отвергнуто, либо частично сохранено. По словам Гегеля, мы имеем дело с отрицанием. При  диалектическом отрицании сохраняется связь нового со старым. Благодаря  этому развитие может идти более успешно. Особенно важно сохранение такой преемственности в обществе. Значит,   ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, ролью в создании нового.

3 Всеобщность и специфический характер противоречий, их

многообразие и основные виды.

 

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции - словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической, Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны(-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов", "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия".

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности, по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ". Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия - это противоречия между элементами структуры; а внешние - это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные, главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются.

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции);

3) конструкции (формирования, создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго - переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года - вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество - это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.

1. Количество - это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

2. Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество - характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.

4.Социальные противоречия и способы их разрешения.

 

Социальные противоречия представляют собой определенные взаимоотношения в обществе. В данной контрольной работе мы рассмотрим социальные противоречия в обществе с момента зарождения феодально-зависимого строя.

Фазы развития социальной борьбы были связаны с основными этапами формирования феодально-зависимого населения. И договоры киевских князей с Византией X в., и Древнейшая Русская Правда начала ХI в. говорят о столкновениях между "челядинами" и их владельцами. Борьба челяди со своими господами не выливалась в восстание, - наиболее распространённой формой сопротивления были побеги. Древнейшая Правда предусматривает также случаи, когда холоп ударит свободного человека.

Протест населения вызывала проводившаяся киевскими князьями "окняжение" земли и обращение ранее свободных общинников в зависимых крестьян - данников. В 945 г. произошло восстание древлян против киевского князя Игоря. Поводом к восстанию послужил сбор Игорем дани с них в повышенном размере. Очевидно, существовало какое то неписанное право, определявшее норму повинностей в пользу киевских князей. Древляне считали незаконным её превышение и начали борьбу за фиксирование повинности обычаем. Игорь был убит. Подавление восстания в Древлянской земле осуществила его жена Ольга.

В это время в Древлянской земле уже возникло социальное неравенство. Шел процесс выделения феодализирующейся знати - "лучших мужей", "нарочитых мужей", "старейшин", которые господствовали над простыми "людьми" - общинниками. Этой знати принадлежала политическая власть. В связи с появлением классового общества и государственности у древлян возникли свои "грады" - усадьбы, центры властвования "лучших мужей".
Однако степень феодализации в Древлянской земле была ещё слабая, а родоплеменные отношения, напротив, весьма заметны. Поэтому местной древлянской знати удалось возглавить восстание под лозунгом борьбы за своих, "добрых" князей. Подавление восстания в Древлянской земле имело следствием восстановление её даннических отношений к киевским князьям.
Одной из форм социального протеста против феодализации являлись вооруженные нападения крестьян на представителей господствующего класса - "разбои". В летописи содержится рассказ о мерах, принятых князем Владимиром Святославичем в 996 г. в целях искоренения этого явления. Когда "умножились разбои", Владимир, по совету епископов, решил казнить разбойников, а затем, по указанию тех же епископов, установил виры (денежные штрафы) в качестве наказания за "разбой".

Об убийстве феодалов (огнищан) во время "разбоев" говорится и в Краткой редакции Русской Правды. В Пространной редакции памятника карой за разбой служат " поток и разграбление", т.е. изгнание преступника из общины с конфискацией всего имущества.

Усиление разбоев в конце Х и в ХI в. порождалось ростом неравенства среди крестьян и выделением из общины "изгоев" - людей, лишенных средств производства и вынужденных идти в феодальную зависимость.

Народные волнения возникали и в связи с междоусобной борьбой князей за создание единого государства. В 1015 г. восстали "граждане" горожане) Новгорода: они перебили дружину варягов - наемников, призванных новгородским князем Ярославом против его отца Владимира Святославича киевского. Можно думать, что в движении горожан приняли участие и новгородские смерды: летописец упоминает их в составе войск Ярослава.

После того как в конце X в. на Руси в качестве официальной государственной религии было принято христианство, и православная церковь стала феодальной организацией, антифеодальные движения начали выступать под религиозной оболочкой, принимая форму выступлений против христианства, за старую языческую веру. Так, восстание в Суздальской земле во время голода 1024г. возглавили волхвы. Восставшие стали избивать местную знать ("старую чадь"), подозревая, что она скрывает запасы продовольствия. Вероятно, это было движение изгоев. Оно прекратилось лишь после того, как из Волжской Болгарии в Суздальскую землю был привезен хлеб. Ярослав сам прибыл в Суздаль и там расправился с волхвами, заточив одних, казнив других.

Социальные противоречия в Древней Руси обострились во второй половине XI и в начале XII в. Во-первых, в это время происходили выступления смердов, вызванные уже не окняжением земли и обложением данью общинников, а установлением зависимости части смердов непосредственно от князя как земельного собственника. Во-вторых, в это же время наблюдался подъем движений горожан, причем иногда городские восстания смыкались с движениями крестьянства. В-третьих, крестьянские волнения обусловливались появлением таких тяжелых форм феодальной зависимости, как закупничество.

Об обострении классовых противоречий свидетельствует Правда Ярославичей, созданная, по-видимому, в начале 70-х годов XI в. В этом кодексе речь идет о действиях смердов, закабаляемых князьями-вотчинниками. Отмечаются случаи поджогов и порчи княжеских бортей (деревьев с пчелиными ульями), нарушений прав земельной собственности (перепахивание границ пашенных участков и уничтожение пограничных знаков). Памятник говорит об уводе скота из хлева и с поля, об ограблении клети (кладовой) с хлебом, о краже птицы из "перевесов" (ловушек, которые ставились в лесу). При этом имеются в виду не единичные случаи хищений, а грабежи с участием десятка - двух десятков человек.

Правда, статьи закона формулируются так, что не всегда можно сказать, о нарушении чьей собственности идет речь. Собственниками могли быть и крестьяне, между которыми возникали порой земельные споры. Однако в ряде случаев прямо говорится о княжеском домене. Поэтому вполне правомерен вывод, что многие правонарушения, перечисленные в постановлениях сыновей Ярослава, являлись формами протеста сельских низов против социального неравенства, обострившегося в условиях становления феодального способа производства.

Правда Ярославичей устанавливает повышенный штраф за убийство людей, близких к княжескому двору, и возлагает ответственность за это преступление на всю крестьянскую общину. Тот, кто убьет огнищанина при охране им княжеской собственности, может быть тут же предан смерти. Князь Изяслав, старший конюх которого был убит жителями города Дорогобужа, издал особый указ, охранявший повышенным штрафом жизнь княжеских конюхов. Правда Ярославичей вводит разветвленную шкалу штрафов за убийство и других представителей княжеской вотчинной администрации.

Первое крупное движение горожан произошло в Киеве в 1068 г. По-видимому, оно имело отклики и среди сельского населения в окрестностях Киева. Киево-Печерский патерик рассказывает, как однажды ночью на Печерский монастырь напали "разбойники", собиравшиеся убить братию и захватить церковное имущество. Вероятно, это был не простой грабеж: "разбойники" хотели, уничтожив монахов, избавиться от их соседства, помешать росту монастыря как феодальной организации. Действовала целая группа людей, у которых имелся представитель- "старейшина". Они собирались в лесу, но где-то в соседнем селении у них были свои "домы". Видно, что Патерик описывает действие крестьян-смердов, которые боялись, что расширение монастыря приведет к утрате ими земель и свободы. М. Н.Тихомиров с основанием относил это выступление к 1068 - 1069 гг. - времени, близкому к восстанию в Киеве.

В том же Патерике можно найти сведения и о других актах борьбы крестьян с феодалами, относящихся примерно к рубежу 60-х и 70-х годов XI в. Однажды к Феодосию привели связанными "разбойников", которые намеревались совершить кражу в одном из монастырских сёл. Игумен, якобы, сжалился над пойманными людьми, велел освободить и отпустил, посоветовав в дальнейшем "никого же обидити и никому же зла сотворити".

Колоритен и еще один рассказ - о том, как земельные собственники захватили на месте преступления "разбойников", покушавшихся на их имущество. Грабителей связали и повели в город к судье. Когда их вели мимо какого-то монастырского села, один из них стал угрожать, что когда-нибудь он со своими товарищами явится туда: "разбой хотяще творити и поимати вся бывшаа…". Какие-то отклики на киевское восстание 1068 г. были и среди холопов. Судя по Новгородской летописи, новгородского епископа Стефана, прибывшего в Киев, "свои холопы удавишя".

Под 1071 г. в летописи описано наиболее крупное крестьянское движение конца XI в. - выступление смердов в Ростовской земле и на Белоозере. Согласно данным летописи, общество состояло тут из простых "людей" (крестьян) и "лучших людей", у которых имелись большие запасы хлеба, меда, рыбы, мехов. Такое скопление богатств в руках местной знати вызывало протест у рядовой массы общинников, принявший особо острые формы во время голода. Началось волнение среди смердов. Волхвы - выходцы из Ярославля - стремились направить движение по линии борьбы с христианством, за старую, языческую веру. Продвигаясь по Волге, восставшие отнимали имущество у "лучших людей". Волхвы, пытаясь придать языческий оттенок социальному выступлению смердов, указывали на женщин, как на хранительниц запасов: в народе были распространены суеверия относительно "злых жён", напускающих голод.

Характер волнений крестьянства осложнился его взаимоотношениями с княжеской властью. Ряд крестьян - смердов принадлежали к числу княжеских данников. На Белоозере, куда пришло до 300 человек, в это время собирал дань со смердов дружинник Янь Вышатич. Он потребовал выдачи волхвов, поскольку они являются его и его князя смердами, а значит, живя на земле, освоенной в качестве государственной собственности Святославом черниговским, подсудны последнему, следовательно, и Яню как его представителю. Смерды, однако, настаивали на непосредственной подсудности князю и отказались выдать волхвов. Вооружившись, Янь с дружиной выступил против смердов. В лесу произошло столкновение. Смерды не смогли одолеть дружину и скрылись. В дальнейшем, испугавшись угрозы Яня, что он в течение целого года не прекратит сбора дани с населения, если оно его не послушается, смерды выдали волхвов в руки данщика. Тот распорядился, чтобы родственники убитых женщин осуществили право кровной мести и убили волхвов, что и было сделано.
Очень мало сведений сохранилось о движении в Киеве в 1113 г. Источники говорят о "мятеже", "голке", "крамоле, суще и в людях". Испуганная киевская аристократия призвала княжить в Киев из Переяславля Владимира Мономаха, который путём некоторых уступок социальным низам сумел подавить восстание.

Список использованной литературы.

1.                 Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Политиздание 2. Москва. 1990 г.

2.                 В.П. Кохановский - Философия. Высшее образование. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2003 г.

3.                 Гегель. Лекции по истории философии // Соч. М.,1932-1935. Т.9 – 11.

4.                 Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А.,Философия. Учебник для вузов. Москва. 1997 г.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.