ПАТРИСТИКА
Тертулиан
(160-230 гг.). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию.
«Верю в то, что абсурдно». Триединство: ум, душа и тело.
Ориген
(185-254 гг.). из Александрии. Сотворение мира – вечно длящийся акт. Прежде
этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с
богом.
Боэций
Северин (480-524 гг.). из Рима. Сочинение: «Утешение философией». Бог – личность,
любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и
внемлющая его молитвам.
Аврелий Августин (354-430 гг.). из Тагаста
(Сев. Африка). Сочинения: «Исповедь», «О Троице», «О граде божьем». Бог
является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление
божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания.
СХОЛАСТИКА
Иоанн
Эскотт Уршренна (810-877 гг.). из Ирландии. Сочинение «О разделении природы».
Бог есть природа. Существуют четыре вида природы:.
Гильом
Коншский (1070-1121 гг.). из Парижа. Сочинения: «Философия мира», «Дагматикон
философии». Нужно полагаться на логику в аргументации при рассмотрении
поросов естественно-научного характера.
Ансельм
Кентерберийский (1033-1109 гг.). Пытался рационально обосновать главные
догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св.
троицы, бессмертие души и др.
Иоанн
Расцелин (1050-1110 гг.). из Компьена (Франция). Существуют три
самостоятельные божественные сущности. «Верю, а потому знаю».
Авероэс
(Ибн Рудж) (1126-1198 гг.). из Кордовы. Сочинение «Опровержение опровержения»
направленное против сочинения Аль Газали «Опровержение философов». Материальный
мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из
ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы.
Альберт
Великий (1193-1280 гг.). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для
систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского.
Фома
Аквинский (1225-1274 гг.). из Парижа. Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма
философии…». Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то,
что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против
«истин веры».
Роджер
Бэкон (1210-1294 гг.)., англичанин. Истинное только то знание, которое было
получено в результате эксперимента.
Вильям
Оккам. (1285-1349 гг.). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости («бритва
Оккама.)
|
Пико
делла Мирандола (1463-1494 гг.), итальянец. Сочинения: «900 тезиов», «Речь о
достоинстве человека», «Апология». Человек – свободный и смелый мастер,
который лепит себя словно горшок.
Николай
Коперник (1473-1543 гг.). итальянец. Обосновал гелеоцентризм.
Иоган
Кеплер (1571-1630 гг.). немец. Математически обосновал движение планет.
Галилео
Галилей (1546-1642 гг.). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много
открытий в астрономии.
Николай
Кузанский (1401-1464 гг.). немец. Сочинение: «Ученое незнание». Познание трудно.
Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип
познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве.
Джордано Бруно (1548-1600 гг.). из
Неаполя. Сочинение:
«120 тезисов», «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и
мирах», «Об энтузиазме». Единое
– форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.
Никколо Макиавелли (14691527 гг.).
Сочинения: «Записки о первых десяти книгах Тита Ливия», «Князь», «История
Флоренции». Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить
свое государство не может не быть жестоким.
Жан Баден (1530-1636 гг.).
поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать «Историю Флоренции».
Томас Мор (1479-1555 гг.).
английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и
частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и
гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость.
Томмазо
Кампанелла (1568-1639 гг.). итальянский мыслитель, политический деятель,
утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение:
«Город Солнца». Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая
община, где нет частной собственности.
МИСТИКА
Мастер
Экхард (1260-1327 гг.). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене.
Сочинение: «Духовные проповеди и рассуждения». За триединым божеством стоит
безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного
абсолюта в самом себе. Душа – есть порождение богом самого себя и мира.
Якоб Беме
(1575-1624 гг.). Сочинение: «Аврора – утренняя заря в восхождении».
Предполагал
самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество
мелких частных. Человек – книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если
живешь свято – ты бог.
|
Френсис
Бэкон (1561-1626 гг.). английский эмпирист. Сочинение: «Великое восстановление
наук», «Новая Атлантида». Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные
источники для строгой индукции.
Рене
Декарт (1596-1650 гг.). французский ученый-рационалист. Сочинения: «О
методе», «Геометрия». Я мыслю – значит я существую.
Томас
Гобс (1588-1679 гг.). английский государственный деятель. Есть два рода
опыта: первичное знание, знание об именах вещей. «Право всех на все».
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Джон Локк
(1632-1704 гг.). английский философ. Сочинение: «Опыт о человеческом разуме».
Сознание – пустая доска. Важен
эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием
мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте,
чего раньше не было бы в чувствах.
СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ
в метафизике.
Бенедикт
Спиноза (1632-1677 гг.). Сочинение: «Этика, изложенная способом, используемым
в геометрии», «Богословско-политический трактат». Субстанция есть бог,
который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля
есть разум.
Лейбниц
Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.). Сочинения: «Рассуждение о метафизике»,
«Теодицея» и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование
субстанции – монада.
Лаплас
Пьер Симон (1749-1827 гг.). – француз. Природа может быть с помощью законов механики.
Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью
науки. Человек – существо социальное.
Жак
Лаветри (1709-1751 гг.). Сочинение: «Человек-машина». Беспорядок в государстве
происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе
добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью.
Дидро
Дени (1713-1784 гг.). французcкий философ-материалист. Сочинение:
«Философские основания материи и движения». Религия – продукт страха и обмана
духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая
среда.
Жан-Жак
Руссо (1712-1778 гг.). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную.
Общество возникло в результате договора между людьми.
Вольтер
Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). французский просветитель. Сочинения: «Философские
письма». «Философский словарь», «Метафизический трактат». Религия – продукт
невежества и обмана.
Идеал
есть религия разума.
Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.).
немецкий философ-материалист. Сочинения: «Система природы», «Карманное богословие».
Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит
неисправности в человеческое сознание.
СУБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ
Беркли
Джордж (1685-1753 гг.). Сочинение: «Трактат о началах человеческого знания».
Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи – суть комплексы наших
ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует.
Дэвид Юм
(1711-1776 гг.). шотландский философ. Сочинения: «Трактат о человеческой
природе», «Исследование человеческого разума». Разум оперирует лишь содержанием
наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя.
Иммануил
Кант (1724-1804 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Критика чистого
разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идея
– представление о цели. Познание имеет опытную природу.
Человек –
цель.
Иоган
Готлиб Фихте (1802-1814 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинение: «Основа
общего наукоучения». Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие «Я».
«Я» заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – «я есть».
Фридрих
Шеллинг (1775-1854 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Система трансцендентного
идеализма», Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека – продукт
взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В
деятельности важную роль играет интуиция.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831
гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Феноменология духа»,
«Энциклопедия философских наук». Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба
противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина – совпадение
понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа.
МАТЕРИАЛИЗМ.
Людвиг
Фейербах (1804-1872 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «О едином,
всеобщем, бесконечном разуме». Идеи – есть самостоятельные сущности. Мышление
не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо
бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог – воля в идеальной
форме.
Карл
Генрих Маркс (1818-1883 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Капитал»,
«Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе». Метод познания – восхождение от
абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах.
Практика – есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по
потребностям.
Фридрих
Энгельс (1820-1895 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Происхождение
семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы». Труд нужен
для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения
потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни.
Жизнь и сознание – внутренние моменты трудовой деятельности.
ПОЗИТИВИЗМ
Огюст
Конт (1798-1857 гг.). французский философ-позитивист. Сочинения: «Курс
положительной философии». Человечество проходит три стадии. Человечество
обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля – великий фетиш.
Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества,
храмы наук.
Герберт
Спенсер (1820-1903 гг.). английский философ-позитивист. Сочинения: «Основные
начала». Эволюция – интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень
прогресса во Вселенной связана с человеком.
Иеремия
Бентам (1848-1932 гг.). английский философ, родоначальник утилитаризма.
Сочинения: «Деонтология, или Наука о морали». Руководящий принцип в этике –
принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды,
удовольствия, счастья, добра.
Авенариус
Рихард (1843 – 1893 гг.). швейцарский философ-идеалист, один из
основоположников эмпириокритицизма.
Сочинения:
«Критика чистого опыта». Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект
принадлежат одной реальности. Следует придерживаться «экономии мышления».
Мах Эрнст
(1838 – 1916 гг.). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: «Анализ
ощущений», «Механика…»… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна
для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений.
Пуанкаре
Жуль Анри (1854-1912 гг.). французский методолог науки. Был предшественником
интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение
ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах
природы.
НЕОКАНТИАНСТВО
1.Марбургская
школа
Коген
Герман Косвиг (1842-1918 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы.
Сочинения: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Этика чистого чувства».
Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно.
Реальность – есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает
опыт. Предмет познания – понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек
есть цель.
Наторп
Пауль(1854-1924 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Логические
основы точных наук». Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического
бытия – есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано
априорными категориями.
Кассирер
Эрнст (1874-1945 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Познание»,
«Действительность». Не суть предмета, а отношения между предметами должны
изучать науки. Категория – есть научный эксперимент.
2.Баденская
школа
Виндельбанд
Вильгельм (1848-1915 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения:
«История философии». Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных
и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся:
номатические, идеографические.
Риккерт Генрих (1863-1936 гг.). немецкий философ-идеалист.
Сочинения: «Введение в трансцендентальную философию», «Система философии».
Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных
наук. Существует всего 6 сфер ценностей.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Шопенгауэр
Артур (1788-1860 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Мир как воля и
представление». Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не
существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля –
есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли.
Кьёркигор
Сёрен (1813-1855 гг.). датский философ-идеалист. Сочинения: «Страх и трепет»,
«Философские крохи». Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с
точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе.
Страх – отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе.
Фридрих
Ницше (1844-1900 гг.). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: «Так
говорил Заратустра», «Сумерки богов», «По ту сторону добра и зла», «Эссегомо»
и др…
Жизнь –
слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию.
Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия
– две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался
по поводу идеала человека.
|
ПРАГМАТИЗМ
Чарльз
Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). американский философ. Сочинения: «Как сделать
идеи ясными», «Определение веры». Истинность – условие практической пригодности.
Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания
– конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными.
Джемс
Уильям (1842-1910 гг.). американский философ-идеалист. Сочинения: «Научная
основа психологии», «Прагматизм»…Психика – инструмент приспособления к среде.
Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все,
что выгодно.
Джон Дьюи (1859-1952 гг.). американский
философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде.
Мерило истинности утверждения – его практическая ценность. Ученые должны
нести ответственность за свои изобретения.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
Бертран
Рассел (1872-1970 гг.). английский философ. Сочинения: «Философия логического
атомизма». Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться
экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции.
Витгенштейн
Людвиг (1889-1951 гг.). австрийский философ. Положил начало Лингвистической
философии. Сочинения: «Философские исследования». Предложение в языке – осмысленное
выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне
мира, т.к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть..
Карнап
Рудольф (1891-1970 гг.). американский философ. Сочинения: «Значение и необходимость»,
«…Введение в философию науки». Философские предложения не имеют смысла. Науки
делятся на экспериментальные, неэкспериментальные.
Ханс
Рейхенбах (1891-1953 гг.). немецкий философ. Есть статьи из сборника «Современная
философия науки».
Познание причинности событий и фактов есть
основная цель науки.
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Карл
Раймунд Поппер (1892-1994 гг.). английский философ. Сочинения: «Логика и рост
научного знания». Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение:
Гипотеза > Теория > Опровержение Теории.
Имре
Лакатос (1922-1974 гг.). английский философ. Сочинения: «Доказательство и опровержение».
Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть
ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в
науке, к перевороту.
Томас
Семюэл Кун (1922 г.). Сочинение: «Структура научных революций». Парадигма –
совокупность убеждений, технический средств, исследований, - то, что принято
научными сообществами.
Пауль
Фейерабенд (1924 гг.). американский философ. Сочинения: «Против единственного
метода. Защита анархистской теории знаний». Нет чистых фактов для верификации
предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории
логически несоизмеримы.
|