ПАТРИСТИКА 
   
  Тертулиан
  (160-230 гг.). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию.
  «Верю в то, что абсурдно». Триединство: ум, душа и тело. 
   
  Ориген
  (185-254 гг.). из Александрии. Сотворение мира – вечно длящийся акт. Прежде
  этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с
  богом.  
   
  Боэций
  Северин (480-524 гг.). из Рима. Сочинение: «Утешение философией». Бог – личность,
  любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и
  внемлющая его молитвам.  
   
  Аврелий Августин (354-430 гг.). из Тагаста
  (Сев. Африка). Сочинения: «Исповедь», «О Троице», «О граде божьем». Бог
  является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление
  божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания.  
   
   
  СХОЛАСТИКА 
   
  Иоанн
  Эскотт Уршренна (810-877 гг.). из Ирландии. Сочинение «О разделении природы».
  Бог есть природа. Существуют четыре вида природы:. 
   
  Гильом
  Коншский (1070-1121 гг.). из Парижа. Сочинения: «Философия мира», «Дагматикон
  философии». Нужно полагаться на  логику в аргументации при рассмотрении
  поросов естественно-научного характера.  
   
  Ансельм
  Кентерберийский (1033-1109 гг.). Пытался рационально обосновать главные
  догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св.
  троицы, бессмертие души и др.  
   
   
  Иоанн
  Расцелин (1050-1110 гг.). из Компьена (Франция). Существуют три
  самостоятельные божественные сущности. «Верю, а потому знаю». 
   
  Авероэс
  (Ибн Рудж) (1126-1198 гг.). из Кордовы. Сочинение «Опровержение опровержения»
  направленное против сочинения Аль Газали «Опровержение философов». Материальный
  мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из
  ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы.  
   
  Альберт
  Великий (1193-1280 гг.). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для
  систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского.   
   
  Фома
  Аквинский (1225-1274 гг.). из Парижа. Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма
  философии…». Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то,
  что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против
  «истин веры».  
   
  Роджер
  Бэкон (1210-1294 гг.)., англичанин. Истинное только то знание, которое было
  получено в результате эксперимента.  
   
  Вильям
  Оккам. (1285-1349 гг.). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости («бритва
  Оккама.) 
   | 
  
   
  Пико
  делла Мирандола (1463-1494 гг.), итальянец. Сочинения: «900 тезиов», «Речь о
  достоинстве человека», «Апология». Человек  – свободный и смелый мастер,
  который лепит себя словно горшок.
   
  Николай
  Коперник (1473-1543 гг.). итальянец. Обосновал гелеоцентризм. 
   
  Иоган
  Кеплер (1571-1630 гг.). немец. Математически обосновал движение планет.  
    
  Галилео
  Галилей (1546-1642 гг.). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много
  открытий в астрономии.   
   
  Николай
  Кузанский (1401-1464 гг.). немец. Сочинение: «Ученое незнание». Познание трудно.
  Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип
  познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве.  
   
  Джордано Бруно (1548-1600 гг.). из
  Неаполя. Сочинение:
  «120 тезисов», «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и
  мирах», «Об энтузиазме». Единое
  – форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.
  
   
  Никколо Макиавелли (14691527 гг.).
  Сочинения: «Записки о первых десяти книгах Тита Ливия», «Князь», «История
  Флоренции». Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить
  свое государство не может не быть жестоким. 
   
  Жан Баден (1530-1636 гг.).
  поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать «Историю Флоренции». 
   
  Томас Мор (1479-1555 гг.).
  английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и
  частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и
  гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость.         
   
  Томмазо
  Кампанелла (1568-1639 гг.). итальянский мыслитель, политический деятель,
  утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение:
  «Город Солнца». Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая
  община, где нет частной собственности.      
   
  МИСТИКА 
   
  Мастер
  Экхард (1260-1327 гг.). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене.
  Сочинение: «Духовные проповеди и рассуждения». За триединым божеством стоит
  безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного
  абсолюта в самом себе. Душа – есть порождение богом самого себя и мира.  
   
  Якоб Беме
  (1575-1624 гг.). Сочинение: «Аврора – утренняя заря в восхождении». 
  Предполагал
  самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество
  мелких частных. Человек – книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если
  живешь свято – ты бог. 
   
   | 
  
   
  Френсис
  Бэкон (1561-1626 гг.). английский эмпирист. Сочинение: «Великое восстановление
  наук», «Новая Атлантида». Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные
  источники для строгой индукции.  
   
  Рене
  Декарт (1596-1650 гг.). французский ученый-рационалист. Сочинения: «О
  методе», «Геометрия». Я мыслю – значит я существую. 
    
  Томас
  Гобс (1588-1679 гг.). английский государственный деятель. Есть два рода
  опыта: первичное знание, знание об именах вещей. «Право всех на все».  
   
  ПРОСВЕЩЕНИЕ 
   
  Джон Локк
  (1632-1704 гг.). английский философ. Сочинение: «Опыт о человеческом разуме».
   
  Сознание – пустая доска. Важен
  эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием
  мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте,
  чего раньше не было бы в чувствах.               
   
  СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ
  в метафизике. 
   
  Бенедикт
  Спиноза (1632-1677 гг.). Сочинение: «Этика, изложенная способом, используемым
  в геометрии», «Богословско-политический трактат». Субстанция есть бог,
  который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля
  есть разум.  
   
  Лейбниц
  Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.). Сочинения: «Рассуждение о метафизике»,
  «Теодицея» и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование
  субстанции – монада.  
   
  Лаплас
  Пьер Симон (1749-1827 гг.). – француз. Природа может быть с помощью законов механики.
  Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью
  науки. Человек – существо социальное.  
   
  Жак
  Лаветри (1709-1751 гг.). Сочинение: «Человек-машина». Беспорядок в государстве
  происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе
  добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью.  
   
  Дидро
  Дени (1713-1784 гг.). французcкий философ-материалист. Сочинение:
  «Философские основания материи и движения». Религия – продукт страха и обмана
  духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая
  среда.  
   
  Жан-Жак
  Руссо (1712-1778 гг.). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную.
  Общество возникло в результате договора между людьми.  
   
  Вольтер
  Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). французский просветитель. Сочинения: «Философские
  письма». «Философский словарь», «Метафизический трактат». Религия – продукт
  невежества и обмана.  
  Идеал
  есть религия разума. 
   
  Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.).
  немецкий философ-материалист. Сочинения: «Система природы», «Карманное богословие».
  Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит
  неисправности в человеческое сознание. 
   
  СУБЪЕКТИВНЫЙ
  ИДЕАЛИЗМ 
   
  Беркли
  Джордж (1685-1753 гг.). Сочинение: «Трактат о началах человеческого знания».
  Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи – суть комплексы наших
  ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует.
   
   
  Дэвид Юм
  (1711-1776 гг.). шотландский философ. Сочинения: «Трактат о человеческой
  природе», «Исследование человеческого разума». Разум оперирует лишь содержанием
  наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя.  
   
  Иммануил
  Кант (1724-1804 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Критика чистого
  разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идея
  – представление о цели. Познание имеет опытную природу.  
  Человек –
  цель.  
   
  Иоган
  Готлиб Фихте (1802-1814 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинение: «Основа
  общего наукоучения». Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие «Я».
  «Я» заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – «я есть».  
   
  Фридрих
  Шеллинг (1775-1854 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Система трансцендентного
  идеализма», Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека – продукт
  взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В
  деятельности важную роль играет интуиция.  
   
  Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831
  гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Феноменология духа»,
  «Энциклопедия философских наук». Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба
  противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина – совпадение
  понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа.  
   
  МАТЕРИАЛИЗМ. 
   
  Людвиг
  Фейербах (1804-1872 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «О едином,
  всеобщем, бесконечном разуме». Идеи – есть самостоятельные сущности. Мышление
  не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо
  бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог – воля в идеальной
  форме.  
   
   
  Карл
  Генрих Маркс (1818-1883 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Капитал»,
  «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе». Метод познания – восхождение от
  абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах.
  Практика – есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по
  потребностям.  
   
  Фридрих
  Энгельс (1820-1895 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Происхождение
  семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы». Труд нужен
  для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения
  потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни.
  Жизнь и сознание – внутренние моменты трудовой деятельности.  
   
   
  ПОЗИТИВИЗМ 
   
  Огюст
  Конт (1798-1857 гг.). французский философ-позитивист. Сочинения: «Курс
  положительной философии». Человечество проходит три стадии. Человечество
  обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля – великий фетиш.
  Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества,
  храмы наук.  
     
  Герберт
  Спенсер (1820-1903 гг.). английский философ-позитивист. Сочинения: «Основные
  начала». Эволюция – интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень
  прогресса во Вселенной связана с человеком.  
   
  Иеремия
  Бентам (1848-1932 гг.).  английский философ, родоначальник утилитаризма.
  Сочинения: «Деонтология, или Наука о морали». Руководящий принцип в этике –
  принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды,
  удовольствия, счастья, добра.  
   
  Авенариус
  Рихард (1843 – 1893 гг.). швейцарский философ-идеалист, один из
  основоположников эмпириокритицизма.  
  Сочинения:
  «Критика чистого опыта». Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект
  принадлежат одной реальности. Следует придерживаться «экономии мышления». 
   
  Мах Эрнст
  (1838 – 1916 гг.). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: «Анализ
  ощущений», «Механика…»… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна
  для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений. 
   
  Пуанкаре
  Жуль Анри (1854-1912 гг.). французский методолог науки. Был предшественником
  интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение
  ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах
  природы.  
   
  НЕОКАНТИАНСТВО 
   
  1.Марбургская
  школа 
   
  Коген
  Герман Косвиг (1842-1918 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы.
  Сочинения: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Этика чистого чувства».
  Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно.
  Реальность – есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает
  опыт. Предмет познания – понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек
  есть цель. 
   
  Наторп
  Пауль(1854-1924 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Логические
  основы точных наук». Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического
  бытия – есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано
  априорными категориями. 
   
  Кассирер
  Эрнст (1874-1945 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Познание»,
  «Действительность». Не суть предмета, а отношения между предметами должны
  изучать науки. Категория – есть научный эксперимент.  
   
  2.Баденская
  школа                
   
  Виндельбанд
  Вильгельм (1848-1915 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: 
  «История философии». Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных
  и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся:
  номатические, идеографические. 
   
  Риккерт Генрих (1863-1936 гг.). немецкий философ-идеалист.
  Сочинения: «Введение в трансцендентальную философию», «Система философии».
  Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных
  наук. Существует всего 6 сфер ценностей.  
   
   
   
   
   
   
  ИРРАЦИОНАЛИЗМ. 
   
  Шопенгауэр
  Артур (1788-1860 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Мир как воля и
  представление». Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не
  существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля –
  есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли.  
   
  Кьёркигор
  Сёрен (1813-1855 гг.). датский философ-идеалист. Сочинения: «Страх и трепет»,
  «Философские крохи». Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с
  точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе.
  Страх – отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе.
   
   
  Фридрих
  Ницше (1844-1900 гг.). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: «Так
  говорил Заратустра», «Сумерки богов», «По ту сторону добра и зла», «Эссегомо»
  и др… 
  Жизнь –
  слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию.
  Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия
  – две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался
  по поводу идеала человека.  
   | 
  
   
  ПРАГМАТИЗМ 
     
  Чарльз
  Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). американский философ. Сочинения: «Как сделать
  идеи ясными», «Определение веры». Истинность – условие практической пригодности.
  Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания
  – конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными.  
   
  Джемс
  Уильям (1842-1910 гг.). американский философ-идеалист. Сочинения: «Научная
  основа психологии», «Прагматизм»…Психика – инструмент приспособления к среде.
  Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все,
  что выгодно.  
   
  Джон Дьюи (1859-1952 гг.). американский
  философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде.
  Мерило истинности утверждения – его практическая ценность. Ученые должны
  нести ответственность за свои изобретения.  
   
  АНАЛИТИЧЕСКАЯ
  ФИЛОСОФИЯ 
   
  Бертран
  Рассел (1872-1970 гг.). английский философ. Сочинения: «Философия логического
  атомизма». Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться
  экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции.  
   
  Витгенштейн
  Людвиг (1889-1951 гг.). австрийский философ. Положил начало Лингвистической
  философии. Сочинения: «Философские исследования». Предложение в языке – осмысленное
  выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне
  мира, т.к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть..     
         
  Карнап
  Рудольф (1891-1970 гг.). американский философ. Сочинения: «Значение и необходимость»,
  «…Введение в философию науки». Философские предложения не имеют смысла. Науки
  делятся на экспериментальные, неэкспериментальные.  
   
  Ханс
  Рейхенбах (1891-1953 гг.). немецкий философ. Есть статьи из сборника «Современная
  философия науки».  
  Познание причинности событий и фактов есть
  основная цель науки.  
   
  ПОСТПОЗИТИВИЗМ 
   
  Карл
  Раймунд Поппер (1892-1994 гг.). английский философ. Сочинения: «Логика и рост
  научного знания». Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение:
  Гипотеза > Теория > Опровержение Теории. 
   
  Имре
  Лакатос (1922-1974 гг.). английский философ. Сочинения: «Доказательство и опровержение». 
  Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть
  ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в
  науке, к перевороту.  
   
  Томас
  Семюэл Кун (1922 г.). Сочинение: «Структура научных революций». Парадигма –
  совокупность убеждений, технический средств, исследований,  - то, что принято
  научными сообществами.  
   
  Пауль
  Фейерабенд (1924 гг.). американский философ. Сочинения: «Против единственного
  метода. Защита анархистской теории знаний». Нет чистых фактов для верификации
  предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории
  логически несоизмеримы.   
   
   
   
   
        
       
   |