Рефераты. Взгляд философии на политическую и духовную жизнь общества

Взгляд философии на политическую и духовную жизнь общества













Взгляд философии на политическую и духовную жизнь общества



СОДЕРЖАНИЕ

1 Политическая сфера общества

2 Духовная жизнь в системе общества

Список использованных источников


1 Политическая сфера общества


Первобытное общество не было абсолютно социально однородным. В нем в условиях естественного разделения труда (по полу и возрасту) помимо обычаев, традиций и элементарных нравственных норм зачаточную управленческую функцию выполняли предводители-лидеры (вожди, старейшины), наиболее способные и умудренные опытом люди. Итак, формировались предполитическая сфера социума, предгосударственные институты.

С возникновением частной собственности и расколом общества на классы и слои потеряли свое значение кровнородственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-слоевое общество породило необходимость его политической организации, формирования политической сферы.

Политика - определяемые прежде всего экономическими интересами отношения между классами и другими социальными общностями по поводу государственной власти.

Существуют следующие основные трактовки власти. Власть - способ самоорганизации человеческой общности, основанной на разделении функций управления и исполнения, выступает как средство социального общения, позволяющее регулировать конфликты и обеспечивать консолидацию общества. Компонентами власти выступают субъект, объект, средства (ресурсы - экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные) и процесс. Власть означает способность социальных общностей, политических партий, их лидеров, общественных организаций и движений навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Власть проявляется также через субъективную мотивацию политического поведения, коренящуюся в сознании и подсознании людей. Природа власти, по Мишелю Фуко (1926 - 1984), обращена к сфере бессознательного, носит скрытый характер, лишь на поверхности воплощаясь в государственные институты и социальные гегемонии. Власть опирается на знания и на виды речевой коммуникации, ориентированные на обсуждение и обоснование любых аспектов действий их участников. Ролан Барт (1915 - 1980) развивает и перерабатывает ницшеанские интуиции об укорененности власти в языке (в нем имеется первичный уровень принуждения).

Жиль Делез (1925 - 1995) и Феликс Гваттари (1930 - 1992) власть рассматривают через бытийные аспекты как субпродукт «производства желания».

Помимо концепции универсальной природы власти, проявляющей себя не только в политической сфере, а всюду, существует теория «государства - минимума» (марксизм, чикагская школа Г. Беккера), утверждающая идею «отмирания» государства и политики, поэтапного сокращения прерогатив власти в гражданском обществе. Сейчас в ряде стран наблюдается смена фаз циклов усиления и ослабления роли государства: от ориентации на модель «большого» социального государства к монетаристской модели «государства - минимума» и обратно.

Наиболее стабильной является власть, построенная не на привычке, а тем более страхе, а на интересе, принципе коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство. Сейчас усиливаются ненасильственные механизмы контроля влияния, основанные на знании, экспертизе, информации и формальных процедурах. Принцип коллегиальности власти как наиболее приемлемый для стабильного развития общества не исключает роли политических лидеров. М. Вебер различал:

а) традиционное лидерство, опирающееся на обычай, когда человек становится лидером благодаря происхождению (например, сын монарха после его смерти занимает пост монарха);

б) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности;

в) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, когда человек становится руководителем государства с помощью законных бюрократических процедур.

Субъектом политики выступает не только политический лидер, но и рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявить себя в сфере политики. Взаимосвязь между субъектами политической системы осуществляется на основе политико-правовых норм, политических идей, теорий и взглядов.

В известном смысле поле политики представляет собой рынок, в котором существует производство, спрос и предложение особого рода политических деятелей, партий, программ. В политике, как и в игре, всегда есть риск, выбор альтернативы, тех или иных вариантов политических ориентаций и действий. Все это преимущественно характеризует роль политики в западной культуре, где «работает» принцип неопределенности. На Востоке главным в политике является обеспечение порядка и преемственности, здесь политика подчиняется законам жесткого детерминизма.

Государство - важнейший элемент политической системы общества. Если родовая организация осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняются. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющую функцию (экономическое подавление, политическое угнетение, духовное насилие), защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности, войн, агрессии (особенно в XVI - XVII вв.), задачу регулирования отношений с другими странами, решение социальных вопросов. С XVII - XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной природы человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявления творческих начал и т.д.). При этом государственное вмешательство в частную жизнь начинает сводиться к минимуму.

Для выполнения своих функций государство опирается на публичную власть (различные органы и учреждения, чиновничество, армия, полиция и т.д.) и взимание налогов с населения для содержания аппарата власти. К другим признакам государства относятся: право, закрепляющее определенную систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного суверенного государства; гражданство.

Применительно к антагонистическому обществу право, по Марксу, есть воля господствующего класса, возведенная в закон. Прогрессирующее развитие общества все более утверждает статус права как условия развития личности. Утверждаются общие принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии и др. Если нормы морали имеют широкое содержание, то правовые нормы более конкретны и формальны. Нормы нравственности исполняются исходя из личной убежденности человека, а требования права - в силу осознания гражданами их справедливости. В целом, право и мораль, являясь ценностными формами сознания, служат регуляторами поведения людей, согласованию интересов личности и общества, обеспечению достоинства человека, поддержанию порядка в социуме.

Под воздействием государства, политических партий и общественных организаций, церкви, средств массовой информации формируется политическая культура - система познавательных, эмоциональных и оценочных ориента- ций индивидов на политическую систему, а также на саму личность в политическом процессе. Г. Алмонд и С. Верба выделяют три типа политической культуры:

1) патриархальную, для которой характерно отсутствие интереса граждан к политике (средневековье, слаборазвитые страны, где масса населения безграмотна);

2) подданическую, или авторитарную, с ориентацией на сильную политическую власть, но низкую активность граждан;

3) активистскую, проявляющуюся в активном участии граждан в политической жизни, которая функционирует на основе их заинтересованности и добровольности.

Названные типы взаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.

Аристотель выделил три правильных возможных вида государственного устройства:

а) монархия (власть одного);

б) аристократия (власть лучших или для лучших целей);

в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе).

Названные формы способны деградировать соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Аристотель выдвинул идею формирования «смешанного государства», сочетающего достоинства названных трех видов государственного устройства. Эта идея повлияла на формирование в дальнейшем представлений о разделении властей.

Различают: по классово-формационному признаку - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое государство; по форме государственного устройства - унитарное, федерация, конфедерация; по виду политического режима - тоталитарное, авторитарное и демократическое государство. Остановимся на характеристике режима.

Важнейшими признаками тоталитаризма являются: централизованная экономика; растворение человека (индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижение однородности в различных явлениях жизни (однопартийность, одна идеология); отрицание гражданского общества и его" институтов; монополизация власти.

Авторитаризм допускает многообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений. Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы руководства, характеризуется персонифицированным характером принятия решений.

Для демократии характерны публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Демократия осуществляется на основе права и процедур, которые служат инструментами защиты любого из членов общества. Развитие демократии идет в контексте гуманизации, общего модернизационного процесса, охватывающего все стороны жизни социума. Демократия наиболее приемлема для управления сложными социальными системами, так как предполагает многообразные обратные связи, корректирующие управленческие решения. При монархическом и авторитарном способах правления эти связи ослабевают.

Демократия, как и другие формы власти, двойственна. Различают дух демократии (свободу личности, правовое государство) и вторичные признаки ее - парламентский строй, всеобщее избирательное право. Конечно, ценности свободной личности и защиты прав человека благородны, но вместе с тем они могут использоваться в качестве поводов для насилия, военных акций. Возникает проблема соотнесения идеи свободы и прав человека и идеи свободы и прав народов. Что касается избирательного права, то оно недостаточно оправданно в том смысле, что существует неравенство личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основе результатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинства большинством. Но любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолевая консерватизм большинства. Определенная слабость демократии состоит в том, что преувеличивается коллективистская идентификация населения, замедляется путь принятия решений из-за необходимости широкого согласия многочисленных групп общества. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в форме законопослушания. Опыт XX - XXI вв. продемонстрировал, что как функционирование стабильных демократий немыслимо без усиления роли государства, так и демонтаж тоталитарных режимов и переход к «открытому обществу» невозможны без авторитаризма.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.