Рефераты. Время и пространство в философии

Время и пространство в философии

Министерство образования Российской Федерации

«МАТИ» – Российский Государственный Технологический Университет

им. К.Э. Циолковского

кафедра «Производственный Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Реферат

по дисциплине: Философия

на тему:

 

Время и пространство в философии.

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил аспирант:  Петросян А.А.

                                                            











г. Москва 2002 г.

Оглавление

Введение   3

Развитие представлений о пространстве – времени  до 20-го века. 4

Понятие пространства и времени в античной философии. 4

Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике. 5

Современные представления о природе пространства и времени. 8

Специальная теория относительности. 8

Пространство и время в  общей теории относительности и в релятивистской космологии. 14

Пространство и время на уровне микромира. 18

Заключение. 21

ЛИТЕРАТУРА. 22


ВВЕДЕНИЕ


Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.

Диалектический  материализм  исходит  из того, что "в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся  материя  не может двигаться иначе, как в  пространстве  и  во  времени". Пространство и время, здесь выступают в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика рассматривала    пространственно - временной континуум как универсальную  арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители неклассической физики  (физики  элементарных  частиц, квантовой  физики  и  др.)  выдвинули  новые  представления о пространстве и времени, неразрывно связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно одним, в  мире   вообще  ничего   нет,  кроме  пустого   искривленного пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого  пространства. Другие концепции утверждают, что  пространство  и  время присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени – пространства философией физики существуют многочисленные теории философов, придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон утверждал, что время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные концепции, представляющие время, как имеющее какое-либо направление, неверно интерпретируют реальность.

Начинать  исследование   целесообразно   с   представлений  античной натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно - временных представлений вплоть до наших дней.



РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ  ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.

Понятие пространства и времени в античной философии.

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий, предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и  времени остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и  системе Аристотеля.

Атомистическая  доктрина  была развита материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие  состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,   сталкиваются  и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и  не уничтожаются,  их вечность проистекает из отсутствия начала у времени. Атомы двигаются  в пустоте   бесконечное время, которому соответствует бесконечное время. По Демокриту атомы  физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама  же  концепция  была  основана  на атомах, которые  в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В основе этих атомов лежат амеры (пространственный  минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках. Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи  -  физического (атомы и пустота) и  математического (амеры),  мы сталкиваемся с   двумя  пространствами:  непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем   они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства  механического движения исходя из дискретного характера пространства и  времени.  Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с  одинаковой скоростью. На  математическом уровне  суть  изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

            Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени,  затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени. Дальнейший  анализ  времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне, где основное  внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение. В  такой модели времени впервые реализована реляционная концепция. Измерить время  и выбрать единицы его измерения можно с помощью любого периодического  движения, но, для того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это  скорость света, в античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.

Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения  предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей.  Механика Аристотеля функционировала  лишь  в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это   лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный. Земной уровень  состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из эфирных тел,  пребывающих в бесконечном круговом движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.


Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике.

Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе пространства и времени были работы представителей классической физики. Как и для античных исследователей мира, для представителей классической физики основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать концепцию абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее отчетливую формулировку в работе И. Ньютона “Математические начала натуральной философии”. Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение пространства, времени, места и движения.

            Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:

            «Абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.            Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как то:  час, день, месяц, год...».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.