Рефераты. Вопросы и ответы к экзамену по философии

Противоположности находятся в отношении единства. Их единство в одинаковости общего, родового признака. Северный полюс и южный одинаково являются полюсами, черное и белое - цвета.

Противоположности находятся также в отношении противоречия, или борьбы. Противоречие - это отношение, при котором одно исключает другое, одно несовместимо с другим, одно осуществляется за счет вытеснения другого. Противоположности исключают друг друга, между ними существует отношение противоречия в одном и том же отношении. Вот поэтому два противоположных высказывания в одном и том же отношении, никогда не могут оказаться оба истинными. Но два противоположных высказывания в разных отношениях, если они правильно отражают их, являются истинными.

Степень обострения противоречий бывает различной. Высшей степенью является конфликт, который может возникать между странами, социальными группами, членами коллектива или семьи и т.д. Разрешение противоречия ведет к преобразованию противоположностей. Стороны, например, перестают быть враждующими, пролетариат превращается в рабочий класс и т.д.




23. Форма и содержание

"Содержание" – это всеобщая категория, поэтому в мире нет ничего такого, что нельзя было бы рассматривать как относящееся к содержанию (как содержание) чего-то. Вот поэтому то, что составляет вещь, относится к содержанию ее: это и элементы, и процессы, и отношения. Однако говорить о содержании конкретных вещей вне систем отсчета - заранее обречь себя на неудачу. Есть отношение, в котором, например, вузовский учебник не имеет никакого другого содержания, кроме листов с напечатанными на них языковыми знаками и переплета. В другом отношении учебник содержит сведения, относящиеся к основам данной науки. Вещь может не иметь того или иного содержания, но не бывает, чтобы не имела вообще содержания. В этом смысл положения, утверждающего, что нет бессодержательных вещей.

А теперь выясним, что такое форма. Форма – это вид, в котором существует содержание. Форма есть всегда форма какого-то содержания. Бесформенных во всех отношениях вещей нет, хотя вещь может и не иметь той или иной формы ("бесформенная груда" и т.п.).

Всеобщим законом является то, что содержание определяет форму, что форма зависит от содержания, что форма влияет на содержание. Формами воды (не отдельных молекул, а множеств их), формами определенных содержаний являются капля, лужа, море и т.п. Форма зависит от количества содержания, здесь также количество переходит в качество. Неверно, что разное содержание может быть выражено в одинаковой форме и наоборот.

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения содержания и формы рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы, в конечном счете, разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Разрешение противоречий между содержанием и формой может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...”




 

24. Необходимое и случайное

Исторически категории необходимое и случайное возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования, прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.

Сопоставим существующие точки зрения на соотношения случайности и необходимости. «Все необходимо и только необходимо, случайного ничего нет», - утверждали такие философы, как Демокрит, Спиноза, Гольбах. Другие считали, что миром правит случай, что все случайно и только случайно, ничего необходимого нет (Г.Фишер и другие). Наиболее распространенным взглядом является следующий: в мире есть и случайность, и необходимость, но они принадлежат разным событиям: одни события случайны, другие – необходимы. Все эти взгляды не могут быть приняты, ибо они метафизичны, отрывают необходимость и случайность друг от друга, не «схватывают» единство противоположностей.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, приходящими для данного явления причинами. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития. Необходимость может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована  в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин. Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего  протекания.                                                                                                                                              

Диалектика рассматривает необходимость и случайность в единстве. Суть этих воззрений можно сформулировать в следующем положении: «Любое событие, любой признак и т.д. случайны и необходимы в разных отношениях».

Вот поэтому закон связи необходимости и случайности можно сформулировать так: все возникает, исчезает, существует на достаточном основании в определенном ходе событий, но не имеет основания в других связях, ходе событий. Достаточное основание имеют не только доброе, ценное, полезное, но и ошибочное, злое, дурное. Знание соотношения необходимости и случайности позволяет понять, что любое событие, которое имеет основание в какой-то системе событий, может быть предотвращено теми действиями, в которых оно не имеет оснований. На жизнь нельзя смотреть фаталистически, т.е. полагать, что все предопределено необходимостью, и человек бессилен что-либо изменить. Но ничто не дается без усилий, труда, терпения, ибо всё возникает на какой-то основе.

 

 

25. Возможность и действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Действительность и возможность - противоположности. Действительность - это то, что имеет наличное бытие, существует как данность. Возможность - то, что хотя и имеет бытие, но не имеет наличного бытия, однако для появления которого из достаточных условий есть хотя бы одно или более условий. Возможность и действительность — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. Возможность и действительность — соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

 При наличии одного условия существует формальная возможность. Если для превращения возможности в действительность недостает лишь одного условия, то такая возможность называется реальной. Если наличие условий иное - это означает превращение формальной возможности в реальную или наоборот. Если все условия налицо, возможность неизбежно превращается в действительность.

Ни формальная, ни реальная возможности не являются неизбежностью. Неизбежным что-то становится только при наличии достаточных условий. Если этого нет, возможность может не превратиться в действительность, если в силу действия определенной причины не будет нужного условия.

Любая действительность содержит ту или иную возможность и делает невозможным что-то, исключает иное. В обществе необходимым условием превращения реальных возможностей в действительность является деятельность людей. Ни один замысел не становится действительностью сам собой. Не придут сами собой благосостояние, духовность, правовая защищенность личности без усилий, действий.




26. Общество и природа. Проблемы экологии

Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.