Рефераты. Власть как предмет философского анализа

Власть как предмет философского анализа

Министерство Образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра философии

Научная работа

на тему: Власть как предмет философского анализа














Минск, 2010


Содержание


Введение

Концепции власти

Власть: Ее сущность и основные аспекты проявления

Функции и структура власти

Информационность

"Коридоры власти"

Представительство.

Исполнительная власть

Судебная власть

Заключение

Литература


Введение


Власть была, есть и будет актуальной. Ее можно встретить везде. Она присуща всем этапам развития общества. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Власть - это возможность приказывать, диктовать свою волю личности, социальным общностям и обществу в целом с помощью авторитета, права, насилия. Она отражает объективную потребность в организации, удовлетворении волевых устремлений, необходимость в саморазвитии и поддержании целостности общества, достижении поставленных целей.

В научной литературе существуют разнообразные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Не то что исчерпать, а и достаточно полно проследить, обозреть его в одной работе не представляется возможным. В связи с этим ставятся следующие задачи в научной работе:

представить основные концепции власти, сложившиеся в истории социально-политических исследованиях;

охарактеризовать сущность власти и основные аспекты ее проявления:

исследовать структуру и основные функции власти.


Концепции власти


В современной литературе существуют различные концепции власти. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связано с достижением общих целей системы с организацией. Крозье считает власть вечной." Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы, проявляется во всем большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили." [16, с.65]

Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи бихевиорального направления были выдвинуты в начале нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс. Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. В политике бихевиоралисты рассматривают политические отношение как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенный соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличие внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок. Идея саморегулирующегося механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая сфера становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли; учета спроса и предложения, конкуренции продавцов и покупателей.

Реляционистические концепции власти понимают власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду изменять поведение другого. Эта концепция в первую очередь обращает внимание на ассиметричность властных отношений, рассматривая их как отношения субъекта и объекта власти. Фокусирование внимания на ролевых отношениях или реляционном аспекте власти - характерная черта веберианской традиции, предполагающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие индивиды и группы. В соответствии с данной концепцией формулируются определения власти. Согласно Р. Дамо власть - это такие " отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц". [16, с.85]

П. Блау сохраняет момент принудительности в понимании власти, характерный для М. Вебера, определяет это понятие как " способность одного индивида или группы осуществлять свою волю над другими через страх, либо отказывая в обычных вознаграждениях, либо в форме наказания и несмотря на неизбежное сопротивление". [1, с.125]

Общий момент этих определений стоит в том, что властные отношения интерпретируются в них прежде всего отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе интеракции.

Исследование Ж. Фрёнда " Сущность власти" в некотором смысле подводит итог длительной эволюции западной политической философии, крупнейшие представители которой многократно пытались вывести политику из различных общественных оснований. В истории политической философии известна длительная эпоха контрактивизма (концепций общественного договора), для которого политика и власть были производными от права, а не первичными явлениями (особенно в сочетании с идеей естественного права, порождающего публичное право, от него же государство). Правовых концепции власти и политики придерживались Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж. - Ж. Руссо, И. Кант и многие другие. Весьма показательно объяснение политики М. Вебером, представляющее власть первичным явлением (за ним и следует Фрёнд), политику же - производным." Политика означает для нас надежду участвовать во власти или влиять на ее распределение как между государствами, так и в рамках одного государства между группами людей..." [2, с.325]

Полагая отношения власти такими же автономными, как политические отношения, Фрёнд подчеркивает их соотнесенность и с конкретной политикой. Иными словами, сущностью власти является конкурентная политическая деятельность. Универсальное же начало власти - отношение командования (распоряжения) и подчинения (исполнения) образует категорию всеобщности, которую в системе взглядов Фрёнда можно признать соразмерной любому конкретному уровню политики как специфической деятельности. Универсален и всеобщий организационный принцип власти: командование. Власть не существует без командования и повиновения. Фрёнд не склонен связывать власть с какими-либо иными общественными явлениями, даже с политикой. Не политика, а собственное, только внутренне присущее власти отношение - командование - определяет власть. Командованию власть обязана своим существованием. Фрёнд стремится, как и другие политические философы, разработать именно эту идею. Его анализ сводится к обнаружению трех фундаментальных оснований политического: всеобщих, конституирующих общественные отношения функций политики; существование политического в виде системе отношений " друзей и врагов"; а также наличием в обществе двух социальных сфер - приватной и публичной - без которых сущность политического не может быть понята.

Не существует, как полагает Фрёнд, и не существовало аполитического общества. Политическое начало органично и присуще всем видам деятельности. По этой причине не возможно как утверждать первичность или вторичность политического, так и выводить политическое из других социальных начал. Политическое для Фрёнда - это средоточение социального начала. Его постоянной функцией является привидение в единство разделенного на группы, классы и прослойки современного общества. Само по себе общество не представляет собой единства, оно обладает единством тогда, когда является политическим обществом. Общество представляется непосредственно политическим потому, что политическое отношение по своей природе социально, но оно лишь одно из социальных отношений. Сама политика объединяет в обществе то, что она в нем разъединяет, начиная с отдельных обществ, в которых она противопоставляет одни группы другим, чтобы соединять их в определенные социальные общности, и кончая миром в целом, разделенным на отдельные государства, которые также должны сосуществовать в единстве. Универсальности организующего общественного начала политики соответствует в концепции Фрёнда политическая универсальность общества и индивида. Иными словами, Фрёнд имеет в виду круговую зависимость и политики. Но чтобы решить вопрос о первичности одного из этих двух начал, а следовательно, об их относительной самостоятельности и возможности причинно-следственных отношений между ними, он стремится обнаружить другие столь же абсолютные и автономные политические начала. Универсальности организующего политического начала отвечает в концепции Фрёнда оппозиция друзей и врагов в обществе. Именно деление общества на друзей и врагов порождает необходимость политического регулирования общественных отношений. Отношение " друг - враг" - это, по существу, переосмысление субъект - объективных отношений в политике. Фрёнд следует концепции К. Шмитта, разрабатывающего в 30-50-е гг. нашего века теорию автономии политики на основе схемы отношений "друг - враг". Отношение между другом и врагом разрешаются по мысли Фрёнда, только внутри самого такого отношения, ибо оно автономно и невыводимо из других общественных отношений. Враг, как его определяет Шмитт, это другой, чуждый и для его сущностной характеристики достаточно, чтобы он был экзистенциально в особо интенсивном смысле чем-то иным и чуждым настолько, что в крайнем случае отношение с ним перерождается в конфликт. [1, с.127] Фрёнд заимствовал у Шмитта конфликтную трактовку субъект - объектных отношений в политике. Для Шмитта отношения "друг-враг" служат конститутивным признаком политических отношений, смыслом существования политики. Оппозиция друга и врага должна определять общественные отношения, не говоря уже о политических. Взаимодействие политики (политической власти) с другими общественными процессами и явлениями определяется такой оппозицией, а организация общества - регулированием отношений между друзьями и врагами. Так, в рамках концепции Шмитта - Фрёнда объясняется явление, которое мы теперь называем политизацией общественных отношений.

Фрёнд одним из первых намечает идею диффузии политической власти, вводя различие между публичным и частным в политике. Публичное для Фрёнда - не коллективное и не общественное, но то, что в обществе является структурным, безличным, представительным, так как способно представлять общественное, например, в форме государства, парламента. В то же время он придает этому понятию вполне определенный политический смысл. Публичной именуется социальная деятельность, которая имеет ограниченные функции по отношению к членам независимой общности, поскольку они ее образуют и разделяют одни ценности, идеи и цели, составляющие смысл существования этой общности. [3, с.78]

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.