Рефераты. Вкус как эстетическая категория

Вкус как эстетическая категория

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра философии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине эстетика

 

Тема: «Вкус как эстетическая категория»

 

 

 

 

Выполнила:

по специальности философия

Научный руководитель:

 

 

 

Дата сдачи работы:_____________

Дата защиты работы:_____________

Оценка:_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1 Определение эстетического вкуса

1.1  История появления термина

1.2  Определение вкуса с точки зрения различных философов

1.3 Основные задачи эстетики, связанные с проблемой  вкуса

Глава 2 Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности

2.1 Художественный вкус

a)      Понятие художественного сознания, его эволюция и соотношение с общественным сознанием.

b)      Художественный гений как создатель художественного творения или эстетический вкус творческой личности

c)      К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса

2.2 Эстетический вкус

a)      Эстетическое воспитание

b)      Эстетическое формирование

Глава 3 Оценка  вкусом и оценка вкуса – работа Канта «Критика способности суждения»

3.1 Аналитика прекрасного.

                                 I.      Суждение вкуса по его качеству и количеству.

                              II.      Суждение вкуса по отношению к целям.

                            III.      Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

3.2  Аналитика возвышенного.

                                 I.      Характеристика чувства возвышенного.

                              II.      Возвышенное в природе.

3.3 Дедукция чистых эстетических суждений.

                                  I.      Субъективный принцип способности суждений вкуса.

                                II.      Эмпирический и интеллектуальный интерес о  прекрасном

                             III.      Характеристика изящных искусств и гения

3.4 Диалектика эстетической способности суждения.

                                 I.      Антиномия вкуса.

                              II.      Об идеализме природы и искусства.

Глава 4 Критика вкуса и вкус критика

4.1  Проблема изменения вкуса в эстетике модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма

4.2  Мотивы деструкции в русской литературе XIX - XX веков, а также модернизм в зар. лит-ре(Дудова)

Глава 5 Формирование эстетического вкуса в контексте современной массовой культуры Формирование эстетического сознания в контексте современной массовой культуры (некоторые западные теории последних лет).

Заключение

Список литературы




 


Введение

Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос вкуса! В данной работе вкус будет рассматриваться в качестве эстетической категории. Следует заметить, что эта тема является довольно обширной, поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический вкус можно определить как способность судить о том является нечто прекрасным или нет. Таким образом, эстетический вкус это способность судить о предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположения свободного от всякого интереса. Мне всегда был интересен ответ на вопрос: почему одни люди предпочитают одно, а другие другое, поэтому я и взялась за рассмотрение данной темы. К тому же, с категорией эстетического вкуса связано несколько очень сложных вопросов философской теории искусства. Прежде всего, это основание эстетического вкуса. Задавая вопрос о том, является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то значение, которое может иметь для нас или для кого-то другого существование этой вещи, мы задаем вопрос о том какой она является сам по себе, в том виде в каком она предстает нашему незаинтересованному восприятию, созерцанию. Сказать, что предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого предмета, свою незаинтересованность в нем. Суждение о красоте к которому примешивается какой-то интерес уже не объективно и не является суждением эстетическим. Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих теорий по этому поводу, поэтому тема эта остаётся традиционной в эстетике, ведь именно в ней изучается преобразование мира по законам красоты. Проблематика вкуса рассматривалась более подробным образом Иммануилом Кантом в работе «Критика способности суждения», поэтому  это произведение берётся за основу работы. Но как и принято сначала следует рассмотреть теоретическую сторону эстетического вкуса, сравнить точки зрения, изложенные в различных статьях некоторых философов, преподавателей, да и вообще тех, кто не обходил стороной столь интересного вопроса. В работе также следует осветить не только  теоретическую сторону взятого вопроса, но и обратить внимание на проявление вкуса в различных сферах эстетики. Ибо вопрос вкуса в нашем обществе занимает довольно важное место, даже не на подсознательном уровне.





Глава 1 Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась  многократно философами-исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о вкусе

1.1  История появления термина.

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства, эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются. Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации (гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства, выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое, солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле,  термин «вкус» (gusto)  встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана («Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.