Гоббс считает возможным проводить аналогию между государством и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни. Государство призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок .
Основные произведения: «Левиафан».
ВОЛЬТЕР
(1694-1778)
Вольтер (настоящее имя и фамилия Француа Мари Аруэ ). Родился 21 ноября 1694г в Париже. Французский философ, писатель и публицист, один из представителей Просвещения 18 века. В философских, художественных, публицистических произведениях подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступал за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у Вольтера открытым материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естественнонаучные взгляды Ньютона, Вольтер в «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Философском словаре» и других сочинениях близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных общественных явлений, исключал религиозное объяснение конкретных явлений природы. По Вольтеру сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления других явлений он считал божественной. В «Кандиде» и других философско-художественных произведений Вольтер осмеивал христианский пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые философские идеи Вольтера сыграли большую роль в формировании нового поколения французских просветителей, представленного Метри, Дидро, Гельвецием, Гольбахом и другие, у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистических положений. Он принимал участие в создании французской «Энциклопедии» 18века, редакторами которой были Дидро и Д`Аламбер.
Вольтер проявлял большой интерес к истории культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение многих идей Вольтер, заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.
Основные произведения: «Философский словарь», «Кандида», «Трактат о метафизике», «Философские письма» и другие .
ЖАН ЖАК РУССО
(1712-1778)
Французский мыслитель и писатель, один из представителей французского Просвещения 18 века, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии. В начале 40-х годов установил контакты с Дидро и его единомышленниками, принимал участие в создании энциклопедии. В 50-х - начале 60-х годов Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического и имущественного неравенства. С позиции деизма Руссо подверг острой критике господствующее религиозное мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир вторичным, порожденным богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо от человеческого сознания, Р. Исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль чувств, познания, он принижал теоретическое мышление, его роль в установлении истины.
В социальной области Р. Исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Главную причину перехода неравенства, которое он считал естественным состоянием, к неравенству Р. искал в экономической сфере в возникновении частной собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех людей относительно равной частной собственностью. Это утопическое требование, однако, было направлено не только против феодалов, но и крупной буржуазной собственности.
Важнейшее место в учении Р. занимала проблема государственной власти. Р. защищал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революции низвержение антинародной власти.
Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, которые считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его основных идей: установление суверенитета народа, превращение государства в инструмент, обеспечивающий органическое влияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопический характер в условиях перехода от феодализма к капиталистическим формам социального неравенства.
К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалектических идей в социально-политических размышлениях Р. в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. н. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетических и педагогических взглядах Руссо.
Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшение нравов» и другие.
ИММАНУИЛ КАНТ
(1724 1804)
Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет(1745) и был доцентом в 1755 - 1796.
В философском развитии Кант различают два периода - «докритический» (до 1770) и «критический». В докритический период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в критический период - отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей. В «докритический» период Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т.е. из огромного облака диффузного вещества.
Главные произведения «критического» периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе, - «вещах в себе». Познание начинается, по К. с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувствии вызывают в нас ощущения.
В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат «чистые», т.е. не зависящие от опыта и предшествующие формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость математических истин.
В теоретическом естествознании условием возможности априорных синтетических суждений являются 12 категорий (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.), которые в качестве «чистых» понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием которого является единство нашего сознания.
Большую роль в развитии философии после Канта сыграла кантовская критика рациональной космологии. По Канту, притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий, противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы.
Основные произведения: “Критика чистого разума”, “Критика прктического разума”, “Критика способности суждения” и другие.
(1762 - 1814)
Фихте Иоганн Готлиб родился 19 мая 1762г в Рамменау. Немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения» был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Йенского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. В философском развитии Фихте можно выделить два периода. В первый период (до 1800) Фихте исходит понятие абсолютного «Я», во второй - из понятия абсолютного бытия, тождественного богу, переходя, таким образом, от идеализма субъективного к объективному.
По Гегелю философия должна быть фундаментом всех наук - «учением о науке»философии Фихте лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение предмету предшествует теоретически созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самопознания как самодостоверного начала знания от Декарта; сознание у Фихте не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится и не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственной склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самопознания. Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. Система Фихте имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку.
Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимо от него вещей, есть по Фихте продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т.д. вплоть до времени, пространства всей системы категорий теоретического «Я».
Философия Фихте оказало большое влияние на развитие немецкого классического идеализма - раннего Шеллинга и отчасти Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков. В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте, подвергли его философию разносторонней критике.
Основные произведения: «Наукоучение», «Речи к немецкой нации», «О назначении ученого», «Основы естественного права» и другие.
ФРИДРИХ ШЕЛЛИНГ
(1775-1854)
Немецкий философ, родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта.В 1792 получил степень магистра философии в Тюбингенском университете. Увлекался революционными идеями, характерными для того времени. После двух лет службы домашним учителем был приглашен по ходатайству Гёте в Йенский университет на должность экстраординарного профессора (1798). В 1803 Шеллинг - профессор философии Вюрцбургского университета, в 1806 - штатный член Баварской академии наук в Мюнхене, где он обосновался на 35 лет (с перерывом на семь лет, когда был профессором в Эрлангенском университете). В 1807 Шеллинг стал генеральным секретарем Академии художеств, а в 1827 - президентом Академии наук. В конце жизни он вернулся к прежнему образу жизни, читал лекции в Берлине, впрочем, не имевшие успеха у публики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10