Рефераты. В.И. Вернадский о проблемах цивилизации

В.И. Вернадский о проблемах цивилизации

Министерство образования РФ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Институт филологии и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по философии

на тему:

«В.И. Вернадский о проблемах цивилизации»







                                                                          Выполнила: студентка 2-го курса

                                                                               отделения зарубежной

                                                           филологии

                                                                                     211 группы Бушуева О.С.

 

                                           Проверила: Бохорова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2003


Содержание

  Введение

1.Жизнь и творчество В.И. Вернадского.

  1.1. Биография ....................................................................................................................3

  1.2. Творчество Вернадского и философия . ......................................................................5

2. Основные положения учения о ноосферы.

  2.1. Единство биосферы и человека. ...................................................................................6
  2.2. Наука как основной фактор ноосферы . .......................................................................8

  2.3. Задачи по созиданию ноосферы. ..................................................................................10

3. Ноосфера в конце XX века : прогнозы и реалии. ..............................................................10

   Заключение. ........................................................................................................................ 16

  Список литературы................................................................................................................17



Введение      

         Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

          По моему мнению, Цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

          В нынешних условиях у Цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Сегодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем:

·        проблема сохранения мира на Земле

·        экологии

·        продовольственная проблема

·        народонаселения

·        преодоления бедности большей части Человечества.

  И это лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса. Все трудности Человечества сплелись в один запутанный клубок – одна проблема дополняет другую и не может без неё существовать.

       Решению одной из этих проблем, экологической, большую часть своей жизни посвятил Владимир Иванович Вернадский.


1.1 Биография .

      Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва.                                                                                                                                                                                                          

Он родился в Петербурге 12марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.    

        Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования, углубленности в определенную область деятельности.

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал В.В. Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией и кристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел свое призвание в почвоведении.

Одна из первых работ В.И. Вернадского была посвящена почвенным роющим зверькам - овражникам (сусликам). В те годы он впервые стал всерьез задумываться о жизни минералов. Ему предложено сотрудничать в Минералогическом кабинете университета. Ломоносовская традиция российской минералогии стала научным направлением Вернадского на два последующих десятилетия.

Он сознательно встал на путь узкой специализации, но это не было для него самоцелью. Он готовил себя к профессиональной научной деятельности, но одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлять о сути познания природы и природы научного познания, о синтезе знаний, о неразгаданных тайнах Земли и жизни.

В 1884 году он делает доклад “Об осадочных перепонках” в университетском научно - литературном обществе, в котором присутствовали некоторые важные идеи о биосфере.

В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию “Явления скольжения кристаллического вещества”. И вскоре он становится профессором Московского университета.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного совета от Московского университета. И через два года он становится академиком.

С 1906 по 1918 год выходят в свет отдельные части его фундаментального труда “Опыт описательной минералогии”, во многом не устаревшего до сих пор. С этой поры начинается расцвет его творчества.

Избранный в 1916 году председателем ученого совета при министерстве земледелия, Вернадский продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания, организации наук.

В 1917 году, в связи с плохим здоровьем, он уезжает на Украину, где активно участвует в создании Украинской академии наук и избирается ее президентом - это первая национальная академия наук нашей страны.

В конце 1921 года Вернадский организовал в москве радиевый институт и был назначен его директором.

1923 - 1926 годы он провел за границей, преимущественно во Франции, ведя большую научно - исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности и будущим человечества. Одной из основных причин работы во Франции является исследование в лабораториях Кюри “нового” радиоактивного элемента “Паризия”, который и поныне остается загадкой.

Вернувшись в 1926 году на родину, он публикует свою знаменитую монографию “Биосфера”.

В 1923 - 1936 годы выходят в свет отдельные тома “Истории минералов земной коры”.

В 1928 году он организовывает первую в стране биогеохимическую лабораторию.

В 1937 году Владимир Иванович в последний раз выступает на Международном геологическом конгрессе с докладом “О значении радиоактивности для современной геологии”.

     Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 года всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны.                                           

Труды Вернадского остаются и по сей день на переднем крае науки, активно вливаются в поток современной научной мысли.


1.2. Творчество Вернадского и философия.

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии.  Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.