Рефераты. Творчество и интуиция

Творчество и интуиция

Содержание

    Введение                                                                             3

1. Понятие творчества.                                                        4

2. Виды и формы творчества.                                             7

3. Творчество и интуиция.                                                  10

4. Рациональное познание.                                                  13

    Заключение.                                                                       15

    Список литературы.                                                         16

Введение

Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время раз­личными аспектами проблемы творчества занимаются психоло­гия, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Фор­мируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). Эта тема всегда волновала искусство. На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, ме­тодологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство. Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнени­ем.

1.Понятие творчества


Проблема творчества, подобно другим философским пробле­мам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и ре­лигиозных традиций. Творчество понималось как неотъемле­мое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo}. С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н.Бердяев: "Не­постижимо, что есть творчество". Бросается в глаза несоответ­ствие подобных представлений данным науки и практики. Од­нако одной лишь констатации такого несоответствия явно не­достаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об "абсо­лютном" (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замыс­ла и достижению максимально возможных результатов при ми­нимуме средств.

Мифологические и религиозно-идеалистические интерпре­тации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направлен­ные на объективное познание природы творчества и эффектив­ное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают сти­хийно, то их преодоление — в своей основе сознательный, целе­направленный процесс.

Демистификация творчества есть органическая часть процес­са познания и преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки "тайны" творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в универ­сальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожи­мости (откуда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории поз­нания имели место попытки расширительного толкования твор­чества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провоз­глашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (на­пример, К.А. Тимирязеву), можно назвать "панкреацианизмом" (по аналогии с понятиями пантеизма, панпсихизма и др.). При такой широкой трактовке термина "творчество" наука о творчес­тве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Продолжающиеся споры по данному вопросу свидетельствуют о необходимости обогащения теоретико-методологической базы эвристических исследований и более детального выяснения объ­ективных предпосылок творчества, возможно, и в форме своеоб­разного "предтворчества".

Творчество присуще не всей материи, а только человеку и об­ществу. Бытующее выражение "творчество природы" лишь мета­фора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необхо­димости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.

Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующе­го природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Сущность твор­ческого отношения человека к миру наиболее адекватно выраже­на в знаменитых ленинских афоризмах: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает из­менить его". Здесь совершенно определенно указывается на вза­имосвязь, но не тождественность отражения и творчества. Важно подчеркнуть два аспекта во взаимоотношении этих понятий: 1) отражение присуще всей материи, творчество же сугубо социаль­ное явление; 2) сущность отражения состоит в возможно более полном и точном воспроизведении действительности, тогда как творчество необходимо результируется в преобразовании внеш­него мира и самого человека. Основной смысл приведенных афо­ризмов заключается во взаимообусловленности правильного от­ражения действительности человеком и ее целенаправленного преобразования в его интересах. В этом отношении очевидна пе­рекличка ленинского афоризма со знаменитым одиннадцатым тезисом К. Маркса о Фейербахе, с проектом "регуляции" приро­ды Н. Федорова и т.д. Критическое острие ленинских афоризмов явно направлялось на преодоление ограниченности созерцатель­ного подхода, присущего ранее многим философам. Признавая оправданность такого акцента, в то же время следует отметить, что в настоящее время не меньшего осуждения заслуживает бе­зоглядный активизм, не соизмеряющий поставленных целей со средствами и возможными последствиями. Подлинная суверен­ность субъекта основывается на адекватном познании необходи­мости и соответствующем образе действий.

Творчество как особый вид человеческой деятельности следу­ет отличать от других, нетворческих видов или проявлений дея­тельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочета­ний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.

Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное". Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродук­тивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как дея­тельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преоб­ладанию того или иного начала, по основной тенденции.

Значение репродуктивной деятельности нельзя недооцени­вать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно по­лучить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, как воспроизводство общественных отношений, чрезвычайно ва­жен для формирования человека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценнос­тей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктив­ной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от реп­родуктивной, которую в принципе можно передать машине или животному.

Трактовка творческой деятельности как продуктивной выво­дит на такие ее характерные признаки, как полезность (цен­ность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной дея­тельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолю­тизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычур­ным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно  неприемлема с практической точки зрения. Разнообразие хао­тически сменяющих друг друга всегда незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, не­вольно заставляет вспомнить народное изречение: "Все по-ново­му да по-новому, когда же по-доброму?"

Резюмируя изложенное, можно принять следующее опреде­ление: творчество — это человеческая деятельность, порож­дающая новые материальные и духовные ценности.

2. Виды и формы творчества


В недавнем прошлом под творчеством понимались преиму­щественно духовная деятельность, умственный труд; выделя­лись также особые "творческие профессии", представляющие различные области искусства. На неправомерность сведения творчества лишь к искусству и связанное с этим узкое понима­ние творческого дарования более 75 лет тому назад обратил внимание выдающийся американский предприниматель, осно­воположник автомобильной индустрии США Г. Форд: "Утвер­ждают, что творческая работа возможна лишь в духовной об­ласти. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах... Положительно ста­раются ограничить творческие функции вещами, которые мож­но повесить на стену, слушать в концертном зале или выста­вить как-нибудь на показ... Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нуж­ны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний".

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.