Рефераты. Тезисы к кандидатскому экзамену по философии

                2-й тип классиф. строится на основе способов проявления причинной связи, кот подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квант механика, информ взаимодействия)

                Выделяются такжн причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственые и опосредованные; всеобщие , особенные и единичные.

                Детерминизм и индетеминизм.  Детерминизм - методолог принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.

                Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленая.  Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как фатализм.

                Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действ причина рассм как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зел цвет полезен для глаз. Бог создал быков так как гов бульен полезен для чел; ослов для сравнения, а самого чел, чтобы он ел гов бульен и не был ослом”

                Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина объективной целесообразности природы.

                Однако сознательная цель явл одним из атрибутов в сфере челов деятельности. В науке часто пименяется целевой подход, т.е. подчинение процесса иследования его целевой, конечной стадии.


34.КАТЕГОРИИ СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ.

                Развитие познания есть движ мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же облад подлинной действительностью только вследствии опред форм своего самообнаружения.(листья, цветы выраж во внешнем виде сущность растения) Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов.

                Сущность есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключено единство всех глубинных, закономерно связ элементов содерж объекта в их противоречиях, причинно-сл отношениях, в их зарождеии, развитии и тенденциях к будущему. И в этом случае она есь нечто внутреннее, некий организующий принцип. Понятие сущности т.о. соотносительно с пон содержание, выражая однако не все содерж, а только главное, основное в нем. Сущность соотнос и с категорией качества, кот выражает однако лишь какой-то аспект ее. Понятие сущности связано и с понятием закона, но зак и сущ не совпадают: мы знаем зак гравитации, не ведая ее физ сущности.

                Сущность внутри себя динамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо - значит проникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причины возникновеия и принципы развития. При этом сущность обладает разной степенью глубины. Она имеет всои степени или порядки. И познание движется от сущности одного порядка к сущн другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит в бесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всешда конкретна, нет сущностивобще.

                Сущность нерасторжима с формами своего проявления. Явление это проявл сущности: если сущ нечто общее, то явление - едиичное, выраж какой-то момент сущности, если сущность есть нечто глубинное, то явл - внешнее, более богатое и красочное...Явление есть то, как сущн проявляет себя вовне: во взаимод со всем иным, втч и с нашими органами ч.

                Явл -это непосредственно восприним свойства объекта, то или иное видение кот зависит от строения и действия органов чувств, а сущность - то качественное своебразие предмета, определ его характерное лицо, кот может скрываться за его непосредственно наблюд проявлениями (зел цвет травы - явление.Сущность - физ свойства отражать свет)

                И сущ и яв сущ объективно, это атрибуты объекта. Но яв есть функция, зависящая от объекта и его данности субъекту, а сущ есть собственно объективное кач объекта.

                Диалектика сущности и явл - процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность одно явл. Само явл достаточно неоднозначно и не всегда скрывает за собой истинную сущность. Вполне реальной оказывается для фил пробл кажимости, видимости.

                Мы можем видеть мираж в пустыне, однако на его месте ничего ет, т.е. то,что мы видим лишь кажущееся. Однако с др стороны мираж - явление природы, а не зрительный фантом порожд обманом органов чувств, мы можем его сфотогор. Следов видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен “быть-казаться” выражает прежде всего факт несоотв сущности и ее вн проявления.

                Итак, если явлеие обнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разума закл в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть в истинное лицо сущности.

                Движ познания есть всегда движ от внешнего к внутреннему. Категория внешнего раскрывает  свойства предмета как целого, и не только предм самого по субе, но и способа его взаимод с окруж средой. Кат внутреннего раскрывает строение предмета и выявляется благодаря теорет процедурам познания, связанным с допущением идеализованных объектов.

                В истории познания пробл внеш и внутр подчас смыкалась с пробл сущности и явления. Но очевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле даже если мы познаем внутр строение объекта... мы не сможем сказать, что познали его сущность. Ведь последяя предполагает знание каких-то принципов своего функционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного, несущественного. Внутреннее может содержать и случ и несущ. Явление как правило ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнее же предполаг рассмотреие объекта именно со стороны его связей, так, что внешнее становится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает нам существенные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.


35. ОБЩЕЕ И ЕДИНИЧНОЕ.

                Все вещи и события мира различны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное есть объект взятый в своем отличии от др объектов в их неповторимой специфике. В кач единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости.

                Единичное суть категория, выраж относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специф особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количеств определенность.

                Однако бескон разнообразие - это лишь одна сторона бытия. Др сторона закл в общности вещей, их структур, свойств, отношений. Нет 2х абсол различных вещей. Все люди индивидуальны, но все они облад чем-то общим, что выраж в понятии ”Человек”. Общее - это единое во многом. Никакая деятельность, никакая наука не были бы возм, если бы не сущ возможности выделить в вещах нечто общее. Как сходство признаков опр вещей общее доступно непосредственному восприятию. Будучи закономерностью оно выраж в форме понятий и теорий Законы формир на основе общего и включает в себя это понятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзя смешивать его с самой сущностью. Платон : “Чел - двуногое сущ, лишенное перьев”(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграно ложное утверждение сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованным целым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.

                Ппочему же общее привязано к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе, как через единичное. Общее не сущ отдельно, оно сущ как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в люб единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимная власть общего выраж только в единичном и через единичное. Т.о., как единичное невозможно без общего, так и общее невозм без единичного, кот служит предпосылкой и субстратом общего.

                Если признать, что общее проявл е иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что все сущ единичности неразличимы. Однако нет абсол тождеств вещей. Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.

                Наука имеет дело прежде всего с обобщениями и оперирует общиим понятиями, что дает ей возм устанавливать зак. Но для успешной практ деятельности надо знать не только общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не сущ  никаких шаблонов пригодных везде однозначно без учета индивид особенностей: особенное богаче общего.  (болезнь)

                В познании можноидти 2 путями: путем отвлечения от едиичного, случайного к образов общих понятий, теорий, отраж существенное, и, наоборот, через нахождение наиболее характерных единичных событий, кот при всей уникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное.(история)


36. СЛУЧАЙНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ.

                Мсторически категории необход и случ возникли как следствие размышления о чел судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего чел бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теор вероятностей.

                Существовали разное понимание необх и случ. Одни говорят “чему быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой вхаимод явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъект понятие, при помощи кот мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ, причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.