Содержание
1. Введение.
2.Концепция всеединства и идея Богочеловечества.
3.Релииозгно-философское обоснование всемирной теократии.
4.Заключение.
Введение
Последним русским писателем 19 в. был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Пронеся через все свое творчество страстное искание правды, он не только сказал последнее слово русской философии 19 в., но и обозначил новую парадигму религиозно-философских исканий 20 в.
В. С. Соловьев родился в 1853г. В семье известного русского историка С.М. Соловьева. Духовное развитие будущего философа протекало очень бурно. В ранней юности он пережил увлечение крайним материализмом и нигилизмом в духе 60-х годов 19 века. Это определило его решение поступить на естественный факультет московского университета в 1869 году. Однако, проучившись здесь два года, Соловьев переживает духовный кризис, связанный с крушением своего материалистического мировоззрения, переходит на историко-филологический факультет и начинает активно изучать философию. Особенно большое значение на него оказали Спиноза, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр и Э. Гартман. В 1873-1874 гг. он был, кроме того, вольнослушателем духовной семинарии.
В 1874 г. Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» и начал преподавать на кафедре философии Московского университета. В 1875 г. Он уезжает в научную командировку в Англию, работает в Британском музее, с увлечением изучает мистическую литературу. Летом 1876 года Соловьев возвращается в Москву, однако весной следующего года переезжает в Петербург, где продолжает читать лекции в университете на Женских курсах. В 1877 году была опубликована незаконченная работа Соловьева «Философские начала цельного знания», которая особенно ясно обозначила направление его философского развития. В начале 1878 года он читает в Петербурге цикл публичных лекций «Чтение о Богочеловечестве», где излагает все самые важные идеи своей философии. Наконец, в 1880 году Соловьев защищает докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал».
В марте 1881 года, после убийства Александра Второго, Соловьев прочитал В Петербурге публичную лекцию, закончившуюся смелым призывом к царю простить убийц своего отца во имя высшей правды и не приговаривать их к смертной казни. После этого ему было запрещено чтение публичных лекций, и он сам счел необходимым уйти из университета. Министр просвещения, принимая его отставку, сказал: «Я этого не требовал».
В январе 1882 года он возобновил в Петербурге профессорскую деятельность, но уже через месяц уехал из Петербурга. В дальнейшем он получал дважды предложения о возобновлении профессорской деятельности (Одесская историко-философская школа, Варшавский университет), но не приняв их, стал вольным философом, целиком посвятившим себя работе над философскими и публицистическими трудами.
В 80-е годы Соловьев особое внимание уделяет теологии, истории религии и церкви. Он пишет исторические и богословско-философские труды: «Духовные основы жизни» (1882-1884), «История и будущность теократии» (1886), «Россия и вселенская церковь» (1889). В 1887 г. В Париже Соловьев прочитал доклад о России, в котором критически отзывался о русской церкви и отдавал предпочтение католичеству. Позже этот доклад составил основу его статьи «Русская идея» (1888).
В это время Соловьев много сил уделяет разработке теократической утопии - своему пониманию человечества как постепенного осуществления на земле Царства Божия, основанного на соединении самодержавия и церкви (материальной власти русского царя и духовной «власти» римского папы).
В 90-е годы Соловьев разочаровался в своей утопии, и в его творчестве вновь начинает преобладать философская проблематика. К этому времени относится его работа «Смысл любви» (1892-1894). Самым фундаментальным трудом последних двух десятилетий стала книга «Оправдание добра» (1897). Некоторые новые идеи, которые могли бы в дальнейшем привести к существенному изменению метафизической системы Соловьева, содержатся в незаконченном цикле статей, объединенных условным названием «Теократическая философия» (1897-1899). Пессимистическое настроение Соловьева относительно будущего человечества, овладевшее им в последние годы жизни, ярко обозначились в последнем крупном сочинении «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории».
Соловьев был неординарным человеком. Многих притягивали его интеллект, эрудиция и остроумие. О Соловьеве говорили, что это чистая, благочестивая и святая душа. Если сравнивать три характеристики личности Соловьева, принадлежавшие В. В. Розанову, Л. М. Лопатину и Е. Н. Трубецкому, то все они выдвигают на первый план универсализм философа, мешавший ему останавливаться на отдельных мелочах, а также широту обобщений и оценок.
Он не был женат, не имел постоянного жилья. У него не было никакого режима для сна, питания и работы. Будучи постоянно в разъездах, он жил то в какой-нибудь гостинице, то в имени друзей, то в пансионе. Он напоминал своим духовным обликом странника, который проводит свою жизнь в хождении по необъятным просторам земли, не останавливаясь надолго нигде.
Не раз Соловьев собирался подстричься в монахи, но полагал, что надо не бежать от мира, а преобразовывать его. Осознавая необходимость преобразований, он обязывал себя посвятить всю свою жизнь тому, чтобы сделать эти преобразования совершенными. Высокий строй духа, присущий этому мыслителю, не поколебали никакие житейские испытания, перемены судьбы, и он донес его до могилы. Умер Соловьев в 1900 г. В самом расцвете творческих сил.
Всю жизнь разрабатывал мистическую философию, Соловьев, по его собственным свидетельствам современников, сам обладал мистическими способностями и испытывал мистические озарения. Особенно известна история «трех свиданий», описанных им в стихотворении с аналогичным названием. Согласно этой истории Соловьеву в течении его жизни трижды являлась божественная София: первый раз - в юности, второй раз – во время его работы в Британском музее, в третий раз – в пустыне, во время кратковременной поездки в Египет в 1875г.
Все видел я, и все одно лишь было, -
Один лишь образ женской красоты,
Безмерное в его размер входило:
Передо мной, во мне- одна лишь ты.
Е. Н. Трубецкой склонен был воспринимать все видения своего друга как чистейшие галлюцинации. Соловьев соглашался с ним, но реальность своих видений не отрицал: он верил в объективную причину галлюцинаций, которая воплощается через воображение во внешней действительности.
Соловьев был первым русским философом, создавшим систему, охватывающую все традиционные разделы философского знания - онтологию и гносеологию, этику и эстетику, антропологию и социальную философию. Именно поэтому Соловьев стал ключевой фигурой в истории философии, все последующие мыслители неизбежно должны были начинать свою творческую деятельность с освоения системы Соловьева и с определения своей позиции по отношению к ней. В творчестве Соловьева получили развитие все ключевые вопросы, поднятые русской философией в первой половине 19в., и прежде всего, вопрос об истинном смысле христианства.
Преодолев религиозный кризис юношеских лет, Соловьев в 1873г. Пришел к выводу, что человечество может духовно возродиться благодаря истине во Христе. Однако многие люди отчуждены от христианства, и это отчуждение связано с тем, что христианство заключено в несоответствующую ему, неразумную форму. В наше время благодаря прогрессу науки и философии становится возможным восстановить истинное христианство, ввести вечное его содержание в соответствующую, разумную форму, раскрыть богатство и внутреннюю силу его основных догматов. И если даже небольшая часть людей станет серьезно и сознательно исполнять учение Христа о безусловной любви, то не устоят неправда и зло. Но этому практическому осуществлению христианства в жизни предшествуют большая теоретическая работа над богословским вероучением. И Соловьев видит свою задачу в том, чтобы дать новое изложение христианской истины.
Философские позиции Соловьева четко обозначились в его магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874). Исходя из убеждения, что западная философия, опираясь на данные положительных наук, утверждала в форме рационального познания те же самые истины, которые в форме веры и духовного созерцания прокламировала теологические учения Востока, он выступил за осуществление «универсального синтеза науки, философии и религии». Это означало создание «свободной теософии, или цельного знания», не просто отвергающего всю прежнюю философию, что характерно для позитивистов, но возводящее его в новое, «высшее состояние». Предмет цельного знания – «истинносущее», то есть Абсолют, Бог, а последний его результат учение о Богочеловечестве. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» (1880), а также в трактате «Чтение о Богочеловечестве», опубликованном впервые в журнале «Православное обозрение»(1878-1881).
Описание Абсолюта – всеединства Соловьев считает главной задачей философии. Для того чтобы подчеркнуть новизну и плодотворность своего подхода к этой проблеме, он уделяет особое внимание критике тех представлений, которые были приняты в европейской философии вплоть до середины 19в., это составляет содержание двух его больших трудов – «Кризис западной философии» и «Критика отвлеченных начал». Главный порок указанных представлений Соловьев видит в том, что в них Абсолют предстает как отвлеченное начало, то есть как абстракция. На самом деле Абсолют может быть целостное бытие, целостная жизнь. Главное – понять, что такое бытие и жизнь в их истинной сущности и как их можно постичь.
2. Философия “всеединства” B.C. Соловьева
В одной из своих первых публичных лекций “ Исторические дела философии” В.С.Соловьев (1853—1900) назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явленностей этого мира социальности есть проявление единой сущности. “Все есть одно — это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение”. Идея всеединства всю жизнь сопровождала В.Соловьева и определяла постановку у него исторических вопросов и проблем человека. Основы учения о всеединстве как начале и цели мирового процесса, концепции истории и человека изложены В.Соловьевым в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880), в работах: “Духовные основы жизни” (1884);
“История и будущность теократии” (1886); “Россия и вселенская церковь” (1889); “Красота в природе” (1889); “Смысл любви” (1892—1894); “Теоретическая философия” (1897—1899); “Определение добра” (1897—1899); “Три разговора” (1900).
Страницы: 1, 2, 3