Рефераты. Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Теории бытия, сознания, исследование человеческой сущности

Содержание

1.   Как изменяется понимание предмета философии при переходе от классической к неклассической философии?

2.   Назовите основное сходство и основное различие между Логосом (античная философия) и Дао (китайская философия)

3.   Что является причиной развития в концепциях диалектики и синергетики?

4.   Кто считал самосознание единственным неоспоримым фактом?4

5.   Назовите уникальные свойства человека, которые отличают его от всей живой природы

6.   Объясните различие между социальной группой и стратой

Список литературы

1.  Как изменяется понимание предмета философии при переходе от классической к неклассической философии?


Классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; особое внимание уделила проблеме развития; значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; взглянула на историю как целостный процесс. Главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.

Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание. В рамках неклассической философии были сформулированы идеи, “приземлившие” философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. Неклассическая философия лишает человеческий разум того привилегированного статуса, каким он наделялся в господствующих философских построениях, прежде всего рационалистического толка, предшествующего этапа ее развития. Неклассическая философия пытается найти какие-то другие основоположения человеческого бытия, которые являются как бы посредником между бытием как таковым во всей его всеобщности и человеческим сознанием. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое — волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др. Общее умонастроение неклассической философии подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии нашего столетия.


2.  Назовите основное сходство и основное различие между Логосом (античная философия) и Дао (китайская философия)


Логос – нечто явленное, оформленное и постольку "словесное"... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчетному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. В свете космического Логоса мир есть гармоничное целое.

Дао не поддается рациональному толкованию, формально-логическому анализу, потому что не имеет формы, бесформенно, вечно, беспредельно, ничему не противостоит (в отличие от логоса, который противостоит хаосу), исключает альтернативную постановку вопроса в принципе. Дао не подлежит проверке практикой, ибо то, что мы видим, не является «постоянным» Дао. Дао — «корень неба и земли. Оно существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо». Дао едино — «не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино»

Логос похож на Дао. Для Гераклита, как и для Лао-Цзы, – «все едино». «Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, согласное и разногласное; из всего одно и из одного все». Если логос нечто "оформленное... сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания", противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно (цзыжань) следует своей природе: "Человек следует земле, земля – небу, небо – дао, а дао самому себе (цзыжань)".

Несмотря на свою похожесть, существуют и определенные различия между Дао и Логосом. «Гераклит (учит), что вечный круговращающийся огонь (есть бог), судьба же – логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений». Китайцы не считали возможным выделять какую-либо из стихий (воду, воздух или огонь) в качестве первоначала. Образовавшиеся в процессе круговращения ци пять типов энергии (земля, вода, огонь, дерево, металл) - равно необходимы для существования жизни, хотя Лао-Цзы и отдает предпочтение воде (символ Дао).

В отличие от Логоса Дао не "созидает сущее из противоположных стремлений", а следует спонтанному ритму мира, где одно чередуется с другим, день приходит на смену ночи, тепло на смену холоду. «Один раз Инь, один раз Янь и есть Дао». Если греки акцентировали внимание на «разумном» аспекте мира – всем правит Логос, и на созидании сущего "из противоположных стремлений", на "борьбе противоположностей", то китайцы – на этической стороне мира и на чередовании инь-ян, которые в строгом смысле не противоположны, ибо присутствуют друг в друге. С этого и начинаются расхождения, хотя этика, гуманность также необходимы для развития ума, расширения сознания, как ум – для претворения этики в жизнь.

Гераклит, видел в Борьбе средство достижения гармонии. "Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости". Основная же идея "Даодэцзина" – путь ненасилия, ненарушения природы вещей, естественного ритма – следование моральному закону – Дао. Воинственность – удел варваров, она приносит лишь иллюзорную победу. Тот же, кто следует Дао, непобедим.


3.  Что является причиной развития в концепциях диалектики и синергетики?


Идея взаимодействия элементов является исходной как в концепциях диалектики, так и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике. Диалектика говорит о противоречии взаимодействующих сторон. Движение, взаимодействие, выступает формой существования материи. В этом философском обобщении заключен глубочайший смысл диалектического противоречия – чтобы сохраняться, нужно изменяться. Сохранение имплицитно содержит в себе изменение, а изменение означает и сохранение. Синтез этих противоположностей в диалектике находит отражение в понятии развития. Так диалектика доказывает неизбежность развития материи. Этот абсолютный диалектический принцип и составляет субстанциональную основу всеобщего закона взаимодействия.

По мнению сторонников синергетики, источником развития является не диалектическое противоречие, а случайность, необратимость и неустойчивость. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Еще одна причина развития – «притяжение».

При изучении процессов самоорганизации было зафиксировано то обстоятельство, что среди возможных ветвей эволюции системы далеко не все являются вероятными, "что природа не индифферентна, что у нее есть "влечения" по отношению к некоторым состояниям", – в связи с этим синергетика называет конечные состояния этих систем "аттракторами" (лат. attractio – притяжение).

Аттрактор определяется как состояние, к которому тяготеет система. В концепции самоорганизации субстанциональной основой взаимодействия элементов системы является системообразующий фактор – то, для чего объединяются элементы в систему. Системообразующим фактором самоорганизующейся системы является ее стремление к устойчивости, самосохранению, физический смысл которых составляют организация и взаимодействие между ее элементами в соответствии с принципом наименьшего действия, или экономии энергии.


4.  Кто считал самосознание единственным неоспоримым фактом?


Величие Декарта как философа заключается в том, что он первым исследует то, что является несомненным, неоспоримым, чего нельзя отрицать — это бытие самого исследователя, своего “я”.

“Самосознание, то есть сознание своего бытия, или сознание существования своего “я” и сознание своих функций, или действий, производимых этим “я”, каковым, кроме мышления, являются еще и различные чувствования, и ощущения, и т.д., вот единственно, что существует: наличность этих данных сознания не может быть оспариваема, но и не может быть доказана путем логических выводов”.

Декарт указал на самоочевидность сознания как на высший критерий бытия. Знание о существовании внешнего мира мы получаем благодаря деятельности нашего самосознания.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".


5.  Назовите уникальные свойства человека, которые отличают его от всей живой природы.


Человек - одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.


6.  Объясните различие между социальной группой и стратой


В процессе обмена - взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп. Социальная группа - коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальная группа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции - взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Выделяют три основных признака группы:

1. определенный способ взаимодействия между ее членами;

2. членство - чувство принадлежности к данной группе;

3. групповая идентичность с точки зрения значимых других.

Группа играет решающую роль в социализации личности и является основным фактором, способствующим выживанию. Люди образуют группы для выполнения определенной работы (пример - организация) и для удовлетворения стремления членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию (компании друзей).

Страта – единица анализа социальной структуры. Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. В качестве этого признака, позволяющего объединять людей в страты, могут выступать различные по характеру признаки – производственные, экономические, политические, социально-демографические, культурные и др. В результате люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования или по должностным характеристикам. Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т.е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер “выше-ниже”, “лучше-хуже”, “престижно-непристижно”. В существовании страт большую роль играют оценочные факторы. Процесс ранжирования основывается как на рационально-рассудочных операциях (принимается во внимание, например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и на спонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративная оценка какой-либо функциональной роли). Таким образом, страты формируются признаком, связанным с культурно-психологической оценкой (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании.

Следует иметь ввиду еще одно различие при определении социальной группы и страты. Страты выделяются по формам и объему потребляемых благ, по воспроизводству самого статусного положения. Статус предполагает, что любой, кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должны отвечать определенным ожиданиям и ограничениям на соответствующее социальное взаимодействие. Решающая роль образа жизни для престижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разных условностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.

Список литературы

1)  Бобров Е.А. Бытие индивидуальное и бытие координальное. Юрьев. 1900

2)  Григорьева Т.П. «Дао и Логос», М., 2001

3)  Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973

4)  Ивакин А.А. Краткий очерк общей философии. — Одесса: Астропринт, 1999

5)  Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003

6)  Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994

7)  Поддубный Н.В. «Синергетика и диалектика - онтологическое и эпистемологическое единство»// Науч. ведомости БГУ. 2008

8)  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. М.: Гардарики, 2002

9)  Якушев А.В. Философия: Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам – М., 2004




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.