Рефераты. Сущность и явление

Рассмотрение многоразличности, всесторонности, индивидуальности свойств, качеств, связей самой данной вещи в себе, несмотря на всю его необходимость и важность, оказывается недостаточным, потому что эти многообразные индивидуальные связи вещи в себе с другими составляют некую систему и обусловлены всеобщей основой, сущностью, которая является вместе с тем объективным источником научного познания самих этих индивидуальных связей. Для постижения научной истины необходимо за этим многообразием связей и отношений открыть их единую основу, возводить единичное во всеобщее, бытие в сущность. «Задача науки, - подчеркивает Маркс - заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению...»3, т. е. к сущности.

Сущность, поскольку непосредственно не совпадает с явлением не лежит на поверхности предмета, не дана в чувственном созерцании, скрыта от него и постижима только наукой, мышлением, ибо «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня»4. Так, прибавочная стоимость, принимая различные формы, распадаясь на разные части, как бы скрывается за этими своими формами проявления, становится все более и более неузнаваемой. Она не выступает непосредственно в явлениях, а только путем научного анализа должна быть открыта как "скрытая мистерия". Буржуазная политэкономия в прибыли видела только прибыль и не смогла вследствие «недостаточной силы абстракции» открыть в ней прибавочную стоимость. Маркс же, развивая дальше научную абстракцию, «вылупил» («прибавочную стоимость из прибыли, показав, что последняя является лишь формой проявления своей сущности - прибавочной стоимости. Создание теории прибавочной стоимости Марксом было поистине величайшим переворотом в науке.

Поэтому, опираясь на данные практики и живого созерцания, познание должно восходить к сущности и за многообразием внешней кажимости явлений открывать их внутреннюю основу, их сущность.

Часто говорят так: сущность познается только абстрактным мышлением. Верно, конечно, что для познания сущности нужно восходить от чувственного созерцания к абстрактному мышлению, к теории. Так, в «Капитале» теоретическое воспроизведение предмета опирается на «монблан» фактов, на обработку колоссального количества эмпирического материала. Это значит, что как в индивидуальном познании, так и в истории познания эмпирическая стадия выступает как необходимая ступень, этап познания. Вместе с тем эта ступень - основа движения мысли от кажимости, явления, единичного к всеобщему, сущности и выражает собою первую половину пути воспроизведения конкретного: от эмпирического накопления отдельных, разрозненных фактов, к их теоретическому обобщению и открытию их внутренне необходимых связей, законов, сущности - таково содержание этого отрезка пути познания, что является, в свою очередь, основой дальнейшего восхождения.

Сущность есть процесс. В «Капитале» Маркс показывает, что капитал есть не что иное, как самовозрастающая, самодвижущаяся стоимость. Она хотя и сохраняет себя как сущность, свою общую природу как капитал, но в то же время развивается, модифицируется, обогащается. Стоимость как всеобщая сущность всякого товарного и товарно-капиталистического производства есть процесс восхождения, обогащения. Само это восхождение в определенных исторических условиях обеспечило превращение денег в капитал, т. е. превращение стоимости в самовозрастающую стоимость. Мы имеем перед собой ту антиномию, которую не решить никакими формальными средствами: стоимости могут отличаться по величине только, но сущность их одна - стоимость: одна денежная сумма может отличаться от другой только по величине, но сущность одна - деньги; абсолютная и относительная прибавочная стоимость отличаются друг от друга, но сущность одна – прибавочная стоимость. И не «с одной стороны и с другой стороны», а со всех сторон сущность одна.|

Выше было показано, что противоположности единства совпадают, равнодействуют. Однако это вовсе не означает дуализма сущности. Никакого дуализма сущности в действительном мире не существует. Совпадение, равнодействие противоположностей означает, что каждая из них есть по существу «просвечивание» себя в другом и даже полагание себя как другого. Значение истинной действительности заключается в сущности одной из них, другая - не имеет значения истинной действительности, поэтому объективная сущность, хотя и противоречива, заключает в себе противоположные тенденции, тем не менее, только одна из противоположностей представляет ее, в то время как другая противоположность подчиняется первой. Одна из них господствует над своей другой, подчиняет ее себе и для себя. Господствующая и подчиненная противоположности совпадают в том, что подчиненная должна быть подчиненной, чтобы могла господствовать господствующая, а последняя должна господствовать, чтобы могла быть подчиненной подчиненная. Таким образом, господство есть в одном и том же отношении подчинение, а последнее - господство. Следовательно, сущность одна, едина, есть одно и то же отношение, имеющее две стороны с противоположными тенденциями, в котором подчиненная сторона снимает себя в господствующей, является ее моментом, формой ее движения, способом ее господства.

В этом единстве явление, хотя и определяется сущностью, обусловлено ею как своей основой, но в свою очередь, как сказали, обогащает сущность богатством своего индивидуального, особенного, отдельного: сущность сберегает, содержит в себе богатство каждой отдельной формы своего проявления в снятом виде. Следовательно, сущность повторяется во множестве явлений, бытует в них, передается, переносится ими не без собственного изменения, а в преобразованном виде, в специфическом преломлении в каждой отдельной форме своего проявления.

2. Явление


Сущность является. Явление есть проявление сущности, есть сущность в своем существовании. Не являющейся сущности или сущности вне существования нет. Сказанное, разумеется, не означает, что познание в явлениях также всегда постигает сущность. Когда говорим: сущность всегда является, мы под этим подразумеваем то, что сущность не может существовать иначе, как в своих объективных явлениях, в своих объективных формах проявления. Не являющаяся сущность не есть сущность, а абсолютно пустая абстракция, подобно кантовской непознаваемой «вещи в себе». Что же касается познания сущности, то, хотя непознаваемой сущности нет, но поскольку познание есть временной и неисчерпаемый процесс, то и познание сущности есть временной процесс: одни сущности познаются на данном этапе, а другие, хотя и проявляют себя в своих объективных формах, но пока скрыты, не познаны и ждут своего познания. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца»5. Постигающее мышление не должно смешивать эти разные вопросы. Их смешение было как раз одним из гносеологических источников различных разновидностей и идеализма, и агностицизма.

Являющаяся сущность есть непосредственность, есть существование. Все, что есть, существует. Если налицо все условия некоторой мыслимой вещи, то она вступает в существование. Сущность, достигшая непосредственности, есть ближайшим образом существование, а как неразличенное единство сущности с ее непосредственностью, она есть существующее или вещь6. Так, у Маркса процесс обращения капитала есть явление, а его кругооборот есть непосредственность капитала, есть его существование, Поэтому Маркс анализ процесса обращения капитала начинает с «метаморфоз капитала и их кругооборота», т. е. с существования капитала. Хотя исследование процесса производства сущности - капитала теперь и пройденный этап восхождения (Маркс во II томе специально не возвращается к нему), но оно составляет основу дальнейшего изучения движения капитала, без которого нельзя понять ни существования, ни явления капитала. Иными словами, опираясь на исследование процесса сущности, рассмотренного в чистом виде, теперь, на достигнутом этапе исследования, Маркс, также в чистом виде, исследует процесс явления, - конкретные формы проявления капитала в сфере обращения. Теперь предмет исследования есть явление - обращение капитала.

Кругооборот капитала есть непосредственность, принимающая денежную, производительную и товарную формы, содержанием которых, так или иначе, является опять-таки капитал и в которых последний не просто пребывает, а функционирует, обогащается, сохраняя свою природу. Капитал в своем функционировании проходит ряд последовательных стадий. Так, денежный капитал проходит следующие стадии: Д-Т... П... Т1 - Д1. Рассмотрев в чистом виде существование - кругооборот денежного, производительного и товарного капиталов, как три самостоятельные функциональные формы, Маркс затем переходит к анализу явления-оборота капитала. Анализ же показывает, что в действительности имеет место не отдельный акт кругооборота, а процесс прерывно-непрерывного возобновления кругооборота. Кругооборот капитала, определяемый не как отдельный акт, а как периодический процесс, снова и снова повторяющийся через определенные промежутки времени, есть оборот капитала. Непосредственность кругооборота капитала снимает себя в опосредствовании, поскольку речь идет уже не об отдельном акте кругооборота, а о периодическом процессе - обороте, который, в свою очередь, снимает себя в анализе воспроизводства и обращения всего общественного капитала.

Таким образом, капитал существует в обращении и возможе н в нем как сущность в явлении и не иначе. Обращение капитала есть капитал в его существовании, есть существенное отношение, есть явление капитала. Явление есть, таким образом, сущность в ее существовании: сущность наличествует в нем непосредственно. Существование, как существенное существование, есть явление.

Сущность и явление взаимопроникают, взаимно обусловливают друг друга. Сущность является. Явление существенно. Ни сущность без явления, ни явление без сущности невозможны. Сущность существует (является) не иначе как в отдельном -в единичных, отдельных, реально существующих вещах, процессах, явлениях. Вне отдельного нет сущности. Отдельное явление есть проявление сущности, содержит ее в себе как основу своего существования и развития.

Все единичные явления отличаются друг от друга множеством специфических признаков, черт, свойств. Но вместе с тем они имеют одну общую основу, взаимосвязаны внутренним единством, обоснованы сущностью.

Взаимосвязь и взаимодействие явлений есть их всеобщая характеристика, выражающая тот факт, что явления не изолированы друг от друга, а находятся в бесконечных связях друг с другом. Все связано со всем благодаря тому, что каждое явление, кроме общей основы, имеет свою специфику, свою индивидуальность, свое особое свойство, которое есть отношение или связь. Именно благодаря свойствам явлений имеет место их взаимосвязь или взаимоотношение. Явление вне взаимосвязи - ничто. Однако научное познание не задерживается на этой абстракции, не ограничивает себя констатацией этого самоочевидного факта. Вместе с тем оно, во-первых, устанавливает, что взаимосвязь явлений и есть их взаимодействие через их свойства; во-вторых, поскольку знание общей картины взаимосвязи и взаимодействия явлений далеко недостаточно, оно стремится к раскрытию конкретного содержания, конкретного взаимодействия, конкретного единства, в-третьих, при раскрытии содержания конкретного взаимодействия обнаруживается, что последнее есть не что иное, как взаимопревращение противоположностей, изменение, развитие. Взаимодействующие явления всегда составляют некую систему - в конечном итоге безграничную и бесконечную действительность, внутри которой противоположности, взаимно превращаясь друг в друга, обеспечивают ее развитие, обогащение.


3. Взаимопревращение сущности и явления


Сущность в своем существовании есть действительность, или, как говорит Гегель, действительность есть единство сущности и существования. Познание предмета как целого возможно, как уже отмечалось, при одном условии, если оно не останавливается на самостоятельном анализе каждой из противоположностей единства, а идет дальше, восходит к их синтезу.

Раздвоение единства и самостоятельный анализ сущности, а затем и явления есть движение мысли в отрицательном по отношению к исходному направлении, а их синтез есть движение мысли в противоположном, положительном направления, есть процесс восстановления их единства на высшей основе.

Вместе с тем анализ показывает, что ни сущность, ни явление сами по себе не есть целое, а есть его стороны или части. Только их диалектический синтез (но не сумма) дает целое в его полноте. Это значит, что, во-первых, действительность выше, чем бытие и чем существование; во-вторых, она есть цельность, совокупность, точнее сказать, синтез своих моментов, потому и богаче, выше, конкретнее.

Чрезвычайно важно подчеркнуть, что сам этот синтез следует понимать диалектически, т. е. как развитие, как взаимопревращение противоположностей, как переход противоположностей друг в друга и в новое, высшее состояние. Поскольку сущность и явление не только тождественны, но и различны в своем тождестве, постольку и они переходят друг в друга: явление - в сущность, а сущность - в явление. Иными словами, их различие есть внутренне необходимое условие их синтеза, их взаимоперехода.

Взаимопревращаемость сущности и явления выступает как основное содержание всего пути познания и в особенности его второй половины, поскольку речь идет о синтезе, единении раздвоенных противоположностей. Мышление отходит от внешности, кажимости и углубляется во внутреннюю природу предмета, просвечивая ее. «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное... - от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»7. Сведение явлений к их единой основе, к сущности, открытие закона их существования и развития есть в познании превращение явления в сущность. На этом отрезке пути познания, характеризующемся главным образом анализом и индукцией, единичное возводится во всеобщность, явление переходит в сущность.

Однако познание не ограничивается вычленением сущности. Оно пускается как бы в «обратный» путь и начинает из сущности, из единой основы объяснять одно явление за другим. Так, например, «научный анализ конкуренции становится возможным лишь после того, как познана внутренняя природа капитала, - совершенно так же, как видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение»3. На этом отрезке пути познания, характеризующемся главным образом синтезом и дедукцией, сущность переходит в явление. От чувственно-конкретных явлений к сущности и от последней к мысленно-конкретным явлениям на высшей основе, т. е. на основе синтеза сущности и явления - таков путь научного познания. В высшей степени важно подчеркнуть, что движение познания от сущности к явлениям не есть механическое перенесение сущности, а есть ее обогащение, ее обрастание «плотью и кровью», богатством единичных явлений, поскольку сами явления переносят на нее нечто специфическое, свое богатство. Это значит, что конкретное содержание явления обусловлено не только сущностью, но и множеством внешних связей и обстоятельств, в которых проявляет себя сущность.

В этой связи заметим, что требование диалектики объективности рассмотрения вещи в самой себе, исследование ее относительной самостоятельности и устойчивости, сущности и т. д. вовсе не означает игнорирование анализа внешних условий предмета. Разумеется, всестороннее рассмотрение не может быть всесторонним, если игнорировать внешние связи и отношения, внешние условия, обстоятельства существования, развития предмета. Когда мы подвергли критике тех, кто игнорирует сущность, внутреннее и все дело сводит к внешности, то этим мы вовсе не хотели сказать, что познание должно игнорировать внешние условия. Нельзя ни отрицать внешнее, ни недооценивать его роль в жизни предмета, ибо само внутреннее объективно невозможно без внешнего и для его познания нужно познание внешнего. Истинное познание сущности возможно, если рассматривать ее всесторонне - в единстве внутреннего и внешнего. Сущность, «очищенная» от своего богатства внутренних и внешних связей и условий, есть пустая абстракция.

Истинное познание должно исходить из единства тождества и различия внутреннего и внешнего. Тождество их состоит в том, что они друг друга обусловливают, взаимопроникают и взаимопревращаюгся – внутреннее превращается во внешнее, внешнее - во внутреннее. Вместе с тем эти стороны различны, отличаются друг от друга своим местом, ролью, характером, положением, спецификой и т. д. в этом их единстве. Познание должно сосредоточить свое внимание на внутреннем, поскольку оно характерно предмету, оно составляет его внутреннюю жизнь, сущность, которая для своего проявления использует и подчиняет себе внешние условия. С другой стороны, сущность может проявлять себя лишь в определенных внешних условиях, отношениях (как, например, капитал в своем обращении). Ведь ясно само по себе, что не было бы никакого капитала без его обращения. Более того, только их взаимопревращение есть восхождение, развитие капитала, который является конкретным, целым благодаря своему единству со всеми своими многообразными внутренними и внешними связями. Поэтому для имманентного рассмотрения предмета нужен анализ, кроме всего прочего, и внешних условий, сведение последних к внутреннему, поскольку сама внутренняя имманентная жизнь предмета есть превращение внешних условий в его внутренние процессы, в его содержание.

Литература


1.                 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 120, там же. С. 119.

2.                 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I. С. 343, там же. Т. 25. Ч. II. С. 384.

3.                 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29 С 227

4.                 Гегель Г. Соч. Т. V. С. 572.

5.                 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152.

6.                 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 326-327.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.