Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.
Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями . В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: "дать понять человеку, в каком ты отчаянии" - около 40 процентов случаев, "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" - около 30 процентов случаев, "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов, "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов, и наконец в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.
Все это приводит к тому, что проблема "отцов и детей" может быть, как никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами "полную свободу молодежи" и стародавними призывами "надо уважать и слушаться старших".
Распределение умерших по причинам смерти в январе-ноябре 2000г.
Тыс.человек
На 100 тыс.населения
2000г.
1999г.
прирост (+), снижение (-)
2000г. в % к 1999г.
Всего умерших
2032,4
1953,0
+79,4
1532,7
1467,0
104,5
в том числе от:
болезней системы кровообращения
1118,9
1078,6
+40,3
843,8
810,2
104,1
новообразований
273,1
273,0
+0,1
206,0
205,0
100,5
несчастных случаев, отравлений и травм
284,9
267,3
+17,6
214,9
200,8
107,0
из них от:
транспортных (всех видов) травм
36,2
34,6
+1,6
27,3
26,0
105,0
случайных отравлений алкоголем
31,0
24,1
+6,9
23,4
18,1
129,3
самоубийств
52,9
52,8
39,9
39,7
убийств
36,9
34,1
+2,8
27,9
25,6
109,0
болезней органов дыхания
92,7
85,3
+7,4
69,9
64,1
болезней органов пищеварения
58,9
55,3
+3,6
44,5
41,6
инфекционных и паразитарных болезней
33,1
32,3
+0,8
25,0
24,3
102,9
Распределение умерших по причинам смерти в январе
2001г. в % к 2000г.
2001г.
211,0
197,5
+13,5
106,8
119,4
113,2
+6,2
105,5
25,8
103,5
29,3
25,7
114,0
2,8
2,4
+0,4
116,2
3,9
3,2
+0,7
122,6
4,4
4,1
+0,3
108,3
3,3
+0,6
118,2
9,8
9,4
104,4
6,1
5,5
111,9
101,1
Страницы: 1, 2