Рефераты. Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности

Одним из таких понятий как раз и может быть понятие предметной жизнедеятельности человека. Корректное использование разработанных биологией понятий жизнедеятельности и активности возможно и необходимо именно на основе методологических установок о предметности человеческой жизнедеятельности. При этом «предметность» следует относить не только к общественно значимой деятельности человека, к процессам познания и преобразования окружающего мира, но и к любому проявлению жизни, повседневного бытия. Все реальные обстоятельства человеческой жизни наполнены ориентацией на предметный мир и отражение этого мира в идеальном. Именно поэтому в человеке нет ничего «чисто» биологического, целиком и без остатка копирующего свойства «биоса», то есть внечеловеческого органического мира. Но в равной мере в человеке нет ничего «чисто» социального, поскольку человек проживает, а не только осмысливает все обстоятельства своей жизнедеятельности5.  

__________

5 См. Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988. С. 32-33.

Тем не менее, структурные характеристики элементарного акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд «в простых и абстрактных его моментах», К. Маркс выделял следующие стороны (элементы) процесса труда: человека с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда (прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда. Труд как преобразование человеком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов.

Марксову схему можно распространить на структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и «объектной» (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

В рамках практической деятельности людей по созданию различных объектов (вещей) для использования их в процессе жизнедеятельности людей используется понятие «качество», которым обозначается совокупность свойств вещи, что определяют её способность удовлетворять нужды людей. Качество вещи в данном случае определяет человек по отношению к его собственным нуждам. При этом определение свойств возникает на основе свойств человека как действующего объекта. Качество имеет чувственную природу, но из-за неодинакового восприятия разных людей не может быть четко очерченной, поскольку изменяются потребности, условия и представления людей.

Раздел IV. Формы практической деятельности.


Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития. Именно возникновение материальной производственно-практической деятельности явилось исходной предпосылкой становления специфически человеческого отношения к миру, преодоления рамок животного существования .

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди одновременно строят свои собственные общественные отношения, преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Важно еще раз подчеркнуть, что эта форма практики органически связана с материальной производственной практикой. По существу, имеется единая практическая деятельность, включающая две стороны – отношения людей к самим себе. Однако в процессе общественного развития эти стороны практической деятельности дифференцируются. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений – социальная, классовая борьба и т. д., - выступает как особая форма практики.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. В этом обществе все большую роль начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности. Оно обладает проективно-коструктивной функцией, то есть дает даёт знания о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент. Научное экспериментирование, хотя оно и опирается на возможности производства и социального опыта, достигнутые на данном этапе развития общества, часто выходит за пределы существующего уровня и предвосхищает принципы технологии и способов управления и организации общественной жизнедеятельности, которые могут быть реализованы в будущем. Современное научное экспериментирование, таким образом, выступает в качестве важнейшего средства осуществления проективно-конструктивной функции научного познания.

 

Раздел V. Игровая деятельность.


Если проанализировать любую человеческую деятельность до самих пределов нашего познания, она окажется не более, чем игрой. Нечто Сущее помимо игры в чистом виде как искусственно сконструированной модели реальной жизни создало большое количество игровых элементов, которые вкраплены в эту жизнь, переплелись с нею порой до такой степени, что трудно провести грань между игрой и борьбой за существование, используя для реализации своего Бытия врожденные стремления человека стремиться ввысь, переживать чувство удовольствия от борьбы, напряжения и победы, разгадывания тайн, создания вокруг себя красоты и гармонии. Элементы игры пронизывают труд, бизнес, войны, художественное и научное творчество. Между реальной жизнью и игрой нет непроходимой границы. Более того, эта граница не просто проходима, часто она совершенно размыта, и отделить игру от работы довольно сложно, а порою и невозможно6. По моему мнению, в жизни профессионального теннисиста граница практически незаметна, поскольку теннис диктует свои правила не только на корте, но и в жизни. Для достижения высоких результатов современный спортсмен полностью посвящает себя и свою жизнь избранному виду спорта. Стремится работать как можно больше, постоянно совершенствуясь. Игра становится его шансом проявить себя, свои возможности, умения, показать то, чему он научился и на сколько хорошо может владеть своим умом, эмоциями, телом. Кроме того для профессиональных теннисистов игра и работа – это синонимы. 

Й. Хейзинга поднимает вопрос о том, как расходовать человеку свободное время. «…сама природа требует чтобы мы могли не только хорошо трудиться, но и прекрасно пользоваться досугом. Ибо досуг есть началом всего. Досуг предпочтительнее труда и есть цель последнего»7. К теннису, как и к любому другому современному виду спорта, это имеет самое прямое отношение, так как без полноценного отдыха и восстановления, невозможно достичь максимального результата и полностью раскрыть свой потенциал. Тренируясь на недовосстановлении можно развивать выносливость и некоторые другие физические качества, но при этом растет риск травматизма, а  также  накапливается  психологическая усталость, что  

__________________

6 См. Козырева Н. А. Бытие игры или игра бытия: сравнительный анализ произведений Й. Хейзинга «Homo ludens: человек играющий» и Х.-Г. Гадамер «Истина и метод», с. 5.

7 См. Хейзинге Й. Homo ludens. –М.: Прогресс, 1992, с. 182.

явно не способствует росту спортивного результата. Таким образом, профессиональный теннисист, играя турниры и тренируясь ежедневно стремиться отдыхать и восстанавливаться своевременно и полноценно.

Следует отметить, что игра старше культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое общество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он их научил играть. Но необходимо сразу же выделить один весьма важный пункт. Даже в своих простейших формах и уже в жизни животных игра представляет собой нечто большее, чем чисто физиологическое явление либо физиологически обусловленная физическая реакция. Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое. Что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим «смыслом» игры ясно обнаруживает себя некий имматериальный элемент в самой сущности игры.

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т. п.) заметно меняются. Поведенческие изменения зачастую сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний Я.

Психологи и физиологи, наблюдая, описывая и объясняя игры животных, детей и взрослых пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Однако во всех толкованиях общим является то, что они исходят из посылки, что игра совершается для чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.