Рефераты. Созидательные и разрушительные идеи

В ходе развития социального познания выявлены не только инвариантные (общие) признаки национализма, но и вариантные, специфические, групповые. Термин "национализм", являясь базовым в концептуальном осознании множества нарушений справедливости в национальном вопросе, содержит в себе потенции образования новых терминов, образующих особое семантическое поле, например, национализм большой и малой национальной группы, национализм агрессивный и либеральный, национализм наступательный и оборонительный, национал-социализм, национал-патриотизм. В концепции национализма терминообразовательный процесс развивается и по линии добавления к слову "национальный" при обозначении негативных явлений: национальный эгоизм, национальная исключительность, национальная несправедливость, национальное недоверие, вражда и т. д.

Национализм, как всякое явление общественной жизни, имеет свою структуру с присущими ей элементами и внутренними законами их взаимодействия.

К числу этих элементов относятся миросозерцание, идеология, социально-психологическая установка по национальному вопросу. В той или иной мере в "живом", действующем национализме такие элементы существуют. Они дополняют друг друга, создавая его микроструктуру. Каждая сложившаяся и развитая форма национализма выступает как некая целостность. Это дает основание говорить об американском, германском, японском, русском, татарском, сербском, норвежском и других формах национализма. Постижение этой закономерности является необычайно трудной и еще не решенной общественной задачей. Пока ни один исследователь не ставил перед собой такую задачу, хотя те или иные зафиксированные формы проявления национализма в духовном мире личности, социальной группы, в предметно-практической их деятельности создают необходимый банк данных для постижения этой проблемы. Прослеживается не только общее, но и особенное в китайском, русском, американском, германском, английском, украинском, сербском, хорватском и других национализме. В справочнике выдвигается идея строгого различения национального и инонационального национализма. Любая исторически сложившаяся конкретная форма национализма имеет свои компоненты в миропредставлении, идеологии, политике, психологических установках.

Национализм как функциональная система является трудным объектом научного познания. В основе любого национализма присутствует идеологический и психологический феномен национальной исключительности, который служит "обоснованием" особой роли этой национальности в семье народов, ее особой миссии в истории. Отсюда и требование особых прав для этой национальности, предоставления ей различных социальных льгот. Главная идея национализма, заключающаяся в том, что национальности не могут быть равноправными, получает развитие в элементах его функциональной системы. К ним относится национальный эгоизм, заставляющий во всем искать выгоду для своей нации и дающий санкции на ущемление или даже на полное игнорирование интересов других национальностей; отказ в предоставлении кредита доверия по отношению к определенным национальностям; насаждение недоверия между народами, что удается на основе распространения мифа о моральной и интеллектуальной их неполноценности; прямое выражение презрения и ненависти к определенным народам.

Предложенная дефиниция, разумеется, не охватывает всех черт изучаемого явления. В неодинаковой мере получило развитие его этимологическое и содержательное, научное и обиходное объяснение. Несомненно, многие из предложенных терминов будут переосмыслены, что-то войдет в литературу или останется лишь авторским вариантом, "личным" термином.

Национализм - сложный объект научного познания. Не все его грани, а их бесконечное количество, изучены наукой. То, что мы знаем о природе национализма, о его системе антиценностей демократии, о многообразных формах сочетания с другими явлениями, весьма ограниченно. А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

Не счесть, сколько было неприятных эмоций, переживаний, стрессов, обид из-за того, что были задеты легко ранимые национальные чувства. Невозможно учесть, сколько людей лишились спокойной жизни из-за национальной нетерпимости и вражды. Межнациональные и межгосударственные конфликты заканчивались нередко кровопролитными событиями, гибелью миллионов. Без прикрытия идей и принципов национализма не велась ни одна несправедливая, захватническая война.


4.2 Великодержавный шовинизм


Согласно общепринятому определению, Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти.

Термин "Шовинизм" появился во Франции в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трёхцветная кокарда"; одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем "величия" Франции. Словом "Шовинизм" стали обозначать различные проявления националистического экстремизма.

В Великобритании Шовинизм получил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование - джингоизм.

Другие проявления Шовинизма - социал-шовинизм, великодержавный шовинизм. Шовинизм получил распространение в империалистических странах. Наиболее крайнее его проявление - человеконенавистническая идеология и политика фашистских государств.

Вполне естественно, что в нынешние времена, когда смысл большинства терминов исказился до противоположного, понятие «шовинизм» используется для манипуляции общественным мнением и насаждения идеологии интернационализма. Так ещё большевики говорили о «русском великодержавном шовинизме», хотя никакого массового проявления оного в среде Русского народа не наблюдалось никогда. Напротив, шовинизм всегда свойственен разнообразным этническим меньшинствам, т. к. в какой-то мере помогает им выживать, быть сплочённее. Большим народам шовинизм не свойственен никогда, но именно больши́е народы всегда обвиняются в нём.

Как известно, очень трудно (практически невозможно) разрушить империю снаружи. Основная опасность для существования империи проистекает от ее внутренних проблем. Будучи многонациональным государством, в котором объединяется много народов, каждый со своим языком, культурой и менталитетом, империя уделяет особое внимание созданию целостности внутренней духовной среды государства и общества. Достичь этого, возможно лишь возвеличивая разными способами культуру и язык так называемой «титульной нации» и унижая культуру и языки покоренных империей народов.

Такая политика, направленная на подавление духовной среды покоренных народов и превозношение культуры и языка нации-поработителя, и называется великодержавным шовинизмом.

При этом следует особо подчеркнуть, что престижность в империи культуры и языка «титульной нации» ни в коей мере не связана с их подлинными достоинствами. В самом деле, ведь покорение чужих земель и других народов осуществляется исключительно на базе военного («огнем и мечом»), а отнюдь не интеллектуального превосходства. Более того, воинственность и безжалостность «титульной нации» не проходит для нее даром. Эти качества как раз влекут за собой неизбежные потери в духовной сфере и способствуют оскудению культуры и упадку нравственности. Популярность «титульной» культуры и языка, таким образом, целиком является следствием того, что они ассоциируются в народном сознании с социальным и карьерным успехом, поскольку ими пользуются правящие классы империи. Культура же и язык покоренных народов, обладая порой даже большими достоинствами, нежели официально продвигаемые, получают некий ярлык лузерства, поскольку употребляются лишь простым народом, а не патрициями.

В наше время, когда на Земле осталась лишь одна Российская империя, а все остальные канули в лету, наибольший интерес при анализе явления великодержавного шовинизма представляет именно политика языковой и культурной экспансии российского империализма на покоренных Россией землях, а также тех, на захват (или возвращение) которых она все еще рассчитывает.

В Российской империи, на протяжении всего периода ее существования, на государственном уровне проводилась политика русификации. Все ведущие средства массовой информации (радио, газеты, телевидение) выпускались на русском языке. Во времена СССР некоторые региональные СМИ издавались на национальных языках покоренных Россией народов. Но делалось это лишь для отвода глаз, и притом уровень качества таких изданий специально доводился (путем перевода лучших специалистов в русскоязычные издания и низкого уровня финансирования национальной прессы) до порога, который был ниже всякой критики – именно с целью внушить населению империи ту мысль, что лишь русский язык достоин того, чтобы его реально использовать.

Разрушительные идеи – являются причиной деградации общества, народа и государств, служат антигумманым целям. Разрушительные идеи всегда отражали деятельность и власть враждебных сил. Примером разрушительных идей являются идеи пропагандирующие расизм, фашизм, терроризм, колониализм.

На сегодняшний день одной из разрушительных идей предоставляющей угрозу человечеству является терроризм. Терроризм (лат. - страх) метод основанный на идее физического уничтожения людей с целью достижения своих враждебных целей. Он может, провялятся в форме экономического, политического, религиозного, расового, индивидуального группового террора. Настоящую сущность терроризма составляет создание обстановки постоянного страха в обществе, нарушение стабильности в обществе путём применения насилия, совершение взрывов и убийств невинных людей, детей ради политических целей.

Ещё одной из антигумманых идей является великодержавный шовинизм и агрессивный национализм. Исходя из исторической практики, это явление можно охарактеризовать как политическую, идеологическую и экономическую гегемонию со стороны конкретных сил, государства или стремление к ней в межнациональных и межгосударственных, религиозных отношениях.

Великодержавный шовинизм проявляется в борьбе некоторых крупных наций за установление своего исключительного господства не только в рамках многонациональной империи, но и на окружающем её пространстве.

Наш край так же длительное время испытывал на себе всю пагубность шовинистических и агрессивно националистических идей. Узбекистан пережил сложный период насильственного удержания в составе Российской, а затем Советской империи, период, который сегодня получает различные, порой взаимоисключающие интерпретации.


4.3 Разрушительная сила религиозного фанатизма


Религия, являясь частью жизни общества, неизбежно соприкасалась, оказывала влияние и сама испытывала таковое со стороны других сфер общественной жизни. Неслучайно поэтому большинство ныне существующих религиозных систем сформировалось в период социально-экономических, политических переломов, кризисов. Тем самым религия в разные периоды человеческой истории более или менее явно входила в соприкосновение с политикой, нередко использовалась в политических, не всегда благовидных целях. Именно это порождает такое понятие как религиозный фанатизм. И. Каримов в своей книге «Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» отметил следующее. История человечества знает немало примеров, когда неотъемлемый элемент религиозного сознания – вера людей – использовалась не как созидательная, а как разрушающая сила, как фанатизм, самыми характерными качествами или проявлениями которого являются страстная убежденность в истинности только своей конфессии, а также полная нетерпимость к другим. Именно люди и группы людей несущие заряд фанатизма, способны вызвать широкую волну дестабилизации в обществе, тем более что элемент массовости размывает чувство личной ответственности за те или иные действия, придает движению окраску «народного».

Вопросы религиозного фанатизма обусловлены не только, и не столько собственными религиозными противоречиями, сколько нерешимостью многих социальных, политических и экономических проблем. Собственно, эти же проблемы порождают и фанатизм иного толка, к которому относится большевистский, националистический и т.п.

Религиозный фанатизм обладает огромной разрушительной силой. Примером могут быть религиозные секты "Аум Сенрике", распространяющиеся в Японии. Представители этой секты овладев сознанием молодых людей в различных странах мира, старались превратить людей в зомби, манкуртов. Эту же природу имеют и действия представителей радикального вахабитского течения, которые под завесой религии пытаются проникнуть в Центральную Азию, в том числе и в Узбекистан. Их цели:

-                    «Хизбут - Тахрир» - изменить существующий строй и создать исламское государство в форме халифата путем совершения государственного переворота;

-                    Акромиды - проникновение в широкие слои молодежи, признание только Аллаха, отрицание государства любого типа, подчинение только лидеру течения (ни матери, ни отцу, ни закону), построение исламского государства.

-                    Вахобизм - путем свержения существующего строя создать исламское государство.


Заключение


Подводя итоги проведенной работе, можно сделать вывод о том, что все поставленные цели и задачи выполнены. Рассмотрены такие вопросы, как влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества, историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура, место созидательных идей в развитии общества, разрушительные идеи и их вредность для общественного развития. Так же более подробно рассмотрены вопросы, касающиеся национализма, как объекта научного исследования, великодержавного шовинизма и разрушительной силы религиозного фанатизма.

В заключении хотелось бы сказать, что из опытов древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире берут силу от двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению.

История человечества – это непрерывный процесс возникновения, практической реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачи преследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы они выражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению, превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабевают их созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могут получить власть, отвлекая людей.

Созидательные и разрушительные идеи – две силы, которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Борьба различных идей не утихает не на минуту, что и является причиной столь пристального внимания к данной проблеме и в Республики Узбекистан.


Список используемой литературы


Каримов И. По пути безопасности и стабильного развития: Т.6. – Т.: «Узбекистан», 1998.

Каримов И. Идеология – это объединяющий флаг нации, общества, государства. 1996.

Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. 1997.

Каримов И. Своё будущее мы строим своими руками

Каримов И. Наша высшая цель – независимость и просвещение родины, свободы и благополучия народа.

Интернет. wikepidemiya.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.