Рефераты. Современные проблемы философии

Если говорить обобщенно, то структурализм - это попытка выявить глубинные универсальные структуры, которые проявляются в социуме на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических моделей, артефактов до искусства, философии, математики, литературы, архитектуры, языка и т.д. Они выявляют, изучая мифы, интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке.

Так, Фуко занимался поисками скрытых связей между социальными институтами, идеями, обычаями и отношениями власти. Он пытался раскрыть коды знания общества, которые находятся в постоянном процессе трансформации. Барт подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении: теория текста рассматривалась им как производительность языка и порождение смысла. Каждый из структуралистов стремится выявить бинарные оппозиции, лежащие в основе глубинных структур человеческого разума, определить универсальную структуру человеческого бытия. Структурализм, как и модернизм, основан на убеждении в существовании единства всего сущего и универсальности его принципов.

Постструктурализм взаимосвязан с постмодернизмом, развивая идеи структуралистской бинарной оппозиции в различных областях человеческой жизни, заменяет их понятиями множественности, не основанной на каком-то единстве. Образно это выражено как «ризома» - корневище (Ж.Делеза, Ф.Гваттари) - это метафора системного, метафорического мышления. Ризома - принципиально иной способ распространения множественности как «движения желания» без определенного направления и предсказуемости. Это метафора современной культуры, с ее отрицанием упорядоченности и синхронности, мир как ризома уничтожает универсализм, как и смысл бинарных оппозиций.

Постструктурализм предложил процессы и процедуры децентрации, детер-риториализации, деконструкции, которые ассимилированы постмодернизмом. Децентрация - это когда центр, управляя структурой, не структурирован, он находится внутри структуры и вне ее; например, экономике - децентрация производства, а в культуре - отказ от этноцентризма в пользу равноправия культур и внимания к «другому».

Философские перспективы XXI века. В заключение рассмотрим вопрос о перспективах существования человека, его истории и культуры, занимающий большое место в современной философии.

Создавая «вторую» природу, человек производит значительные разрушения в биосфере. Земные ресурсы жизнеобеспечения: почвы, моря, реки и грунтовые воды, воздушная среда, уже не выдерживают нагрузки от цивилизации.

Существуют выходы из данной ситуации:

-                   расселение человечества в космосе;

-                   или полное и жесткое регулирование всей жизнедеятельности на планете, включая регулирование свойств самого человека.

Второй вариант — это, по сути, разновидность первого варианта – космического развития. Поэтому мы можем сказать, что у человечества нет иного пути, кроме пути разумной регуляции планетной и около планетной жизни (ноосферы) по схеме замкнутого цикла. Вопрос заключается только в том, какой вариант выберет человечество: криминально-тоталитарный или гуманистически-ноосферный. Можно предположить, что в силу общей безответственности и неспособности сильных мира сего, прийти к разумному компромиссу, при изобилии противостоящих социальных, национальных и политических сил, человечество будет двигаться по тоталитарному варианту, внутри которого будет медленно вызревать подлинно-ноосферный подход.

В ходе решения этих и многих других проблем и возникла особая область философского знания – философия глобальных проблем. Ее интересуют мировоззренческие, методологические и аксиологические аспекты экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д.

Ученые, занимающиеся этими вопросами, исходят из того, что все национальные и социальные различия между странами и народами не исключают необходимости решения общей проблемы сохранения человеческого рода на Земле; проблемы, порожденной особенностями взаимодействия общества и природы в XX веке. Существует множество проектов того, как добиться единения человечества: от создания мирового правительства и осуществления единого экономического планирования, политики и стратегии в глобальных масштабах, кончая серьезными изменениями в обучении новых поколений людей и формированием глобального сознания.

Глобальное сознание не может не считать достижения человеческой культуры выше всех политических соображений, под диалогом культур Запада и Востока не может не понимать их взаимное обогащение, союз различных культурных сообществ, а под развитием человека – расширение его и общественного сознания до «космического», ноосферного уровня. Необходимо осознать коллективную ответственность за будущее, заявляют разработчики философии глобальных проблем, при этом подлинную ответственность за судьбы мира может взять только духовно зрелая и ответственная личность. Отвергая революционное насилие, философия глобальных проблем ищет во всех философских, религиозных теориях такие ценности, которые утвердили бы права и свободы как отдельного индивида, так и всех народов мира в интересах обновления и сохранения человечества.

Составной частью современного материализма является новый гуманизм, который в условиях глобальной ситуации выступает как главное условие становления системы общественных отношений информационно-технологической цивилизации. Гуманизм как идеологический стержень современной философии имеет своим содержанием весь спектр проблем, отражающих положение человека и его права в современном обществе. Он ориентирован на развитие в человеке духовного начала, реализацию всего потенциала творческих возможностей, высокого интеллекта, нравственности, ответственности, т.е. всего того, что является императивом выживания человечества в условиях всеобщего кризисного состояния общественной системы.

Гуманистический социальный и духовный идеал сегодняшнего дня — общество социальной справедливости. Однако переход человечества на качественно-новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, однако еще далеко не реализованное.

Трудности и опасности в осуществлении этой задачи происходят из невысокого уровня ее осознания человечеством, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимо дополняемости и взаимо связи как специфических, особых элементов единого мирового бытия.

Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.


Заключение

Картина мира помогает человеку обрести чувство близости к миру, делает его жизнь более осмысленной.

Особенностью современной философии является то, что она все дальше отходит от вульгарного материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно.

Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия, Природы, Космоса, Человечества и Человека.

Философия XX века, разрешая такие важные вопросы, как соотношение между знанием и пониманием, знанием и оценкой, знанием и истиной, продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля. Современная философия открывает и разрабатывает новые области философствования: философия культуры, философия техники, философия жизни и др.

Как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности, философия XX века выдвинула целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - проблему выживания человечества, неразрывно связанную с новым решением вечного вопроса философии: в чем смысл жизни и предназначение человека.

Философия XX века, вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Таким образом, современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Современная философия предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения.

Как видим, философия прошла в своем развитии долгий и трудный путь. Ее развитие на всех этапах тесным образом связано с развитием всей духовной культуры человечества. В изложении этой темы постарались показать, насколько тесно было связано развитие философии с прогрессом науки, техники и культуры, какое влияние оказывали эти обстоятельства на мировоззрение философов, ученых, на общественное сознание.

Список использованной литературы

1.                 Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

2.                 Бучило Н.Ф. Философия / Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.

3.                 Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций / Н.Ю.Воронина. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. - 97 с.

4.                 Дорофеев Д.Ю. Актуальные проблемы современной философии / Д.Ю.Дорофеев. - СПб.: СПб ГУТК им. проф. М.А.Бонч-бруевича, 2005. – 184 с.

5.                 Канке В.А. Философия: Учебное пособие / В.А.Канке. - М.: Логос, 2001. - 272 с.

6.                 Коробкова Ю.Е., Философия: Конспект лекций / Ю.Е.Коробкова. - М.: МИЭМП, 2005. - 118 с.

7.                 Основы философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.В.Попова. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2007. - 320 с.

8.                 Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

9.                 Философия / В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, В.П.Филатов. - М.: ТОН-Остожье, 2001. - 704 с.

10.            Философия XX века. Учебное пособие / Авторский колл-в: Добрынина В.И., Добрынин В.В., Лысенко Н.Н. и др. - М.: ЦИНО общества «Знание», 1997. - 288 с.

11.            Шапиро С. Основы современной философии / С.Шапиро, А.Олексенко. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 352 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.