Рефераты. Современная философия

      Материалистическое  понимание общества исходит из признания исторически меняющегося, сложного, противоречивого взаимодействия техники с социальными структурами и культурой. Так развитие машинной индустрии делает возможным промышленный капитализм, но капиталистический способ производства  и складывающиеся на его основе общественные отношения, и в особенности  частная собственность, в свою очередь, задают определенный тип технической деятельности, оказывают обратное воздействие на отношения человека и техники. В этом и проявляется  подлинная диалектика процесса. Отчуждение человека от техники и противостояние ей есть продукт определенных  преходящих исторических условий, и это отражается во внутренней противоречивости и неоднородности культуры.

       Отмеченное имеет прямое отношение к тому социальному и культурному контексту, в котором развивается техника в нашем обществе. Противостояние  технократизма и антитехницизма является ощутимой реальностью в современной общественной жизни стран СНГ.  В период, когда экономика и развитие техники выступали как цель, когда принимались и осуществлялись такие технические и технологические проекты, которые шли вразрез с интересами людей, с их здоровьем и благополучием, формировалось настроение антитехницизма.  Такие  настроения можно признать адекватными как реакцию на технократические перекосы, но не  на ускоренное развитие техники и новых технологий, без которого не было бы прогресса в развитии человечества.  Более того, только на базе новых технологий с использованием новой прогрессивной техники можно рассчитывать на преодоление  тех деформаций, к которым пришла наша страна в результате  советско-социалистического управления.

       На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной Среды обитания и дегуманизации труда, особенно в условиях  раннего капитализма. Однако эта же техника  в адекватных общественных условиях  может служить базой для гуманизации технической деятельности, для  использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации  и сохранения естественной Среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. Быстрое развитие информационной технологии открыло невиданные возможности повышения интеллектуального потенциала  каждого человека , что позволило  соединить профессиональное, технологизированное  мастерство и индивидуальным творчеством, гуманизировать научно-технический прогресс.


       Практика является как основой, так и критерием познания.

    Для того, чтобы  знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они  должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности  известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

       В структуре знания можно выделить два слоя. Один из них  зависит от специфики биологической и  социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов  восприятия, мозга , способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка. Другой зависит от  объективной реальности, специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении  друг к другу. Главное в этой совокупности: можем ли мы выделить  в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от  человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Этот вопрос является основным в проблеме истинности знания.

       Содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества , является объективной истиной.  Информация, поступающая в мозг человека, отражает не просто природные и социальные объекты и процессы сами по себе. Она  фиксирует их в процессе взаимодействия и изменения  этих объектов человеком, осуществляющим предметно-орудийную или более широкую социальную деятельность. В свою очередь, знания, выработанные человеком, применяются для ориентации в объективном мире, для преобразования природных и социальных ситуаций в той или иной форме деятельности. Заслугой марксизма явилось обоснование того, что основой познания  и критерием соответствия знания с действительностью является  предметно-практическая деятельность, разработки схемы: объект - предметно-практическая деятельность - субъект. Прежние односторонние  модели были обедненны марксизмом и трансформированы на базе фундаментального компонента - предметно-практичекой деятельности.

          В соответствии с теорией  познания диалектического материализма практика существует в двух ракурсах: как основа формирования знаний и образования в нем не зависящего от человека и человечества содержания и как средство проверки  истины, то есть выявления меры соответствия знаний объективной действительности. Но поскольку практика по самой сути своей подвижна, изменчива и находится в постоянном развитии, то с введением практики в  теоретическую  схему  познания идея развития, изменчивости проникает в саму теорию познания.

        Практика сама неоднозначна и внутренне противоречива.  Выхватывая и метафизически противопоставляя одни моменты и стороны практики другим ее моментам и сторонам, можно прийти к односторонним, ограниченным  и в силу этого неверным  выводам. В первую очередь такая опасность связана с познанием социальных явлений, которые осложняются личной  или групповой заинтересованностью людей, их классовыми, групповыми, этническими и другими амбициями, установками и т.д.   Примером является попытка ряда правительств нашей страны осуществить  демократические и экономические преобразования на основе опыта западных стран, на имея достаточного опыта и знаний для таких действий в нашей конкретно взятой стране, Сложилась вполне определенная  негативная социальная практика, приведшая к застойным явлениям  в экономике и общественной жизни.  Разве практику преобразовывания нашего общества якобы на основе радикального экономической реформе без достаточного программного обоснования ее  можно считать  критерием полной и окончательной истины?

      Практику, как известно из истории , в том числе нашего общества, можно изменить. Практика не противоречит сознанию. Она является его основной и вместе с тем включает в себя  сознательную деятельность. Осозная  ограниченность и негативный характер практики данного ограниченного периода времени, осознав ее несоответствие интересам большинства народа и целям исторического прогресса,  люди в состоянии изменить практику,перейти от практики негативной к практике позитивной, прогрессивной, революционной. Только изменяющаяся практика может стать основой и критерием развивающегося объективно-истинного знания. И как отмечал Ленин, изменчивая и подвижная практика не дает нашему знанию остановиться, застыть и окостенеть, но выступает как объективное содержание наших  знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

    Таким образом в качестве фундаментальных положений теории познания, в ее связи материального и духовного можно выделить следующие закономерности: 1) объективный мир, отражаемый  в знании, постоянно изменяется и  развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе  практики и проверяемые ею, постоянно  изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится  и объективная истина. Отсюда следует, что знания, накопленные в итоге  материального и духовного производства, выступают как активная составляющая сила в процессе исторического развития, отражающая ее, соответствующая ему и воздействующая на него.

     Большое влияние на  развитие исторического процесса  оказывает направление социально-экономического развития общества, определенное правительством страны.  Для этого важно выработать  объективно-истинную оценку как современности, так  и исторического прошлого, на основе  которых  разрабатывается научно обоснованное понимание перспектив социально-исторического прогресса.  Для этого  в первую очередь  необходимо выработать и принять правильные решения, определяющие  магистральные направления социально-экономческого развития общества. А это невозможно без адекватного, то есть истинного, осмысления и  понимания причин, вызвавших в свое время предыдущие преобразования общественной жизни.  В этом пункте историческая истина и социальная польза, понимаемые как то, что выгодно подавляющему  большинству членов общества, диалектически совпадают, максимально способствуя   развитию исторического процесса.

        Прошлое, настоящее и будущее человечества, органически соединенное между собой общими закономерностями поступательного развития общества,  формирует восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества, называемым социальным прогрессом. Оно не может быть ни простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя они вплетаются в его ткань.  Разворачивается совершенно новое историческое развитие общество, которое в свою очередь влияет на развитие материального и духовного производства.  Так реализуется необратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.

     Социальный, экономический и технический прогресс на протяжении  всемирной истории в своей эволюционной и революционной форме постоянно преодолевает возникающие  трудности ресурстного, материального, природного, экологического и технологического порядка, обеспечивая  безостановочное необратимое поступательное развитие исторического процесса. Благодаря научно-технической революции в современную эпоху    и развитию демократической свободы личности, адаптированной темпу научно-технического прогресса,  развивается  новая историческая перспектива, развивается такой социальный строй, который   получит свое будущее.  Глобальные проблемы современности  очерчивают это будущее  двояко: погибнуть или выжить ?  Если сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной природе и вступит с ней в гармоничные  взаимоотношения, восторжествуют разумные отношения  между личностью и обществом, между обществом и окружающей его средой,  то время тревог за судьбы цивилизации на Земле  пройдет или, по крайней мере, трансформируется в космогенические проблемы.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.