Рефераты. Сократ и его школы. (Сократовские школы)

Сократ и его школы. (Сократовские школы)

Содержание

Введение………………………..……………………………………………………1

1.      Жизнь и воззрения Сократа …………………………………………………....2

2.      Сократовское понимание души человека, учение о этике…………..………..5

3.      Диалектика Сократа…………………………………………………….……….7

4.      Сократовские школы…………………………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………………...16

Список используемой литературы………………………………………………….17

Введение

Завершившийся ХХ век не имеет себе равных во всемирной истории по размаху и основательности преобразований, совершаемых людьми. Произошедшие перемены затронули и изменили самые разные сферы – отношение между человечеством и планетой, на которой оно обитает; взаимоотношения между государствами; характер противоречий  между разнородными социальными группами; сферу нравственных отношений и др.

В ХХI век человечество шагнуло, оставляя в прошлом достаточно значительные разногласия между великими государствами и социально-политическими системами. Но вместе с тем оно сразу же оказалось перед лицом новых грозных проблем: противоречивыми процессами тотальной глобализации, увеличением социально-экономического разрыва между странами «юга» и «севера», наличием социально-этнической нетерпимости внутри самих обществ. И здесь, таким образом,  требуется от каждого человека способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности. Но такая способность человека не является врожденной – ей необходимо учиться, и лучшая школа для этого – усвоение высших достижений философской культуры.

Благодаря философии человечество способно познавать мир во всем его многообразии, изменяемости и неповторимости. Изучая философию люди учатся различать «доброе от злого», «светлое от темного», познают вопросы красоты и Вселенной. А для того, чтобы лучшее понять любую науку, в том числе, и философию, необходимо изучить ее «истоки» - труды великих мыслителей, каким и был Сократ. Ведь многое из того, о чем писали и говорили древние мудрецы, актуально и по сей день, поэтому философию можно назвать наукой о жизни и для жизни.  Этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы.

В истории философии Сократу принадлежит особая роль. Будучи первым афинским философом, он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, Сократ также оказал огромное влияние на развитие мировой философской мысли.

Целью же данной работы будет разобраться в основных вопросах учения Сократа, а также рассмотреть что из себя представляли сократические школы.

Жизнь и воззрения Сократа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры[1].

Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами. Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля, звезды. Сократ тоже хотел понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. В этом отношении типичными для него является рассуждение о прекрасном[2].

Скульптор по профессии, Сократ выступил около начала Пелопоннесской войны в Афинах с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников, большая часть из которых оказались врагами общественно-политического строя афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также сообщаемые Платоном критические высказывания самого Сократа, направленные против демократического строя, восстановили против Сократа демократических правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа к суду. Однако мотивом для обвинения, по существу политического, послужило религиозное вольномыслие Сократа: отрицание им староотеческих богов и почитание нового божества[3].

Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики – таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т.д. – и борцом против нее («человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор и Горгий. Наиболее характерной чертой, общей всей софистике, является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вечей: существующих – в том, что они существуют, - и несуществующих – в том, что они не существуют»)»[4].

Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми ранее занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию.

Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь – искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики, о которой речь будет вестись более  подробно в последующих параграфах.

Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Это была не философского писателя, а учителя философии, излагавшие свои учения только устно (как упоминалось ранее, в форме беседы или спора), по особому, характерному для него методу.  Именно этот метод имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о диалектике Сократа.

Основной философский интерес Сократа  сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стенах храма аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен  о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа).

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже выступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судье над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе диалогов, когда собеседники критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим,  пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством – знаменитой иронией, с помощью которой он порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.

Однако судьба самого Сократа, всю жизнь стремившегося путем знания сделать добродетельным и побуждавшего к тому же своих учеников, свидетельством о том, что в античном обществе V века до н.э. уже не было гармонии между добродетелью и счастьем. Сократ, пытавшийся найти противоядие от нравственного релятивизма («релятивизм – идеалистическое философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний»[5]) софистов, в то же время пользовался многими  из приемов, характерных для них.

В глазах большинства афинских граждан, далеких от философии и раздраженных деятельностью приезжих и своих собственных софистов, Сократ  мало отличался от остальных «мудрецов», подвергавших критике и обсуждению традиционные представления и религиозные культы. В 399г. до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов (как уже упоминалось ранее); что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За  подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни. Философ имел возможность уклониться от наказания, бежав из Афин. Но он предпочел смерть и в присутствии своих друзей и учеников умер, выпив кубок с ядом.  Тем самым Сократ признал над собой законы государства – те самые, в подрыве которых он был обвинен. Характерно, что, умирая, Сократ не отказался от своего убеждения в том, что только добродетельный человек может быть счастлив.

Сократовское понимание души человека, учение о этике

Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее,  в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.),  была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога[6].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.