Рефераты. Шпоры по философии

Движение абсолютно, несотворимо и не уничтожимо.

Как и материя, движение противоречиво: оно есть единство изменчивости и покоя, непрерывности и прерывности, единство абсолютно и относительно.

Прерывность движения – это его дифференциация на бесконечное множество процессов локализованных во времени и пространстве, его делимость на относительно самостоятельные формы и виды.

Непрерывность движения - означает единство, взаимосвязь целостность всех отдельных форм и видов универсального движения. Движение есть ни когда не прекращающейся переход одних форм и видов в другие

Абсолютность движения означает, что оно:

1.     есть единственный способ бытия материи

2.     оно так же несотворимо и не уничтожимо

3.     оно определяет все проявления характеризующих и содержание любых процессов мира.


Развитие понимается, как качественные превращения одних предметов в другие, как уничтожение старого и нарождения нового, источник развития – противоречия или борьба противоположностей. ( диалектика)

Развитие понимается, как простое увеличение или уменьшение уже готовых качеств. Источник развития – внешнее столкновения одних предметов с другими.  (метафизика)



35 Народонаселение как предпосылка в условие общественной жизни

Существует три условия материальной жизни общества:

1. Географическая среда

2. Народонаселение

3. Материальное производство

Для нормального функционирования и развития общества необходим определенный уровень людей, определенной плотности населения.    

В 1798г Мальтус (английский священник) сформулировал абсолютный закон народонаселения, согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а производство материальных благ в арифметической прогрессии, отсюда в обществе всегда будут люди которых оно не в состоянии содержать поэтому войны являются естественными регуляторами этой проблемы.

Население нашей планеты в 1980г. составляло 4 млрд. человек, был сделан прогноз, что к 2000г население составит 5 млрд. человек ( 6 млрд. в действительности)


36 Проблема метода в философии: диалектика и метафизика

1.Диалектика исходит из того, что предметы и явления находятся во взаимосвязи, движении и развитии. Развитие понимается, как качественные превращения одних предметов в другие, как уничтожение старого и нарождения нового, источник развития – противоречия или борьба противоположностей.

2. Метафизика исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Изменение и развитие понимается, как простое увеличение или уменьшение уже готовых качеств. Источник развития – внешнее столкновения одних предметов с другими.



37 Материя и движение. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

Материя – одна из фундаментальных категорий философии возникла в античные или древние времена. В Древней Индии, Греции, Китае под материей понимали чувственный воспринятый материал, различного состояния которого дают воду, землю, металл. Уже в древности возник и др. взгляд на матерею Анаксиандр предположил, что первоначальное вещество не воспринималось нашими органами чувств, а есть нечто неопределенное ни на что не похоже, по греч. Оперон.  Позже Демокрит под материей понимал атомы и пустоту. Атомы – это материал тела, пустота – пространство. Материалисты нового времени под материей понимали первичное неизменное общее свойства всех вещей природы (протяженность, масса, непроницаемость и т. д.).

Древние философы этого времени к материи сводили мир в целом и определяли ее рангом основного образа философии.

Современная наука о строении материи

Современная физика в описании не органической природы исходит из трех ее миров:

1.     Микромир – мир чрезвычайно малых объектов от 10-14  см до 10-8  см. Время жизни доли секунды, скорость движения приблизительно равна скорости света

2.     Макромир – материальные объекты размер от масштабов молекулы до диаметра галактики, это мир, который не воспринимается нашими органами чувств или приборами.

3.     Мегамир – бесконечный космос, наименьший объект мегагалактики или свет галактики, единица измерения – световой год. Масштабной ее части которая является предметом изучения науки 1010 световых лет.

Движение – это есть форма существования материи

Формы движения материи:

1.     Механическая -  пространственное перемещение сопутствуется  любыми формами движения на уровне микро структуры и свойственно для всех без исключения объектов бытия.

2.     Физическая – движение микрообъектов, теплота, звук, смена агрегатных состояний, движение в газах, жидкостях и твердых телах.

3.     Химическая – движение атомов как целости образований, движение молекул, ионов, радикалов

4.     Биологическая к ней относят – обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, образование видов, биоценоз.

5.     Социальная – общественная жизнь.

Каждая последующая форма включает в себя предыдущую и основана на ней.



38 Сущность и явление

Сущность – это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Она не есть нечто неуловимое, самостоятельное, «сидящее» в вещах. Язык образовал ее из сущего, а ее реальный смысл проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями. Законы науки суть отражения этих существенных связей.

Явление- это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. сущности.


 

 

39 Единичное и общее

Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Общее – это единое во многом.. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общее – это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

Единичное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.

Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное.



40 Социальная сущность сознания. Генезис сознания как социального явления.

Процесс становления человека связан прежде всего с выходом индивида за пределы только собственных потребностей, они начинают все более определятся общественными потребностями как следствие начинается становление самосознание, становление личности.














41 Категория качеств,  количества и меры. Диалектика количественных и качественных изменений.

Закон перехода количества в качество

Качество- это внутренняя присущая предмету определенность, которая выражается в совокупности его существенных свойств.

Свойство – это сторона предмета, которая обуславливает его различая или сходство с другими предметами.

Качество объективно и всеобще.

При потери существенных свойств предмет теряет свое качество.

Количество – это объективная определенная качественно однородных явлений, количество – это качество в его пространственно временном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени. Также как и качество количество объективно и всеобще.

Количество и качество не существуют в отрыве друг от друга.

Категория мер

Мера – это амплитуда количественных изменений в пределах которой данное качество не меняется (сохраняется)

Скачок – это переход от одного качества к др., от старого к новому.

Скачки различают: по времени и по интенсивности протекания. В природе наблюдается скачки от многих долей секунды до тысячелетий.

Антропосоциогенез – становление человека как нового вида.

Скачки взрывные и не взрывные.

Взрывные – скачки с резко отчерченной границей между постепенными количественными изменениями и началом перехода к новым качествам.

42 Специфика противоречий в неживой, живой природе и обществе.

Диалектическое противоречие – это наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве.

Противоречия бывают:

Внутренние – это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта. ( внутри данного вида животных – внутривидовая борьба)

Внешние – это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам. ( между обществом и природой)

Антагонистические – это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами.

     Во внутривидовых и межвидовых отношениях противоречия выступают в форме конкурентной борьбы между особями одного вида, если они ограничены в жизненных условиях, и особенно в форме межвидовой борьбы. Результатом действия противоречий между организмом и средой, в том числе и другими организмами, и формой разрешения противоречия является естественный отбор.

     В общественных явлениях возникают совершенно другие типы противоречий и формы их решения: между обществом и природой, производством и потребностями людей,  между различными партиями, между государствами, между старым и новым во всех их проявлениях. Общественные противоречия могут иметь либо антагонистический характер, либо неантагонистический характер.

     В жизни идет непрерывная борьба – процесс развития, в котором победитель достигает, как правило, прогресса в развитии знания наряду с другими причинами также и потому, что он вынужден бороться., подстегиваемый усилиями противной стороны.



43 Исторические формы материализма.

1. Материализм древних ( Греция, Рим, Индия, Вавилон, Китай). Выдающиеся философы: Гераклит, Демокрит, Эпикур.

Характерная черта античной философии – попытка объяснить мир исходя из него самого; стремление открыть единое начало в природе, обосновать идею ее развития.

2. Материализм нового времени (конец XVII начало XIXв) Англия, Франция, Германия, Нидерланды. Выдающиеся философы: Бэкон, Локк, Спиноза.

Характерная черта – особое внимание к общественному развитию, связь философии с естествознанием.

3. Философии революционеров демократов. Россия, Украина, Болгария. Выдающиеся философы: Чернышевский, Герцен, Добролюбов, Огарев.

Они предприняли попытку соединить материализм и социализм, попытку обосновать революционное обновление общества.

4. Марксизм-Левинизм  ( Маркс, Энгельс, Ленин)

Они сформулировали и развили основные принципы материализма, увязав эти принципы с революционным движением и программными принципами свержения капитализма и построения нового общества – социалистического и коммунистического.



 

44 Сознание и язык.

Сознание – способность отображать все процессы бытия.( материалисты)

Ни один объект не может быть познан, понят осознан не будучи выраженный словами, с момента своего возникновения сознание существовало только в материальной оболочки языка. Только через язык сознание Становится действительно доступным для восприятия др. людьми. Язык также древен, как и сознание.

Согласно научным исследованиям все 100% времени бодрствования  человек «говорит» ( имеется в виду так называемое внутренняя речь – модуляция мышц гортани) из ни 30% - человек говорит вслух,  45% - слушает, 16% -читает, 9% -пишет. И свою мысль и мысли др. становятся доступными реальным только через слово, язык отсюда вывод, что в процессе мышления участвуют не только мозг, но и все тело вся мышечно двигательная система человека. Сеченов называл мысль скрытым заторможенным мышечным движением. Как и сознание язык социально обусловлен ( язык сложился как орудие человеческого познания, общения трудовой деятельности, его естественными основами явились: высокоразвитый мозг высших приматов, стадный образ жизни, звуковая сигнализация, орудийная деятельность).


 

45 Формы чувственного познания

Познание – это отражение действительности в сознании человека.

Чувственное познание протекает в трех формах:

1.     Ощущение – это наглядный образ предмета непосредственно действующих на органы чувств. В следствие такого воздействия происходит раздражение определенных нервных клеток, которое передается в кору больших полушарий и возбуждает тот или иной участок. Возникший очаг возбуждения и есть отражение того или иного свойства воздействия предмета в виде соответствующего наглядного образа. (цвета, запах, вкус)

2.     Восприятие – каждый предмет действует на наши органы чувств, как правило не одной только своей стороной, а многими, в результате в нашем мозге возникает совокупность взаимосвязей ощущений, целостный образ предмета.

3.     Представление – с прекращением воздействия предмета восприятие исчезает, но временные нервные связи. На основе которых они возникли в некоторое время продолжают существовать, в результате человек может в последствие воспроизводить в сознании образ объекта который действовал на его органы чувств в прошлом это образ и есть представление.



46 Категория  «закон» в материалистической диалектике. Классификация законов.

Закон – это общая необходимая и существенная устойчивая и повторяющаяся связь в предметах и явлениях, обуславливающая их существование и развитие.

В мире нет ни чего, что не было бы подчиненно каким либо законам.

Общность связи означает, что закон выражает сходное, идентичное, единое многообразие явления мира.

Необходимый характер связи означает, что они обусловлены самой природой предмета, неотвратимы обязательны.

Существование связи означает, что закон представленный отношениями между  сущностями предмета.

Закон и сущность понятия одинаковые.

Устойчивость, повторяемость законом связи есть выражение определения порядка связи, сохранения отношений в изменяющихся процессах. Повторяемость обнаруживает закон.

Виды законов:

1.     Общие

2.     Частные

3.     Универсальные

4.     Динамические и статистические законы

5.     Законы природы и общества



 

47 Содержание и форма, их диалектика.

Содержание – это единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В содержание входят не только составляющие тот или иной объект элементы, но и способ их связей, т.е структура.

Структура – это определенная последовательность и ритм изменения процесса.  Она есть единство содержания и формы.

Форма – это способ выражения и существования содержания. Так, жидкость в состоянии невесомости, предоставленная саама себе, обретает форму шара, ибо шар – наивыгоднейшее соотношение между поверхностью и объемом тела. Форма и содержание едины, они не могут существовать друг без друга.


 

48 Основной вопрос философии и две его стороны.

Что первично материя, природа или сознание мышления?

Исторически сложилось, что философы разбились на два лагеря, которые считали:

1.что сознание, первично мышление – идеалисты

2. что первично была материя, природа – материалисты


 

 



 

 

 

 

 

 

 





 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.