Рефераты. Школа тяньтай

Школа тяньтай

Школа тяньтай

Своё название эта школа по имени горного монастыря, где когда-то жил её патриарх. Основателем школы считается Чжи И (538-597 гг.), хоть он и не разрабатывал сами идеи, но написал множество трудов и развил концепции, переданные ему учителем. Чжи И систематизировал и объединил разнообразные буддийские доктрины, создав стройную и рациональную схему, в которой всё было расставлено по своим местам, но при этом каждое направление буддизма не слилось со всеми остальными, а осталось самим собой.

Базовым утверждением тяньтай является тройственная истина. Первая истина состоит в том, что мир, который мы воспринимаем как реальный, на самом деле только иллюзия. Мы верим, что он настоящий, потому что ощущаем его, но на самом деле он нереален. Воспринимаемый нами мир пуст, то есть свободен от какой-либо постоянной субстанции; все в нем временно, это просто видимость, создаваемая нашими чувствами и умом.

Вторая истина гласит, что весь чувственный мир обладает лишь временным существованием. Он реален только частично, или временно, а предметы существуют лишь в данный момент, это видимость существования. Мы не можем утверждать, что вообще ничего не существует, ибо как в таком случае чувства и ум могли бы постигать предметы?

Третья истина выглядит следующим образом: да, существует что-то, но что это такое? Это не «ничто», но это и не «нечто». Срединный путь возникает на пересечении этих определений, это синтез, включающий их, но в то же время и выходящий за их пределы. То есть третья истина это некое мистическое слияние, где невозможно выделить нечто конкретное. Абсолютный ум полностью объединяется со Вселенной и всё становится производным от этого истинного состояния.

На высшем уровне понимания все соединяется в единой мысли, которая в учении тяньтай называется таковостью, высшей категорией: всё таково, каково оно есть.

Наш мир реален и другого мира не существует, а те видимые и осязаемые явления, которые происходят в мире, являются производными от условий и причин, которые глубоко взаимосвязаны с внутренней сущностью Вселенной. Будем ли мы смотреть на мир с точки зрения абсолюта (нирваны) или с точки зрении относительности (сансары), он останется всё тем же, хотя и будет различаться во внешних выражениях. Внешняя часть мира постоянно меняется и не остаётся постоянной никогда, но центральная ничтойность внутри всего является вечной и присущей всему.

В абсолютном смысле все и вся имеет один корень и один вкус, а границы являются условными и зависят от нашей точки зрения, которая может меняться. Когда мы познаем это на опыте, то сможем принимать вещи такими, какими они кажутся. Мы чувствуем взаимосвязанность всего реального и соответственно этому живем, живем в гармонии, которая и есть подлинная природа реальности.

Когда китайцы больше узнали о буддизме, то начали классифицировать и систематизировать сутры и доктрины. У тех, кто изучал буддизм, рано или поздно появлялся вопрос, как один индивиддум мог дать такое количество сутр с такими противоречиями и несогласованностью. Школа тяньтай объяснила это следующим образом, разделив всё учение Будды на пять периодов и восемь методов.

Первому периоду соответствовала школа хуаянь, или аватамсака. Сразу же после достижения пробуждения (528 год до н. э.) Будда попытался выразить постигнутую им мудрость через «Аватамсака-сутру», но она оказалась слишком сложной и Будда оставил ее для более поздних времен. Второй период включал в себя ранние проповеди и Четыре Благородные Истины, составившие палийский канон буддизма хинаяны (528-200 гг. до н. э.). В течение третьего периода (200 г. до н. э. - 100 г. н. э.) были составлены основные сутры махаяны, представившие новые концепции буддизма. Сутры Праджняпарамиты, или «Совершенства мудрости», с их концепцией пустоты и отсутствия различий между доктринами, составили четвертый период (100-200). Пятый период (200-600) представлен «Лотосовой сутрой», в которой полностью объединились все учения. Последователи школы тяньтай считают, что этот период являет собой наиболее глубокий уровень понимания.

Главные идеи каждого периода были связаны между собой при помощи четырех методов наставлений и четырех групп текстов. Четыре метода были таковы: - мгновенное просветление, наиболее сложный и тонкий метод; - постепенное просветление, которое достигалось шаг за шагом посредством медитаций по технике випашьяны; - тайная доктрина, объединившая ритуалы и мистицизм; - неопределенность — самый тонкий способ учения. Согласно этому методу, ученики считают, что к ним лично обращается сам Будда, но не непосредственно, а при помощи символов, жестов и поучений.

Эти доктрины включили в себя многие собрания буддийских текстов. Первыми среди них были ранние наставления, изложенные в «Трипитаке». Следующей была Разделенная доктрина, принятая буддистами и хинаяны, и махаяны. Учение о различении объясняло, как стать бодхисаттвой, а учение о завершении из «Лотосовой сутры» давало наставления по практике достижения состояния будды, когда все становится единым, то есть все вещи содержатся в одной.

Пять периодов и восемь методов показали, что наставления Будды, данные в разное время и в разных местах, могут быть в равной мере истинными. Будда использовал различные подходы, чтобы его понимали люди с самыми разными способностями. Школа тянь-тай приняла все варианты учения — как разносторонний запас, из которого каждый учащийся мог что-то извлечь для себя в соответствии с собственными талантами и потребностями.

Ясные и четкие формулировки школы тяньтай использовались в китайском буддизме несколько столетий, а позднее эти учения были привнесены в Японию и стали известны как тэндай-буддизм. Школа тэндай оказала большое влияние на японцев.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru





2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.