Рефераты. Русский космизм и его роль в развитии отечественной науки

а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного (Федоров, Соловьев, Флоренский).

в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве [п.2]


2. Н.Ф. Федоров - основатель русского космизма. Его краткая биография и мировоззренческо-философская система


Начало русского космизма как, по словам О. Шубаро, "особого духовно-теоретического феномена", "целостного социо-культурного явления" по праву связывают с работами Н. Федорова. Николай Федорович Федоров (1829-1903), которого современники называли "Московским Сократом", родился 7 июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. С 1854 по 1867 г. работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы Липецк, Богородск, Углич, Боровск, Подольск и др.) [#"_Toc265263688">2.1 Развитие идей русского космизма в науке. Представители русского космизма - Циолковский, Чижевский, Вернадский и их творчество

Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский (5 (17) сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, - 19 сентября 1935, Калуга) - российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования "ракетных поездов" - прототипов многоступенчатых ракет.

Идея Н. Федорова о регуляции других планет у К. Циолковского развилась в идею освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. [п.2]. Космические взгляды К. Циолковского наиболее полно выражены в его работах "Космическая философия" и " Монизм Вселенной". Также он продолжает тему воскрешения Н. Федорова в работе "Космическая философия". Он как бы полемизирует с возможным оппонентом: "Опять говорят: я умру, вещество мое рассеется по всему земному шару, как же я могу ожить?" И отвечает на этот вопрос: "До вашего зарождения вещество ваше тоже было рассеяно, однако это но помешало вам родиться. После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Но, как мы видим, оно не препятствует оживлению. Конечно, каждое оживление имеет свою форму, несходную с предыдущими. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем." [п.14]. Эту же мысль он развил в статье "Монизм вселенной ": "Мозг и душа смертны. Они разрушаются при конце. Но атомы или части их бессмертны и потому сгнившая материя опять восстанавливается и опять дает жизнь, по закону прогресса, еще более совершенную" [п.15]. Помимо воскрешения предков, К. Циолковский использовал идею Н. Федорова о регуляции космических сил для разработки идей космоплавания и покорения космического пространства. О роли К. Циолковского в отечественной космонавтике говорить лишне.

Але́ксандр Леони́дович Чиже́вский (26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (сейчас Польша) - 20 декабря 1964, Москва) - советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской премии. Среднее образование получил в Калуге в частном реальном училище Шахмагонова. В Калуге Чижевский близко познакомился с К.Э. Циолковским, восприняв многие его философские воззрения [п.2]. Перекличку между А. Чижевским и Н. Федоровым мы находим в признании обоими значения энергии солнца для существования и развития всего сущего, в возможности и необходимости использования частиц света на благо людей. Космизм Н. Федорова у Чижевского развивается в теорию влияния космоса и космических сил на развитие не только всех форм жизни, о взаимосвязи космоса и земли. В своей книге "Земля в объятиях солнца" он пишет: Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса, происходящего за сотни миллионов километров от нас. И в этом смысле жизнь должна считаться явлением космическим, работою космических сил". (п.16, Глава 3. Часть I, с.1). Влияние солнечной и космической активности А. Чижевский распространяет и на общественные процессы. Так, например, в этой же книге он увязывает пятна на Солнце с военными действиями на фронтах Первой Мировой Войны. Идеи Чижевского и сейчас оказывают влияние на мировую науку, а за появившимися на основе гелиобиологии наукам - астробиологией и ксенобиологией - будущее.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта) 1863, Санкт-Петербург - 6 января 1945, Москва) - выдающийся русский и советский учёный XX века, естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.

В круг его интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. Лауреат Сталинской премии I степени. Идеи Н. Федорова у В. Вернадского нашли отражение в теориях биосферы и ноосферы. "Космическое" кредо В. Вернадского можно выразить следующими словами: "в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". В статье "несколько слов о ноосфере" он так характеризует биосферу " В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера." [п.17]. Здесь же он ссылается на голландского ученого Христиана Гюйгенса, который в своей книге Космотеорос, которое на русском языке вышла под названием "Книга мирозрения" в первой четверти XVIII заявлял о жизни как о космическом явлении. В.И. Вернадский назвал это обобщение "принципом Гюйгенса". Русские ученые космисты внесли большой вклад в развитие как отечественной, так и мировой науки. Так Эдуард Леруа, предложивший понятие ноосфера и его друг Пьер Тейяр де Шарден пришли, по их собственному признанию, к этой идее, основываясь на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне В.И. Вернадский.

2.2 Русский космизм и педагогическая мысль - Педагогические идеи русских космистов Н. Федорова и Д. Андреева и их продолжение в современной педагогике


Говоря о влиянии идей космизма на педагогику хотелось бы отметить два имени: Н. Федоров и Д. Андреев. Их педагогические концепции наиболее полно характеризуют педагогику космизма, поэтому заслуживают более пристального к себе внимания.

Н.Ф. Федоров долгое время работал учителем. Естественно, в своих работах, он не оставил область просвещения без своего внимания. Можно сказать, что здесь он предлагает триаду: библиотека, школа, музей. В одной из своих работ он пишет: "При объединении же музея и библиотеки с учебными заведениями, без всяких новых трат, распространение просвещения естественно соединилось [бы] с расширением самого знания, создались бы школы, где не только учились бы, но и научали, приучали к изучению, которые, работая для будущего, в то же время являлись бы и хранилищами прошедшего" [п.8, т.4, с.352.]. Просвещение также должно служить делу единения человечества, поддерживать у учеников уважение к предкам, любовь к истории родного края, страны. Основными элементами педагогического мировоззрения Н. Федорова являются: гуманизм, патриотизм и объединение людей, происходящее с помощью первых двух компонентов. Исследователь А.В. Хуторской пишет: "Н.Ф. Федоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, имеющих определенное значение для системы обучения: а) принятие в качестве образца образовательной деятельности отношение ребенка к открываемому им миру; б) постепенное расширение содержания образования, начиная с "малой родины", представленной отцами, дедами, местом жительства, до "большой родины", а затем и всей Вселенной; в) звездное небо - первый учебник для детей - земных путешественников во Вселенной; г) замена учебников общей программой, добывание учениками и учителями материала непосредственно из географических особенностей и истории родного края, создание школы-музея [п.18].

Что касается педагогических идей Д. Андреева, он изложил их в работе "Роза Мира". Цель педагогики по Андрееву можно изложить одним предложением "воспитание человека облагороженного образа" [п. 19, книга XII, глава 1]. Именно так он назвал главу в своей книге.

Далее Д. Андреев дает следующую характеристику человека облагороженного образа:

Чем же может характеризоваться умственный облик такого человека?

Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного мышления и интеллектуальной независимостью; свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого.

Что характеризует его эстетический облик?

Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного.

Что характеризует его облик нравственный?

Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого.

Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный облик такого человека?

Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка лёгкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. [п. 19, книга XII, глава 1, с.415].

Современную педагогическую интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской. Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова, он выдвигает следующие тезисы:

Образование - это не столько "заказ" социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение - вселение в свой мир.

Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека.

Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.

Образование - это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образование - суть творение, а не присвоение.

Образование человека имеет смысл связи времен, создавая будущее, он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое - создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества.

Содержание образования заложено в реальной действительности.

Образование начинается с "малой родины", постепенно расширяемой вовне.

Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия.

Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от физических органов чувств до духовных и душевных.

Подытоживая свои тезисы, он указывает, что "Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии". (А.В. Хуторской).

Остается только добавить, что все это поможет нам воспитать человека - гражданина и патриота, готового трудиться на благо своей страны.


Заключение


Тема русского космизма слишком объемная и многогранная, чтобы можно было её рассмотреть в рамках реферата. На эту тему пишутся статьи и диссертации, монографии, проводятся федоровские чтения и семинары по проблемам, охватываемым космизмом. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история и просвещение и естествознание и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности. На наш взгляд это следующие моменты:

Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем.

Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов - родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано.

Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или иных проблем.

Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия".

Все эти идеи получили развитие в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества.

Но наиболее ценным, на наш взгляд, является тот факт, что русский космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных и вселенских проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа. Закончить работу о космизме хотелось бы словами, которые сказал об этом своеобразном течении русской философской мысли исследователь А.И. Субетто: " Он как мощнейший пласт мировых духовных исканий, неожиданно заблиставший драгоценными камнями (бриллиантами и изумрудами) проникновения в суть космического бытия, оплодотворен русской культурой, корни которого не только в культуре Киевской и Московской Руси, в "Повести временных лет", в Ярославской "Правде", в "Слове о полку Игореве", в мощнейшей летописной культуре, живописи Феофана Грека и Андрея Рублева, но и в дохристианской эпохе жизни наших пращуров, с их виденьем Малого Сварожья, с их глубоким пониманием творчества Космоса, единства Космоса и Жизни, с их фрактально-голографическим видением (выражаясь современным языком) устройства космического миропорядка". [п. 20]


Библиография


1.     Г.В. Железняк Галина Васильевна Философия космизма: от древности до наших дней, 2006, интернет ресурс #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.trinitas.ru/)


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.