СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий) — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом и нигилизмом. С. получает наибольшее распространение в те периоды развития об-ва, когда старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.
СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон, Гегель). СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не заключало бы в себе никакой информации о С.
Т
ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие — систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви" (на „священном писании" и „священном предании"), делится на осн. богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Т. присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех времен.
У
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода). Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления.
УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.
Ф
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, к-рым подчинены как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом об-ве как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об- ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф.
Х
ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом я исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко- римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на Александрийского и Сенеки. Центральное место в X. занимает вера в искупительную жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными условиями их существования.
Э
ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных т. зр., философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки соединить материализм и идеализм и т.п.
Я
„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным „я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.
Литература
1. Кувакин В.А. Религиозная философия в России ( начало ХХ века ),
М. «Мысль»,1980.
2. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.
3. А.Г.Спиркин. Философия. М. «Гардарика», 1998г. – 816с.
4. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г. – 206с.
5. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М. «Прогресс», 1990г.
– 512с.
6. Сто русских философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.
А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.
7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, М., Политиздат, 1986.
– 590с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9