Рефераты. Русская идеалистическая философия. Н.А. Бердяев

Так и в России. Возврата к старому нет и быть не может. Невозможен для России и "западный" вариант. Не может хотеть русский человек, чтобы на место коммуниста пришел европейский буржуа. Между тем именно коммунисты толкают страну в объятия буржуазного образа жизни. Страшно именно то, что в коммунистической революции Россия впервые делается буржуазной, мещанской страной. Ловкие, беззастенчивые и энергичные дельцы мира сего выдвинулись и заявили свои права быть господами. В России появился новый антропологический тип. Дети этих молодых людей будут вполне солидными буржуа. Эти люди свергнут коммунистическое господство, и дело может "обернуться русским фашизмом". Позднее Бердяев признал, что фашизм в России уже наступил. Сталинизму "присущи все особенности фашизма". Бисмарк когда-то высказал пожелание, чтобы нашлась страна, которая испытала бы опыт социализма, в надежде, что после этого пропадет охота повторить этот опыт. Такая страна нашлась и осуществила опыт социализма в колоссальных размерах.

Бердяев удручен тем, что испытательным полигоном социализма оказалась его родина. Он начинал свою деятельность как марксист, затем стал ярым его противником. Апогей бердяевского антисоциализма - "Философия неравенства" (1923), написанная под свежим впечатлением насильственной эмиграции.

Бердяев говорит здесь об иерархичности бытия. Равенство - в куче песка. В государстве не может быть равенства: правят всегда немногие - лучшие или худшие. Государство существует не для устройства ватер-клозетов. И это не машина угнетения. Государство - некая ценность, оно преследует большие цели в исторической судьбе народов. В дальнейшем в убеждениях Бердяева возобладал своеобразный антиэтатизм. Государство он стал оценивать как "состояние падшести". Любая власть нехороша. Господствовать - удел плебеев. Подлинный аристократизм обнаруживается по ту сторону господства и подчинения. Любое государство - зло, но, к сожалению, неизбежное. Пока без него нельзя. Поэтому не правы анархисты.

Весьма чувствителен Бердяев по отношению к национальной проблеме. Здесь ему удалось нащупать слабое место в программе революционеров. Обращаясь к ним, он говорил: "Вы неспособны проникнуть в интимную тайну национального бытия. Вы готовы признать национальное бытие и национальные права евреев или поляков, чехов или ирландцев, но вот национальное бытие и национальные права русских вы никогда не могли признать. И это потому, что вас интересовала проблема угнетения, но совершенно не интересовала проблема национальности". Национальный вопрос в русской революции действительно рассматривался только с точки зрения того, что он может дать для борьбы за власть. Революция изначально носила антирусский характер, вылилась затем в чудовищное подавление всего русского. "Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп".

Бердяев - сторонник консерватизма и аристократизма. Консерватизм поддерживает связь времен. Истинный консерватизм - борьба вечного, нетленного с преходящим. Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вверх и вперед, а в том, что он не допускает падения вниз и назад, к хаотической тьме. Что касается аристократии, то это управление лучших. От сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство. Весь вопрос в том, что это за люди. Есть только два типа власти - аристократия и охлократия, власть лучших и власть худших. Одно меньшинство сменяется другим. Революционная бюрократия обычно бывает хуже старой, свергнутой. Кучка мошенников и убийц из отбросов общества может образовать новую лжеаристократию.

К либерализму и демократии Бердяев относится резко отрицательно. Социализм - буржуазная идея. Для социалистов как и для буржуа характерен культ собственности. Социализм заканчивает дело, начатое демократией, дело окончательной рационализации человеческой жизни. Это принудительное, безличное братство, лжесоборность, сатанократия. Социализм - освобождение не труда, а освобождение от труда. Между тем надо увеличивать производство, а не заниматься перераспределением произведенного богатства, эту мысль Бердяев отстаивал в своей статье, опубликованной в сборнике "Вехи".

Поиски царства Божия в истории - сплошной обман, лжерелигия. "Маркс был еврей, отпавший от веры отцов, но в его подсознании сохранились мессианские чаяния Израиля. Подсознательное всегда бывает сильнее сознания. И вот для него пролетариат есть новый Израиль, избранный народ Божий, освободитель и устроитель грядущего царства земного. Пролетарский коммунизм Маркса есть секуляризованный древнееврейский хилиазм. Избранный народ заменяется избранным классом. Научным путем было невозможно прийти к такой идее. Это идея религиозного порядка. В русской революции произошла встреча и соединение двух мессианских сознаний - мессианизма пролетариата с мессианизмом русского народа". Третий Рим обернулся Третьим Интернационалом.

Критикуя социализм, Бердяев не выступает сторонником капитализма. На страницах "Философии неравенства" появляется термин - "хозяйственный универсализм". Последний одинаково должен быть противоположен и капитализму и социализму. Хозяйство должно развиваться только как иерархическая система; одухотворенное отношение к земле, любовь к ней и орудиям труда возможны только при индивидуальной собственности. Необходимо стремиться к синтезу аристократического принципа личности и социалистического принципа справедливости, братского сотрудничества людей. В 1939 г. ("О рабстве и свободе человека") Бердяев вспомнил о своих ранних убеждениях: "Круг моей мысли в социальной философии замкнулся. Я вернулся к той правде социализма, которую исповедовал в юности, но на почве идей и верований, выношенных в течение всей моей жизни. Я называю это социализмом персоналистическим, который радикально отличается от преобладающей метафизики социализма, основанного на примате общества над личностью".

Наиболее последовательно Бердяев придерживался своего принципа иерархического неравенства в приложении к культуре. Это действительно дело избранных. Дело всех - цивилизация, которую с культурой путать не следует. В культуре два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, созидающее новые ценности. Революционное, насильственное начало враждебно культуре. Источник культуры аристократичен. Кризис культуры - осознание достигнутого предела, за которым кроется новое бытие. Для большинства этот кризис незаметен, кризис культуры переживают только немногие ее творцы. Они стоят перед претворением культуры в Царство Божие.

"Эсхатологическое истолкование Царства Божьего есть единственно верное. Но парадокс эсхатологического сознания в том, что конец не только отодвинут на неопределенное время в будущее: но и близок каждому мгновению жизни. Эсхатология есть внутри процесса жизни. И Апокалипсис есть также откровение конца внутри мира и истории, внутри человеческой жизни, внутри каждого мгновения жизни. И особенно важно преодолеть пассивное понимание Апокалипсиса как ожидание конца и суда. Возможно активное понимание Апокалипсиса как призыва к творческой активности человека, к героическому усилию и подвигу".

Направление подвига - преодоление смерти. Философская идея естественного бессмертия, выводимая из субстанциональности души бесплодна. Ибо она проходит мимо трагизма смерти. Бессмертие должно быть завоевано. Борьба со смертью во имя вечной жизни есть основная задача человека. Основной принцип этики может быть сформулирован следующим образом: поступай так, чтобы всюду во всем и в отношении ко всему утверждать вечную и бессмертную жизнь, побеждать смерть. Так, перефразируя категорический императив Канта, формулирует Бердяев центральную идею русской философии, идею смысла жизни.

А.В. Гулыга. Русский философ, публицист. Николай Александрович Бердяев родился 18 марта (по старому стилю - 6 марта) 1874 года в Киеве. Из старинного дворянского рода. В 1884-1894 годах учился в Киевском кадетском корпусе. В 1894 году Николай Бердяев поступил на естественное отделение физико-математического факультета киевского университета Святого Владимира, но в 1895 году перевелся на юридический факультет. В 1898 году (в некоторых источниках указан 1897), после ареста за участие в социал-демократическом движении, был исключен из университета. Первая книга Николая Бердяева ("Субъективизм и индивидуализм в общественной философии") вышла в печати в 1900 году. В 1900-1902 годах Бердяев был сослан в Вологду, затем в Житомир; в этот же период отошел от марксистских взглядов и постепенно стал приверженцем христианского "мистического реализма".

С 1904 года Бердяев жил в Петербурге. В 1904-1905 принимал участие в редактировании религиозно-философских журналов "Новый Путь" и "Вопросы Жизни". В 1908 году поселился в Москве (жил до момента высылки из Советской России), где сблизился с кругом основателей "Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева". В 1911-1912, после пребывания в Италии, начинает складываться оригинальная философия Бердяева. В 1913 году Бердяев был привлечен к суду за критику политики Святейшего Синода по отношению к имяславцам (статья "Гасители духа"). Дело, отложенное из-за начала войны, было прекращено в 1917 году.

В июне 1917 года Николай Бердяев являлся одним из учредителей "Лиги русской культуры" (совместно с М.В. Родзянко, П.Б. Струве и другими).9 августа 1917 года на частном Совещании общественных деятелей в Москве Бердяев сделал доклад об экономическом состоянии России, а 10 августа был избран в Постоянное бюро по организации общественных сил. В начале октября работал в комиссии по национальным вопросам Временного Совета Российской Республики (Предпарламента). Октябрьскую революцию первоначально рассматривал как несущественный эпизод. Являлся одним из основателей Всероссийского союза писателей; союз организовал библиотеку для молодежи, а затем Лавку писателей, где Бердяев работал продавцом. В 1918 году Николай Александрович Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей. Зимой 1918-1919 организовал "Вольную академию духовной культуры", где читал лекции по философии и богословию; был ее председателем до 1922 года. Являлся лидером небольшевистской общественности. Преподавал этику слова в Государственном институте слова. В конце 1918 - начале 1919 года работал в хранилище частных архивов Главархива. В феврале 1920 года привлекался к принудительным работам. В 1920 году Николай Александрович Бердяев был арестован по делу "Тактического центра"; допрашивался лично Ф.Э. Дзержинским; был освобожден. Избран профессором Московского университета. Летом 1922 года жил на даче в Барвихе, 16 августа на один день приехал в Москву и был арестован ГПУ. Через неделю его выпустили из тюрьмы на Лубянке, заставив подписать обязательство покинуть Россию, а в сентябре 1922 года Бердяев был выслан в Германию.

В Берлине Николай Александрович Бердяев организовал Религиозно-философскую академию, участвовал в создании Русского научного института, содействовал становлению Русского студенческого христианского движения (РСХД). До 1924 года жил в Берлине, затем в Кламаре под Парижем. В 1925-1940 в Париже был редактором основанного им религиозно-философского журнала "Путь" - ведущего издания русской эмиграции; руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза молодежи"). В 1926-1928 устраивал межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных. В 1947 году Николай Александрович Бердяев был избран почетным доктором теологии Кембриджского университета. На Западе получил известность как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма. Умер Николай Александрович Бердяев 24 марта (в некоторых источниках указано 23 марта) 1948 года в местечке Кламар недалеко от Парижа.


Библиография Произведения Николая Александровича Бердяева


1.      "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1900; первая книга)

2.      "Борьба за идеализм" (1901; статья)

3.      "Мир Божий" (1901; статья), критический этюд о Н.К. Михайловском (1901)

4.      "О новом русском идеализме" (статья)

5.      "Вопросы философии и психологии" (1904; статья)

6.      "Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906" (1907; сборник статей, печатавшихся ранее в журналах)

7.      "Новое религиозное сознание и общественность" (1907; сборник статей)

8.      "Духовный кризис интеллигенции" (сборник статей)

9.      "Черная анархия" (напечатана в "Слове" 17 апреля 1909; статья о революции 1905-1907 - о "двух анархиях": красной и черной)

10. "Философская истина и интеллигентская правда" (1909; статья напечатана в сборнике "Вехи")

11. "Казнь и убийство" (статья)

12. "Философия свободы" (1911; публицистическая книга)

13. "Гасители духа" (1913; критическая статья о политике Святейшего Синода по отношению к имяславцам; напечатана в газете "Русская молва"; после выхода статьи Бердяев был привлечен к суду)

14. "Конец Европы" (1915)

15. "Смысл творчества" (1916; публицистическая книга)

16. "Русская Свобода" (1917)

17. "Народоправство" (1917)

18. "Судьба России" (1918, публицистическая книга)

19. "Философия неравенства" (1918; напечатана в 1923 в Берлине; публицистическая книга)

20. "Духи русской революции" (статья напечатана в сборнике "Из глубины" в 1918; издание было запрещено и опубликовано в СССР только в 1990)

21. "Смысл истории" (1923; напечатана в Берлине)

22. "Миросозерцание Достоевского" (1923; напечатана в Праге)

23. "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1924; напечатана в Берлине)

24. "Философия свободного духа" (2 тома; 1927-1928)

25. "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931)

26. "Судьба человека в современном мире" (1934)

27. "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937)

28. "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939)

29. "Русская идея" (1946)

30. "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947)

31. "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (автобиографическая книга; вышла в печати после смерти Бердяева в 1949)

32. "Этическая проблема в свете философского идеализма" (статья)

33. "Демократия и иерархия" (статья)



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.