Рефераты. Русская духовная культура, история, перспективы

Защищая свою точку зрения,  автор говорит о том, что видные деятели искусства и науки были яркими примерами «русских европейцев». К ним Кантор относит Петра Великого, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Карамзина - словом людей, которые, по выражению автора, «составляют  честь, славу и духовный фундамент русской культуры». Получается, что люди, которых принято считать истинно русскими  по  сути своей - европейцы?

Рассмотрим, как же идеи русской Европы отражались в творчестве двух великих русских писателей – Пушкина и Тургенева.

Пожалуй, об Александре Сергеевиче Пушкине в России говориться столько, сколько, наверное, не сказано ни о ком. Однако за пределами страны из русских классиков наиболее известны Толстой и Достоевский. Почему так происходит? Кантор объясняет это тем, что «для европейцев, ищущих почвенности и экзотики, Пушкин недостаточно русский»[16]. Действительно и сам поэт отмечает: «Бывало что ни напишу, / Все для иных не Русью пахнет»[17]. «От России ждут тайны, загадки» - говорит Кантор. С точки зрения Европы наша страна была чем-то диким, непонятным, и от русской литературы ждали скорее странных сказок, но никак не взглядов Пушкина, который скорее был близок ко многим западным поэтам, вроде Шекспира, Данте и Гете. Но каким образов в центре русской литературы встал «европейский» поэт и писатель? «Вдумаемся в этот парадокс, - отвечает нам Кантор, - ведь самое поразительное, что последующая русская литература тоже искала в Пушкине какой-то тайны, изменяя на каждом шагу его заветам».[18] Это, по мнению автора, привело к «превращению поэта в кумира», идола, которого не понимали, но которому поклонялись, как когда-то древние славяне своим «божкам». 

Вспомним сколько сказано у Пушкина о Петре I, какие стихи поэт ему посвящал, для него Петр – выражение Божьих помыслов о России. Кантор предлагает нам повнимательнее вслушаться в пушкинские строки:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как Божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком. (отрывок из «Полтавы»)

Пушкин поддерживал реформы проведенные Петром, для поэта он был дорог как мудрый правитель и реформатор. Но в «Медном всаднике» он показывает Петра-кумира, и через Евгения пытается убедить читателей посмотреть на эту величайшую фигуру русской истории по-другому. Уже из стен лицея вынес Пушкин веру в человека, для него честь, гордость и право – не пустые слова. А именно эти качества личности, по мнению Кантора, являются основными для европейцев.

Таким образом, А.С. Пушкин это не загадка России, это человек, который своим появлением указал, по какому пути следует пойти стране. Кантор дает интересное сравнение, он говорит, что «Пушкин сам и есть разгадка судьбы России, как Христос – судьбы человечества»[19]

Другой великий русский писатель – И.С. Тургенев всю свою жизнь был «западником». Кроме того, именно он первый из наших литераторов был признан за рубежом. «Его называли единственным представителем эпического творчества в Европе (по сути, он подготовил иностранных читателей к восприятию Толстого и Достоевского)».[20]  Тургенев утвердил, все те ключевые темы о России и русской жизни, которые всегда были в центре нашей литературы. У него впервые появляется «литературный антигерой», который станет очень популярным в европейской литературе XX века. Тургенев обличал крепостное право, сумел увидеть в русских крестьянах личность, а не просто рабочую силу. «В рассказе «Хорь и Калиныч», - пишет Кантор, - он, шокировав публику, одного из мужиков сравнил с Гёте, а другого с Шиллером».[21] Надо сказать, что сам писатель два года проучился в Берлине, поэтому идеи немецких философов его очень увлекали, их следы есть почти в каждом произведении Тургенева. И, наконец, он был первым, кто затронул тему нигилизма. Его герой Базаров представлен не шутом, а мыслителем, фигурой скорее трагической, нежели комической.

И снова получается, что человек, который поддерживал западный образ жизни, и в некоторой степени западную мысль – великий русский писатель? Причем такой его статус одинаково поддерживали и западники и славянофилы. Сам Тургенев отстаивал благотворность европейской цивилизации, которая освобождает душу и сердце. Он предлагал разумно совмещать немецкие и русские идеи, видя истину именно в таком сочетании, потому что в Германии  Тургеневу нравилось далеко не все, собственно говоря, как и в России.

Итак, мы увидели, что великие русские классики испытали на себе сильное влияние Запада, сумев обратить его на пользу стране. Их герои – самостоятельные, рассуждающие личности. Кантор говорит, что европеизация русской литературы проявилась в том, что у наших писателей появилась «духовная и мыслительная свобода, способность к незаимствованным художественно-философским обобщениям и анализу общества».

Но сможет ли России снова стать полноправной частью Европы?  Кантор считает, что не только может, но и должна. XX век ознаменовался упадком христианства, который предсказывали у нас – Достоевский, на Западе – Ницше, а именно на нём строилась европейская цивилизация.  Победа толпы, стандартизация уже показывают свою непродуктивность. Кантор пишет: «Возрождение, которое приведет к расцвету Европы, возможно только на основе независимости и свободы индивида».[22]




4. Заключение

Эта работа называется «Русская духовная культура, история, перспективы»  Насколько же её содержание соответствует теме?

Итак, основными чертами русской духовной культуры являются максимализм и мотив соборности. Именно так можно объединить все многообразие мнений, высказываемых русскими религиозными философами, по этому вопросу.  Но максимализм и соборность – это основа, история, истоки русской души, а в нашем мире все меняется. Каковы же перспективы развития  русского человека? Ответить на этот вопрос я попыталась, основываясь на идеях В.К. Кантора, который утверждает, что история и будущее России связаны с развитием Европы, поскольку наша страна с самого начала была её частью. Кантор говорит, о том, что в первую очередь надо развивать в стране личность – самостоятельного, свободного, мыслящего человека-реалиста. Именно такими, по его мнению, были Петр I, Пушкин, Тургенев и многие-многие другие, те которых мы справедливо можем назвать великими. Такой тип человека В.К. Кантор называет «русским европейцем». Он считает, что если сейчас не обратить внимание на этот вопрос, то может оказаться слишком поздно. Стоит России пойти не по тому пути – и новое падение неизбежно. Не исключено,  что оно окажется решающей точкой в истории и приведет к Апокалипсису.

Я думаю, что любой человек должен при любых условия оставаться самим собой, т.е. быть личностью, устойчивой и независимой. Поэтому я поддерживаю идеи Кантора, и считаю, что пришло время возрождать понемногу разваливающуюся европейскую цивилизацию, что, конечно, не может быть сделано без участия России. А скорее всего нашей стране стоит взять инициативу в свои руки, и, учтя прошлые ошибки Запада и свой собственный опыт, попытаться вернуть ускользающее величие Европы.





5.     Список использованной литературы.



1. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990,

2. Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923.

3. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии Вопросы философии. 1994. №1. с 57.

4. Дунаев М.М. Да будет все едино  Слово. 1992. № 7

5. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

7. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) М.,2001 г.

8. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» Вопросы философии. 1994 № 5

9. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. 

10. Рожков В.П. Россия и Запад

11. Тургенев И.С.  Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах.

12. Чаадаев П.Я. Цена веков. М., 1991.


[1] Бердяев Н.А. Судьба России

[2] Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии// Вопросы философии. 1994. №1. с 57.

[3] Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. т. 1. ч. 1. с. 40.

[4] Рожков В.П. Россия и Запад

[5] там же с. 104

[6] Вышеславцев Б.П. Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. с. 5

[7] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с. 51-52

[8] См.: Дунаев М.М. Да будет все едино // Слово. 1992. № 7 с. 6

[9] См.: Рожков В.П. Россия и Запад с. 112

[10] там же

[11] Кантор В.К.Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) // М.,2001 г.

[12] там же с. 7

[13] там же с. 10

[14] там же с. 59

[15] там же с. 67-68


[16] там же с. 77

[17] А.С. Пушкин «Дельвигу», 1821 год

[18] там же с. 80

[19] там же с. 135

[20] там же с. 194

[21] там же с. 195

[22] там же с. 697


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.