Рефераты. Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"

Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"





                   КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ им.Баумана











 

                               Р Е Ф Е Р А Т  П О  Ф И Л О С О Ф И И

                         ТЕМА : Рене Декарт и его трактат

                          “ Правила для руководства ума “

                                                           Студентка группы ОПГ-41

                                                                         Богданова Александра

                                                    Калуга 1998 г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ


                                                                                     стр.


      1. Введение: Рене Декарт и его время                    1


      2. “ Правила для руководства ума “                     3


      3. Метод Декарта                                                     8


      4. Значение “ Правил для руководства ума “    13


       5. Перечень использованной литературы          14

































1.  РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ


 Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.


   Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени.


  К этому времени, по словам Энгельса, “ промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических ( ткачество, часовое дело, мельницы )... и физических фактов( очки), которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты  “.


    Во время Декарта ремесло в “ чистом виде начало оттесняться ( в таких странах, как Италия, Голландия ) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - “ производственном механизме, органами которого являются люди”. Каждый “ винтик “ этого механизма состоит из обычной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той “ точкой “, которую он занимает в механизме : дальше или ближе от исходной точки расположена “ точка “ функциональная.


  Связь функций “ частичных работников “ - “ деталей “ потенциальной машины - отщепляется от  них самих и в виде плана, , алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его “ картина “  задается геометрически.


   Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения естественных наук.

 Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки.


    “ Математизация “ деятельности, а вместе с тем и “ математизация “  (алгоритмизация ) метода,  представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более глубокий “ слой “ содержания, путь перехода к новой сущности.


 Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.


   Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом.  Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего.


   Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося  анализу материала.


    Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия. При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему анаклассической линии.


    Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной ( как это формулируется в Новое время рефлективной ) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это  ум, способный изменяться, отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому,   и социальному,  и техническому динамизму Нового времени.


     Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

“ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА “

   Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-первых, он предназначен для “ руководства  ума “ в направлении его усовершенствования с тем, чтобы  обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, “ изобрести “, обрести из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами методологическими, характерными для  Нового времени, истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью  метода, орудия, которым может воспользоваться “ всякий ... как бы ни был посредственен его ум “, для успешного решения задачи  - ввести ключевое, принципиально новое  разделение на “ нас, способных  познавать “, и  на  независимый от  нас объективный мир “ самих вещей, которые могут быть познаны “.


   Отмеченная выше историческая необходимость  вычленения метода в форме метода математического предстает  в “ Правилах ...” как картина внутри логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,  отправном пункте  этого развития, в  своем “замысле “.


   По замыслу трактат должен был состоять из  трех частей, каждая из которых должна была включать  12 “ Правил “.  В  певой  части предстояло изложить собственно принципы  метода;  во  второй  - показать, как сделать эмпирию объектом теоретического исследования : построить математическую модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных восемнадцати “ Правил “; следующие три “ Правила “ обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом “ Правила ХХ1 “ Декарт ставит “ Конец “.


    Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой эти знаменитые правила.






ПРАВИЛО I

   Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.


ПРАВИЛО II

     Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум

кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.


ПРАВИЛО III

     В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что

о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть  или надежно дедуцировать, ибо  знание не может быть достигнуто иначе.


ПРАВИЛО IV

     Метод необходим для отыскания истины.


ПРАВИЛО V

     Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем его, если будем постепенно  сводить темные и смутные положения к более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших,  восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных.


ПРАВИЛО VI

     Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из  них являются самыми простыми и как отстоят от них другие : дальше, ближе или одинаково.


ПРАВИЛО VII

     Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе и порознь обозреть последовательным и  непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической энумерацией.


ПРАВИЛО VIII

      Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.


ПРАВИЛО IX

     Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые

вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно  прозревать в них истину.


ПРАВИЛО Х

     Для того чтобы  сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства, Ю но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок.


ПРАВИЛО ХI

  После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них какое-либо иное, полезно обозреть  их путем последовательного и непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить одновременно наибольшее их количество;  благодаря этому наше знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.


ПРАВИЛО ХII

 Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта, воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств, находящихся в распоряжении человека.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.