КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ им.Баумана
Р Е Ф Е Р А Т П О Ф И Л О С О Ф И И
ТЕМА : Рене Декарт и его трактат
“ Правила для руководства ума “
Студентка группы ОПГ-41
Богданова Александра
Калуга 1998 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Введение: Рене Декарт и его время 1
2. “ Правила для руководства ума “ 3
3. Метод Декарта 8
4. Значение “ Правил для руководства ума “ 13
5. Перечень использованной литературы 14
1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ
Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.
Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени.
К этому времени, по словам Энгельса, “ промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических ( ткачество, часовое дело, мельницы )... и физических фактов( очки), которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты “.
Во время Декарта ремесло в “ чистом виде начало оттесняться ( в таких странах, как Италия, Голландия ) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - “ производственном механизме, органами которого являются люди”. Каждый “ винтик “ этого механизма состоит из обычной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той “ точкой “, которую он занимает в механизме : дальше или ближе от исходной точки расположена “ точка “ функциональная.
Связь функций “ частичных работников “ - “ деталей “ потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его “ картина “ задается геометрически.
Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения естественных наук.
Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки.
“ Математизация “ деятельности, а вместе с тем и “ математизация “ (алгоритмизация ) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более глубокий “ слой “ содержания, путь перехода к новой сущности.
Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.
Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего.
Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала.
Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия. При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему анаклассической линии.
Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной ( как это формулируется в Новое время рефлективной ) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социальному, и техническому динамизму Нового времени.
Перейдем теперь к рассмотрению трактата.
“ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА “
Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-первых, он предназначен для “ руководства ума “ в направлении его усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, “ изобрести “, обрести из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может воспользоваться “ всякий ... как бы ни был посредственен его ум “, для успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение на “ нас, способных познавать “, и на независимый от нас объективный мир “ самих вещей, которые могут быть познаны “.
Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме метода математического предстает в “ Правилах ...” как картина внутри логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном, отправном пункте этого развития, в своем “замысле “.
По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из которых должна была включать 12 “ Правил “. В певой части предстояло изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать эмпирию объектом теоретического исследования : построить математическую модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных восемнадцати “ Правил “; следующие три “ Правила “ обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом “ Правила ХХ1 “ Декарт ставит “ Конец “.
Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой эти знаменитые правила.
ПРАВИЛО I
Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
ПРАВИЛО II
Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум
кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.
ПРАВИЛО III
В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что
о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе.
ПРАВИЛО IV
Метод необходим для отыскания истины.
ПРАВИЛО V
Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных.
ПРАВИЛО VI
Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие : дальше, ближе или одинаково.
ПРАВИЛО VII
Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической энумерацией.
ПРАВИЛО VIII
Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.
ПРАВИЛО IX
Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые
вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать в них истину.
ПРАВИЛО Х
Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства, Ю но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок.
ПРАВИЛО ХI
После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.
ПРАВИЛО ХII
Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта, воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств, находящихся в распоряжении человека.
Страницы: 1, 2