Рефераты. Развитие античной философии

Судьба учения. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона, Аристотеля. Учение о геометриях остается не востребованным до XX в.


Атомизм

Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего неизвестно.

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.).

Философские воззрения. Первоначалами бытия Д. считает атомы и пустоту. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать.

Судьба атомизма. Учение Демокрита оказало значительное влияние на Эпикур (хотя сам Эпикур и отрицал это), а через него на римского философа Лукреция Карла.

В эпоху Средневековья он практически был неизвестен в христианском мире.

В новое время оказался философской основой физике Ньютона, деизм и материализм вплоть до нашего времени.

Классический период античной философии


Классический период греческой философии имела место во второй пол. V- нач. IV в. до. н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учение трех величайших философов Древней Греции : Сократа, Платона и Аристотеля.

Софисты – это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V- в первой половине IV. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению.

Философские воззрения. Изучению природы софисты не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, а законы общества, возникающие по человеческому установлению.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании Богов или даже отрицали, считая человеческой выдумкой.

В настоящее время софизмами называют логически неправильные рассуждения, мнимые доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения.

Софизм «Рогатый»

Первая посылка: То, что ты не понял, ты имеешь.

Вторая посылка: Ты не потерял рога.

Заключение: Следовательно, ты имеешь рога. *

Сократ 470 – 399 гг. до н. э.Философские воззрения. Учение Сократа известно только нам из работ его учеников, но они излагали по разному. Сократ утверждал, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы.

Сократ – сторонник учения о переселении душ.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание того, что есть добро и есть зло:

Храбрость – это знание того, как преодолевать свой страх.

Справедливость – это знание того, как выполнять законы божественные и человеческие.

Умеренность – это знания того, как обуздывать свои страсти.

Судьба учения. Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию, став образом «мудреца» и «гражданина». Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ, относящихся к различным философским направлениям.


Основные сократические школы

Таблица 3 - Школа Крупнейшие представители

Мегарская

Евклид из Мегары

Элидо - эретрийская

Федон из Элиды

Киническая

Антисфен, Кратет, Менедем

Киренская

Аристипп из Кирены

Платон (427 - 347 гг. до н. э.;) – величайший древнегреческий философ. Подлинное имя Платона – Аристокл, «Платон» - прозвище, означающее «широкоплечий»; Главный его учитель Сократ. В Афинах Платон открыл школу – Академию ( название «Академия» возникла потому что эта школа была в роще посвященной мифическому герою Академу).

Философские воззрения. Платон основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.

Учение об идеях. Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означала внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; существует отношения подчинения и соподчинения.

Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон назвал идеей «Блага», а других – идеей «Единого».


Рис. – Благо


Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи (хора). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна.

Космология и космогония. Платон признает еще наличие Ума – демиурга.

Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится в небо ( в царство идей) и пребывает там. Затем падает на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

Учение о государстве. Платон создал одну из первых моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей а ради самого себя.

Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определенной работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители – философы, стражи (войны) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословию определяется личными качествами.

Судьба учения. Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию. НОВЫЙ ИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем В Новое время – особенно у Гегеля.


Рис. 1 - Платон: истоки и влияние

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий философ. Аристотеля заслуженно называли энциклопедистом Древней Греции. Аристотель является основоположником ряда наук: философии, логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории и др.

Метафизика. (первая философия). Аристотель является дуалистом: он признает существование двух основных- материя и форма. Все вещи в мире состоят из материи и формы.

Гносеология. Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей так и животных.

Процесс познания по Аристотелю состоит из четырех стадий:

1.     Чувственное восприятие отдельных вещей их свойств.

2.     Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете.

3.     Искусство – знание сущности множества вещей.

4.     Философия – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика.

 Космология. Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет – кроме продвигателя; космос существует вечно.:

Эллинистический период античной философии

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н. э. ( т. е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т. е. до падения Рима в 476 году, захваченного варварами – германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части – Западную и Восточную (Византию). Поэтому конец античной философии связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалась развитие философских учений предшествующих периодов, а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм и т.д.)

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При это завоеванные греки «покорили» своих завоевателей оказав громадное влияние на все сферы римской культуры. Под влиянием греческой культуры начинается развитие римской философии. Римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие греческих школ, поэтому в период I в. до н.э. по VI в. можно говорить о существовании Греко – римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.


Классификация школ эллинистического периода


 Источники Философские Виднейшие направления представители


Скептицизм

Термин скептицизм происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание». Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пиррон; виднейший представитель скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.

Пиррон 360 – 270 гг. до н.э.

Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливом? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса:

1.     что есть то, что нас окружает?

2.     как мы должны к этому окружающему относиться?

3.     что следует из должного отношения?


Секст Эмпирик


Философские воззрения. История философии. Секст в своих работах подробно их анализирует. Поэтому книги являются ценными источником сведений по античной философии.

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но лучше вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет брести невозмутимость, что и является целью философии.

Судьба скептицизма. Он был забыт в эпоху Средневековья. И только в XVI-XVII вв. он возрождается в европейской философии в виде «нового пирронизма».

Стоицизм

Три периода в истории стоицизма

Название периода

время

Крупнейшие представители

Древняя стоя

III – II вв. до н.э.

Зенон, Клеанф, Хрисипп

Средняя стоя

II – I вв. до н.э.

Панетий, Посидоний

Поздняя стоя

I – II вв.

Сенека, Марк Аврелий


Философские воззрения. Стоики делали науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с яйцом.


Рис.1 - Скорлупа яйца – логика, белок – физика, желток – этика.


Физика. Космос. – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящиеся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог).

Космология и космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнем. В начале нового цикла творческий огонь – логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя четыре стихии, а из них все тела в мире. Космология принимается аристотелевская.

Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единое целое.


Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе (примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи – оправдания Бога.


Аргументы, оправдывающие существование в мире зла

Этический

Зло нужно для того чтобы мудрецы могли упражняться в терпении и добродетели.

 Физический

Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.

 Космологический

То, что для части является злом, может быть добром для целого.

 Логический

Если бы не существовало зло, то не было бы и добра.


Судьба учения. Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода. Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм на становление христианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживается и некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу. Обратился также и Делёз.

Стоицизм: истоки и влияние


Эпикуреизм

Эпикуреизмфилософское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55) гг. до н. э.), поэма которого « О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

Эпикур. 342 – 271 гг. до н. э.


Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите, впрочем, как и о многих других философах.

Философские воззрения. Главная цель философии – достижение счастья.

Этика. Высшее благо в жизни- наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий ( а вовсе не чувственное удовольствия!). Желания делятся на несколько категорий


Виды желаний

Примеры

Должное отношение

Естественные и необходимые

Простая еда, одежда и т.п.

Необходимо удовлетворять

Естественные, но не необходимые

Половая жизнь

Удовлетворять умеренно

Не естественные и не необходимые

Предметы роскоши, почет, слава и т.п.

Полный отказ


Судьба эпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезно упало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическому учению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения.


Кинизм


Название школы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимназии «Киносарг» («Золотой пес»), где занимались первые киники («Собачий»), отсюда название кинизма – «собачья философия»; на латыни название последователей этой школы – cynici – циники ( отсюда происходит слово «цинизм»).

Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368гг. до н. э.).


Философские воззрения. Книги не стремились к построению последовательной и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощение их философских материалов идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, пренебрегали образованностью и воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма, называя себя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества» Диоген применяет к себе с гордостью.


Неоплатонизм

Основоположником неоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.

Философские воззрения. В неоплатонизме до придела доведено платоновское противопоставление телесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяется учению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоники считали, что исходное первоначало – это Единое = Благо. Оно не постижимо для разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза ( в переводе с древнегреческого «экстаз» - это смещение, перемещение восторг.). Единое = Благое Плотин сравнивает с Солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого = Блага исходит эманация, порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи.

Распространение эманаций за пределы Ума приводит к появлению Мировой души. Она порождает время и сама существует во времени.

Угасший свет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующая чувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании.


Плотин: космогония


Единое = Благо

Бытие = Ум (Нус)

Мировая душа

Телесный космос

Заключение

Схема 1 - Влияние античной философии на христианскую

Список литературы

Гриненко Г.В. История философии; Учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт – Издат., 2005 – 685с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2000 – 816с.

Виндельбанд В. История древней философии. М., 1911. С. 77.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.