Рефераты. Проблемы человека в философии

Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное: замысел, цель, мотив, интерес или иное побуждение к действию. Духовность выражается в способности человека преодолевать себя "вчерашнего" в процессе обновления и совершенствования. В духовном мире человека сочетаются рациональность и иррациональность, новации и стереотипы, информация и дезинформация, свобода и детерминация, познавательные побуждения и нравственные императивы, целенаправленные устремления и инстинктивные, а также стихийные порывы, ситуативные настроения и твердые убеждения, сомнение и вера, идеологические установки и психологические архетипы и т.д.

Духовный мир человека (его важнейшие составляющие - познавательные способности, способности чувствования и потребности) динамичен. На начальном этапе существования человека когнитивные (познавательные) способности сводятся к ощущениям и восприятиям, чувственные способности элементарны (переживание состояний голода, боли, страха, удовольствия и т.п.), потребности преимущественно направлены на сохранение и продолжение жизни. В дальнейшем более развитыми становятся мышление, знания, язык, появляются сложные эмоции: любовь, ответственность, долг, формируется воля; потребности непрерывно обогащаются и усложняются. Возникают социальная память, альтруизм, сознание общественного долга, гуманное отношение к природе и другим Я, устремленность человека к культуре, к сфере свободы, выбора. Созерцание, мышление, чувствование становятся взаимопроникаемыми, происходит более тесная интеграция когнитивных и чувственных способностей, потребностей, формируются высшие атрибуты человеческой духовности - предельные проблемы, вопрос о смысле бытия и т.п. Потребности ориентированы на сохранение, упрочение и улучшение цивилизации.

Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, свободе и чести, верности идеалам, стремление раскрыть тайны бытия и смысла жизни и т.п. Антипод духовности - бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных побуждений и вожделений, смене идеалов идолами. При этом человек превращается в "одномерное" существо, в нем усиливаются цинизм, нигилизм, агрессивность, разрушительные страсти, жестокость, одичание и идиотизация. О бездуховности, в широком понимании, можно говорить в тех случаях, когда человек неспособен к рефлексии, теряет свою автономность и уникальность, т.е. становится "роботом"; когда внутренний мир человека низводится до уровня биологической системы (животного состояния), например, в результате употребления наркотиков, алкоголизма и т.п.

Духовность человека проявляется:

1) в уникальности человеческой индивидуальности;

2) в сопричастности к универсальности, к целостности природы и культуры.

Человек соотнесен с внешним миром, конформирован и одновременно обособлен от него, осознает самого себя как отдельное существо. Метафизический разрыв названных противоположностей, абсолютизирование одной из них ведет то ли к индивидуализму, то ли к растворению индивидуального в общем (от религиозного до политического).

Отношение человека как сознательного существа к своему существованию выражается в смысле жизни. Смысл - выражение ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека, осознание ценностей, которым человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Смысл жизни выявляет как притязания личности, ее стремления и интересы, так и способность выразить себя в многогранной деятельности.

Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из трагедий, как потеря главной точки опоры. В мифологии древних греков боги наказали Сизифа за преступные деяния бессмысленным, бесплодным трудом - вменили в " вечную обязанность вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигая вершины, скатывается вниз.

Понимание смысла возможно с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового существа, представителя человечества. На протяжении индивидуальной жизни человек никогда не достигает "цели" жизни родовой, исторической, поэтому испытывает определенную неудовлетворенность ситуацией и собой. Это возбуждает побудительные мотивы творческой деятельности и самосовершенствования человека.

Абстрактно-всеобщий смысл жизни выражен в религиозной философии, которая связывает смысл жизни со стремлением к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к высшему благу. В марксистской и психоаналитической философии (Э. Фромм и др.) смысл жизни видится в самореализации сущностных сил человека в активной преобразующей деятельности, в развитии гуманности, разума, свободы. Оба аспекта (индивидуального и родового) решения вопроса о смысле жизни дополняют друг друга.

Конечно, не все люди живут осмысленной жизнью, что подчеркивал, например, C. JI. Франк. В поисках смысла жизни возможны пародии на подлинность, ведущие к суррогатам, например, когда смысл жизни у тех или иных людей сводится к каким-то односторонним ориентациям, к культу вещей, власти, плотским удовольствиям и т.п. Процесс поиска осмысления и переосмысления ценностей, ради которых живет человек, идет параллельно с их реализацией, переоценкой ценностей, переформированием исходных целей.

Все многоклеточные организмы смертны, но лишь человек осознает неизбежность своей смерти, отказываясь тем самым от возможности утешения. Эпикур говорил, что когда мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас нет. В пессимистическом варианте смерти жизнь становится абсурдной. Тем не менее, смерть имеет смысл - создать условия для обогащения жизни. Неизбежность смерти делает жизнь не абсурдной, а, напротив, содержательной и ответственной. Смерть присутствует в жизни как ее упорядочивающий элемент, дарованная человеку возможность ярко проявить себя в жизни. Человек, осознающий себя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконечного, максимального. Многие люди, бравшие на себя максимальные задачи, остались в человеческой памяти в относительной вечности: Сократ, Бруно, Пушкин и др.

Уже в древнеиндийской философии существовало понятие "страх перед смертью". Впоследствии к этой проблеме обращались Ф. Бэкон, И. Кант,

3. Фрейд, М. Хайдеггер и др. Чувство страха проистекало из инстинкта самосохранения, основного для высших животных и характерного также для человека. Пытаясь избавиться от страха, человек бежит от самого себя и "растворяется" в обществе, забывается в суете общественной жизни.

Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и переселяющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Достоевский и др.). Напротив, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс выступали против веры в личное бессмертие. JI. H. Толстой и B. C. Соловьев писали о неизбежности биологической смерти и утверждении нравственного, духовного бессмертия человека. Ф.Ж. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о существовании человека через жизнь остающихся после него идей.

Н.Ф. Федоров (1828 - 1903) высказывал мысль о возможности обретения человеком и человечеством более высокого онтологического статуса, включающего его бессмертие, вплоть до возвращения ("имманентного воскрешения" на основе "регуляции природы") к преобразованной жизни всех прошедших поколений.

В некоторых представлениях в XX в. возобновилась на новой основе идея о формировании нетленной душевной субстанции. Провозглашается, что смерть не означает полного исчезновения с разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоционального сгустка в форме биополевой структуры на новый уровень бытия. Современный российский доктор философии К. Кедров через идею клонирования и белорусский автор В. Цепкало через идею возможного в неопределенном будущем повторения генов каждого человека проводят мысль, что люди при известных условиях могут обрести биологическое бессмертие. А по некоторым прогнозам, к 2050 г. появится возможность "скачать" все содержимое человеческого мозга в один суперкомпьютер, что позволит сознанию пережить смерть тела. Будущее кибернетического бессмертия человека приводит в возбуждение, но и пугает, считает футуролог Ян Пирсон. В позиции биологического и кибернетического бессмертия допущен разрыв тела и души, биологического и социального, не учтено, что внешний фон, социально-культурные условия, формирующие личность, всегда являются новыми для новых поколений людей.

С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждать о видах относительного бессмертия человека в следующих формах:

а) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот материи;

б) результат жизненного творчества человека;

в) значительное увеличение средней продолжительности жизни человека (учеными открыт механизм, замедляющий старение человеческих клеток).

Достижения в биологии, медицине и других науках позволяют значительно продлевать жизнь людей (по прогнозам, до 120 - 150 лет), усиливать память и другие когнитивные способности. А традиционная философия, опирающаяся на идею естественного развития, предполагала человеческую природу, общую у всех людей на планете. Однако применение дорогостоящих биотехнологий создаст резкое различие между индивидами в их биологической основе, лишь богатые люди смогут воспользоваться новыми достижениями науки. Справедливо решить проблему продления жизни людей можно тогда, когда (если) будут созданы гуманные условия для массового использования новых технологий.

Смерть - естественное явление, играет необходимую и полезную роль в ходе длительной биологической эволюции, способствуя выживанию наиболее приспособленных организмов, прогрессу органических видов. Без этого прогресса не появился бы и человек.

В социальном аспекте смерть делает нам близкими общие заботы, объединяет нас глубоко прочувствованными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Обращенность к проблеме смерти предоставляет возможность человеку спроектировать свою самость, исключив (уменьшив) помехи повседневной размытости, помогает сконцентрироваться в своем достойном участии в жизненном потоке.


Список использованных источников


1. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие / А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.

2. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 608 с.

3. Философия: Учебное пособие / Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 480 с.

4. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков - Мн.: Выш. шк., 2008. - 431 с.

5. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А. Г.2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с

 A


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.