Рефераты. Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля.

Слово Бог, все-таки, выступает, как предикат, но оно есть самое последнее понятие логики и имеет своим субъектом, своим определяемым, все содержание логики, а вот уже определение, что есть Бог - это выходит за пределы логики. Понятие Абсолютная Идея, которой заканчивается "Наука логики", правильнее должно пониматься, как выраженная в словах идея об Абсолютном, или Боге. Опять мы получаем предельное понятие, как и в начале логики - Бытие. Его предельность в исчерпании определенного источника познания и способа познания - становление нового.Как на понятии Бытие эмпирический источник с необходимостью сменился на логический, так и на понятии Бог - логический источник с необходимостью должен смениться на религиозный.Только естественно на действительно религиозный, а не на его теоретический суррогат.



2) Цель познания.

"Чистое бытие" первое понятие науки, мысленное определение, получившееся в результате научного познания. Что происходит в ходе научного познания, чем обусловлена важность его для человека?

"Подобно тому как религия и религиозный культ состоят в преодолении противоположностимежду субъективностью и объективностью, точно так же наука и, ближе, философия не имеют иной задачи, кроме преодоления этой противоположности посредством мышления." ([2] с. 384 приб. т. 3) "Разум подходит к миру с абсолютной верой, что он в состоянии положить тождество {объективного мира и себя В.К.} и возвести свою уверенность в истину ...Этот процесс есть вообще познание." ([2] с.409)

Выходя за границы определения особенных целей познания отдельного человека, суть познания выражается в следующем: "так как дух есть по своей сущности сознание, то это знание себя есть основное определение его действительности." ([1] с.28)

Снятие различия между субъективностью и объективностью осуществляется в разумном мысленном определении. Возникает необходимость выяснить, как соотносятся познание осуществляемое мыслящим субъектом и самоопределение духа. Или, как относится субъективное мысленное определение к Абсолютному.




3) Отношение субъективного мысленного определения кабсолютному.

а) по Канту.

Познавая в определениях мышления свое, порождающее определения, мышление, Кант пришел к выводу, что познаются только сами эти определения, которые есть лишь наши субъективные представления, а вещь, как она есть, остается "в себе". Это познание не может схватить ни "вещь в себе"

А:1) "мысленныеопределения - выраженные субъективныепредставления только о явлении"2) "познаются только сами выраженные мысленныеопределения" => 3) "познаваемы только явления"

, ни тем более то, что обладает безконечным содержанием, ибо, выраженное в конечном определении, оно м.б. выражено в другом конечном определении, ему противоположном. С точки зрения формальной логики это ошибка.

Б:1) "истинное мысленное определение не противоречиво"2) "безконечныйпредмет выразим только в противоречивыхмысленных определениях" => 3) "безконечный предмет не выразим в мысленномопределении"

И Кант делает вывод, что

В:1) "истинаневыразимав мысленных определениях"2) "познание существует только в выражении мысленныхопределений" => 3) "истина не познаваема"

И, следовательно, мы ничего не можем сказать об отношении мысленных определений к абсолютному. И, более того - свидетельство не истинности самого разума

Г:1) "истина не познаваема"2) "истина существует" => 3) "разум не годен для познания сути и безконечного"

Но необходимость такого вывода принадлежала личности Канта, а не объективности, т.к., если быть последовательным, то разум, как тоже "вещь в себе" не познаваем, а, значит - может он познавать истину или не может оказывается не доступным нашему познанию, тогда, если именно это утверждение истинно, иначе вообще нет никакого смысла, то истина познаваема, а следовательно и суть вещи, и то, что обладает безконечным содержанием. Следовательно какая-то из посылок не необходима. И вопрос об отношении мысленных определений и абсолютного остается открытым. Следовательно, этот отрицательный результат не тупик, а полагает необходимость дальнейшего исследования причины отрицательного результата критической философии, что и было реализовано Гегелем.


б) по Гегелю.

Из проведенного Кантом исследования следовал другой вывод: не познание вообще не возможно, а познание в исследуемых мысленных определениях не истинно. Не истинно либо оно само, либо его определенный результат, т.е. мысленные определения должны быть другими, а именно - мысленные определения должны быть способны выразить суть и безконечное содержание.

Гегелем, также, как и Кантом, полагалось, что познания вне мысленных определений не существует, т.е. посылка В:2) "познание существует только в выражении мысленных определений" им поддерживалась. Во введении к "Феноменологии духа" он касается, вскользь, проблемы наличия нескольких способов познания. Им говориться о представлениях о познании как об или неком орудии,или некой среде иразоблачаются они,как не стоящие, даже, внимания. Но можно взять любую глупость и не затрачивая умственных усилий показать ее таковой, только большого результата в этом не будет, если брать что-то в противовес своей мысли для доказательства ее силы, то это должно быть действительно серьезным противовесом. Серьезный противовес, который познание в мысленных определениях получает, например, в религиозном познании, рассматривается Гегелем внутри науки и с точки зрения самой науки мысленных определений и полагается,что так и должно быть. Хотя, доказательство ограниченности какого-либо взгляда, сам Гегель на это указывает, должно быть получено изнутри самогоэтоговзгляда,его собственное развитиедолжно привести к его собственной ошибочности. Ошибочность,не истинность религиозного познания показанная с точки зрения науки ничего об ошибочности этого познания не доказывает, она, наука мысленных определений,показывает только, что то, что она называет религиозным познанием не истинно, нисколько не заботясь об истинности ее представлений, о соответствии своего представления действительной религии, а, еще точнее, речь идет о представлении о религии самого Гегеля.

Проблема единственности или нет познания в мысленных определениях оказалась просто не важной,т.е."решенной", значит все усилия были направлены на решение проблемы о другом виде мысленных определенийи Гегелем была найдена и исправлена ошибка, держащая в своих границах, всюпредыдущую философию,Гегелем была совершенасменаэпох философствования от формальнологического к "спекулятивному".

Б:1) "истинноемысленноеопределениенепротиворечиво" -вот "камень преткновения" всей предыдущей мыслительной деятельности.Гегелем было осуществлено доказательство, что противоречие - "душа" истинного мысленного определения и преодоление противоречия - его необходимый момент.И, что именно такое мысленное определение может выразитьсуть любой вещи и то, что имеет безконечное содержание. Те мысленные определения, которые рассматривал Кант и, с помощью которых он рассматривал, были конечны. Но это не повод для горького разочарования в самом разуме. Дело в том, что определение определению рознь.Оно м.б. конечным определением - т.е. рассудочнымили безконечным определением-разумным. Конечность самого взгляда на определения мысли, до Гегеля, выражена в том мнении,что мысленные определения это только понятия,а суждение и умозаключениеесть средства. Но Гегелемвпервыебыло положено в необходимости,что мысленное определениевсвоей действительности естьи суждение,иумозаключение."Умозаключениеоказалось восстановлением понятия в суждении и, стало быть, единством и истиной обоих."([1]с.608)Разумное суждениедолжно включать в себя оба противоположных друг другу рассудочных суждения,образовывать единое суждение,т.е.браться не вотдельностиодноотдругого,не противопоставляться, а должно быть понимание того,что эти два суть одно определение,но еще в не совсем развитой форме, следовательно, надо не останавливаться на этом моменте,а выразить ихединствово всеобщемумозаключении,которое будет тем,что это единство будет положено,как особенное, какоднопонятие,котороебудетиметь предыдущиедва определенияиотношениемеждуними,каксвое конкретное содержание.Этопорожденноеразумнымумозаключением понятиеиестьбезконечноемысленноеопределение,в нем и м.б.выражена суть и "вещи всебе",итого,что обладаетбезконечным содержанием. Необходимаясвязь понятия,какконечного мысленного определения, с его развитой безконечной формой, суждением, - положена.

Посылка Б:1)"истинноемысленноеопределениене противоречиво" становиться "истинное мысленное определение противоречиво"

Б`:1) "истинное мысленное определение противоречиво"2) "безконечный предмет выразим только в противоречивыхмысленных определениях" => 3) "безконечный предмет выразим в разумном мысленномопределении"

Любая "вещь в себе" безконечна,а не только Природа, Душа, Бог и, следовательно, выразима в мысленных определениях и если мышлению эти предметы доступны, то познаваемы, а, т.к. если онидоступны,то доступныоничерезвсе те же мысленные определения,то необходимо прояснить каким образом онистановятсявыраженнымивсубъективных мысленных определенияхикак связано с этим субъективное познание, т.е. Надо разрешить поставленную выше проблемуотношение мысленных определений и абсолютного.

Результат, выявления этого отношения Гегелем, есть весь текст "Науки логики" и оказался "прост, как все гениальное" - мысленные определения и есть суть, сама Истина! Ни "вещи в себе", ни чего-то обладающего безконечным содержанием вне мысленных определений - нет. Есть Абсолютная Идея сама себе дающая определения.Субъективное, абстрактное мысленное определение восходит к конкретномумысленному определению, чтоесть движениеот одного к другому всех разумных умозаключенийнауки логики, но, что на самом деле, по Гегелю, не субъективное, а абсолютное.Это восхождение вырастает из снятия противоположности между субъективностью и объективностьюв процессепознанияв мысленных определениях.Мысленное определениеестьнечто третье, отличное от субъективности и объективности,движущаяся к себесамой АбсолютнаяИдея, вернееисубъективностьи объективность,как отдельные, есть иллюзиявсубъекте, которая и преодолевается в процессе познания. От Абсолютной Идеи, которая конкретна в себе, до Абсолютной Идеи конкретной для себя.

Как получился столь удивительный вывод? Надо рассмотреть на каком основании, Гегелем, полагается, что мысленное определение и есть Истина, Абсолютное.

Это умозаключение "абсолютное есть мысленное определение" получено из двух посылок, суждений. По сути это продолжение кантовского взгляда: "В мысленных определениях выразимы лишь явления", но только преодоленного в плане, что и суть вещи и безконечное содержание, так же, выразимы, а они - и есть абсолютное, так считается.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.