Рефераты. Природа и общество

Природа и общество

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию








                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                по философии

                Тема: Природа и общество

  

 

                                                   Исполнитель:студент факультета

                                                  

                       Екатеринбург

                         2007

План

Введение………………………………………………………………………..3

1.Взаимодействие природы и общества

1.1Природа как условие возникновения и существования человека и общества………………………………………………………………………..6

1.2Исторические типы взаимодействия…………………………………...8

2.Современные экологические проблемы, их особенности  в России и пути решения. Идея «ноосферы» и ее актуальность………………….11

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы………………………………………16

 

 Введение.

Ухудшение экологического положения ста­ло особенно заметно с 60-х годов 20-го века. Именно тогда в печать начали широко проникать сообщения о последствиях применения ДДТ и других пестицидов, резком увеличении выделяе­мых в атмосферу и гидросферу не усваиваемых природой антропогенных отходов, о дефиците материальных и энергетических ресурсов и тп.

Сейчас у человечества две важнейших про­блемы: предотвращение ядерной войны и эколо­гические катастрофы.  Сопоставление не случай­но: антропогенное давление на природную среду грозит тем же что и применение атомного ору­жия, - уничтожением жизни на Земле.

Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенно обу­словленным изменениям природной среды пере­стают срабатывать,  вследствие чего  природные экосистемы деградируют, и это ударяет по само­му человеку.

История свидетельствует, что и в прежние эпохи обострялись противоречия между челове­ком и природой и это приводило к экологическим кризисам. Но это были локальные и региональ­ные кризисы. Древние охотники могли, истребив животных перейти на другое место; древние зем­ледельцы и скотоводы могли, если почва истоща­лась или кормов становилось меньше, освоить новые земли.

Особенностью нашего времени является ин­тенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду, что сопровождается интен­сивными и глобальными негативными последст­виями. Противоречия между человеком и приро­дой способны обостряться, помимо прочего, из-за того, что не существует предела росту матери­альных потребностей человека, в то время как способность природной среды удовлетворить их - ограничена. У современной цивилизации хищни­ческая мораль "общества потребления".  Вспом­ним в связи с этим один из основных постулатов коммунистической идеи, утверждение о каких то "разумных потребностях", которыми будет до­вольствоваться некий мифический человек обще­ства будущего. Такую особую разновидность лю­дей можно (если верить писателя - фантастам)  взрастить в некоей особой среде, изолированной от вредоносных воздействий, на почве полностью расчищенной от всего старого. Но таким спосо­бом можно производить элитный картофель по так называемой безвирусной технологии, когда выращивание начинается в пробирке на клеточ­ном уровне. Но и этот материал постепенно де­градирует, попав в туже почву,  пораженную те­ми же болезнями.

В истории человеческой культуры много сказано о гармонии в природе. Создатель учения о биосфере Вернадский утверждал: "В биосфере все учитывается и все приспосабливается с тем же подчинением мере и гармонии,  какую мы видим в стройных движениях небесных светил и начина­ем видеть в системах атомов вещества и атомов энергии". И не случайно эпиграфом этого труда стали слова Ф. Н. Тютчева: "Невозмутимый строй во всем, созвучие полное в природе". Уве­личение человеческой природо-преобразователь­ной деятельности остро ставит вопрос о гармо­нии взаимодействия человека и природы.

Первобытный человек и человек антично­сти не противопоставлял себя природе, более то­го он сознавал свою неразрывную связь с приро­дой, отождествлял себя с ней и обожествлял ее.

Становление и развитие человеческого об­щества сопровождалось локальными и регио­нальными экологическими кризисами. Противо­речие между человеком и природой нарастало главным образом с сельскохозяйственной сфере. Новым фактором обострения стало развитие ка­питалистического способа производства.

Всего четверть века назад слово "экология" было известно очень узкому кругу людей. Отно­шения между обществом и природой интересо­вали лишь отдельных философов и представите­лей географических наук.

На рубеже 60-70-х годов человечество узна­ло, что все большее загрязнение воздуха и вод­ных источников, оглушающие городские шумы, бесчисленные свалки мусора, удручающее оску­дение природных ландшафтов - отнюдь не ло­кальные явления. Под угрозой находятся практи­чески все естественные оболочки (сферы) нашей планеты, многие фундаментальные равновесия в биосфере Земли и даже за ее пределами. Подрыв этих равновесий чреват необратимыми и пагуб­ными для жизни на планете последствиями.

Противоречия в системе "человек - общест­во - природа" приобрели планетарный характер. Породив невиданные в прошлом угрозы и опас­ности, они наложили заметный отпечаток на и без того сложную общую картину современного мира.

 

 

 

 

 





 

Природа как условие возникновения и существования человека и общества


Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна. Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям- миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитаемости планеты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что постоянно воспроизводилась экологическая среда.

Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно- огневой системы земледелия. Можно вспомнить печальный опыт Месопотамии и Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или земли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра. В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом "благодаря" тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе "человек- природа" и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XXв. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек "нарушил" закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история-история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы.



 

Исторические типы взаимодействия


Можно выделить три революционных переворота в производительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная с переходом от "присваивающей" экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный "нечеловеческий " труд из жизни общества.

Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период "присваивающей" экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества, естественная детерминация была преобладающей. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции, перекочевывания на новое место. Различие "стартовых" условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.

Второй этап во взаимодействии природы и общества начинается еще в первобытную эпоху и продолжается до возникновения буржуазных отношений. Исходный пункт нового этапа - возникновение земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей деятельности. Вырубаются леса, строятся ирригационные системы. Вместе с тем трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа местности. Занятия скотоводством были характерны для тех народов, которые жили в степных районах с резко континентальным климатом. Народы, жившие в бассейнах рек Нил, Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы, занимались в основном земледелием. Занятия скотоводством или земледелием накладывали отпечаток на образ жизни людей (кочевой или оседлый), традиции, нравы, обычаи

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.