Рефераты. Принципы научного познания действительности

Наука началась тогда, когда люди научились мерить; точная наука немыслима без меры.

Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т.п.) всегда относительно и ограничено.

Задача ученого − установить границы соответствия знания действительности − интервал адекватности. Например, классическая механика − механика Галилея-Ньютона − описывает движение макроскопических тел, скорости которых малы по сравнению со скоростью света в вакууме. Один из существенных признаков относительности естественно-научных знаний вытекает из ее подтверждения экспериментом, в большинстве случаев основанном на измерениях, а измерений абсолютно точных не бывает, и в этой связи задача ученого указать интервал неточности. При совершенствовании процедуры измерений и модернизации измерительных приборов повышается точность измерений, тем самым сужается интервал неточности; при этом непременно результаты эксперимента приближаются к абсолютной истине. Однако подтверждение экспериментом научных теорий не означает абсолютной истины: научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми, и сама практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются.

Н.Г. Багдасарьян [7] выделяет следующие принципы познания действительности.

Принцип объективности. Объект − нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

Принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания, − принцип теоретичности. Наука − не бесконечное нагромождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывочный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, − это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, − это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

Теория систем начинается с классификации систем. Часто выделяют три типа систем: дискретный (корпускулярный), жесткий и централизованный. Первые два типа являются крайними, или предельными.

Системы, относящиеся к «дискретному» типу, состоят в основном из подобных элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде.

Жесткий тип систем можно рассматривать как противоположный дискретному. Часто эти системы отличаются повышенной организованностью по сравнению с простой суммой их частей и тем, что обладают совершенно новыми свойствами. Разрушение одного отдельного органа губит всю систему.

Централизованный тип систем содержит одно основное звено, которое организационно, но не обязательно геометрически, находится в центре системы и связывает все остальные звенья или даже управляет ими.

В теории систем можно выделить три основных принципа.

1. Принцип сильного звена активных систем. Эффективность таких систем повышается за счет одного сильного звена.

2. Принцип обратных связей. Обратные связи являются также фундаментальным понятием кибернетики и потому рассматриваются в следующей главе.

3. Принцип возникновения новых свойств и функций при объединении элементов в систему (принцип эмерджентности). Эти свойства иногда называют эмерджентными, они не могут быть предсказаны на основе знания частей и способа их соединения. Например, в состав сахара входят только С, Н, О, которые сами характерного вкуса сахара не имеют. Последний появляется лишь тогда, когда эти три элемента образуют определенную систему.

Более сложным примером являются 20 аминокислот, которые не обладают свойством самовоспроизведения, но бактерии, из которых они могут быть составлены, таким свойством обладают. В подобных «крайних случаях» выявляются элементарные системы, лишенные элементов и структуры в данной объектной области.

Например, элементарная биологическая система − клетка − не имеет биологических элементов, хотя и содержит химические и физические компоненты. Элементарная геологическая система − минерал − тоже не имеет геологических элементов и структуры, но обладает кристаллохимической структурой и разного рода компонентами.

Теория систем привела к появлению общего системного подхода, согласно которому Вселенная в пределах космологического горизонта представляет собой самую крупную из известных науке систем. В процессе своего развития Вселенная создает определенные подсистемы, характеризующиеся различными масштабами, открытостью и неравновесностью.

В качестве примеров можно продемонстрировать принципы, выделяемые в системном анализе.

1) описание части с учетом ее места в целом;

2) проявление частями разных свойств и характеристик в зависимости от уровня (отношения) расположения части в целом;

3) зависимость элемента от среды;

4) взаимозависимость и взаимосвязь части и целого (часть обусловливает целое и наоборот);

5) в объекте действует не только механическая причинность, но и система причинных связей, которая выступает как целесообразность;

6) источник преобразования целого (системы) лежит внутри него.

Вместе с тем считается, что изучение сложнодинамической системы требует сопряжения трех плоскостей ее исследования: предметной, функциональной и исторической.

Применение системного анализа предполагает реализацию следующих этапов исследований (или методологических требований).

1. Выделенные элементы первоначально берутся сами по себе, вне исследуемого целого, в том виде, в каком они существуют в качестве самостоятельного материального образования.

2. Исследуется структура устойчивых связей, возникающих между элементами в результате их взаимодействия.

3. Структура становится системой координат для дальнейших исследований.

Таким образом, поведение каждого элемента целостного объекта, его воздействие на другие элементы следует объяснять не из него самого, а из структуры целого, учитывая расположение всех других элементов, их взаимосвязь, качественные и количественные характеристики.

Принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепроверок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода [7].


Заключение


Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного − то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел.

Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов, первичное эмпирическое обобщение, обнаружение отклоняющихся от правила фактов, изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения, логический вывод из гипотезы всех наблюдаемых фактов. Подтверждение гипотезы конструирует ее в теоретический закон. Данная модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Большая часть современного научного знания построена таким образом.

Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания.

Основными из них являются такие.

1.                              Принцип верификации: какое-либо понятие имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту.

2.                              Принцип фальсификации: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость.

3.                              Идеалы и нормы научности воплотились в рациональном стиле мышления. Он основывается на двух фундаментальных идеях: природной

упорядоченности и формального доказательства. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют: универсальность, согласованность, простота, объяснительный потенциал, предсказательная сила.


Список литературы:


1.                 Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. −  М.:Альфа-М, 2003.− 464с.

2.                 Ильин В.В. Критерии научности знания. – М.: Высш. шк., 1989. – 128 с.

3.                 Карпенков С.Х.; Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов. Карпенков С.Х. − М.: Академический проект, 2002. − 368с.

4.                 Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. − Новосибирск: Наука, 1980. − 176с.

5.                 Концепции современного естествознания: Учебное пособие / Под ред. Билич Г.Л. – СПб.: Нива, 2002

6.                 Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. − М.: Изд-во МГУ, 1991. − 79с.

7.                 Культурология: Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. − М.: Высш. школа, 1999. − 511с.

8.                 Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. − М., 1977. −  270 с.

9.                 Юлина Н.С. Философия К. Поппера // Философия науки − Вып. 1: Проблемы рациональности. − М., 1995. − 325с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.