Рефераты. Поведение человека

чтобы не прекратить размножение вида бесконечными колебаниями при выборе полового партнера, психика формирует доминанту, обращенную на наилучшую из наличного выбора особь: её привлекательные черты преувеличиваются, а негативные преуменьшаются - ведь идеал можно искать вечно без гарантии успеха (Английская пословица гласит: “Тот, кто слишком долго ждёт в невесты королеву, кончит тем, что изнасилует молочницу”); подобный эффект своеобразного ослепления ума люди и называют влюбленностью (Стендаль в известном трактате “О любви" назвал эту процедуру кристаллизацией чувств - так сухая, уродливая ветка, брошенная в соляную шахту, обрастает там сияющими кристаллами); ослепляющее действие любви лучше заметно со стороны, но как правило бесполезно сообщать влюбленным свои “поправки" их чувств - биология и психология скорее всего победят логику и экономику;

нормальный мужчина, хотя и предпочитает практически заниматься любовью с более зрелыми партнёршами, у которых явно выражены половые признаки, однако влюбляется чаще всего в юных дев (ситуация, подмеченная, в частности, эстрадной песенкой в исполнении Алёны Апиной - “Соперница”: “... На таких, как я, обычно женятся, а таким, как ты, стихи и песни посвящают”); как видно, инстинктивная программа мужчины настроена на внешние признаки полового созревания, а они у женщины (в отличие от остальных приматов) ярко выражены только в юности; с этим же связана стремление взрослых и пожилых женщин любыми путями замаскировать себя под очень-очень молодых (средства макияжа заметны археологам едва ли не с каменного века); отсюда же облик топ-моделей, кумиров массовой культуры, так называемых секс-символов, который колеблется вслед за модой, но в целом тяготеет к достаточно юным и стройным дамам (тенденция, заостренная в набоковской “Лолите”); поэтому же умная и уверенная в себе и своей внешности женщина редко ревнует своего избранника всерьёз, вынуждена прощать ему символические увлечения; у поэтов, художников, артистов обычно музы много моложе жены; отсюда же, в принципе, мудрый обычай, чтобы жених был старше невесты на несколько, 5-10 лет, ведь климакс у женщин наступает гораздо раньше, чем у мужчин; абсолютное большинство разводов в зрелом возрасте связано прежде всего с более ранним прекращением половой активности женщины; здесь о биологию разбиваются сколь угодно возвышенные соображения этики (обязанность содержать мать своих детей) и педагогики (дети) - мужчина, чтобы спасти уверенность в себе и смысл личной жизни, чаще всего меняет постаревшую партнершу на гораздо более молодую или по крайней мере более темпераментную;

каждого пола - своя эволюционная цель; у мужского с его изобилием гамет (половых клеток) - оставить больше потомков, не особенно заботясь о качестве наследственности; у женского - сберечь свои гаметы, обеспечить онтогенез каждой из них в случае оплодотворения; между прочим, именно по этой причине аборт никогда не проходит без вреда для психики женщины, ломая ее инстинктивный биологический стереотип социальными и моральными запретами; а при разводе детей оставляют чаще всего женщине;

равенство полов, с точки зрения этологии, должно ограничиваться юридическими и экономическими правами; доминирование мужчин на большей части жизненного пространства, исключая сферу выхаживания потомства, - общая черта всех приматов; власть отца в патриархальной семье - модель, восходящая к периоду антропогенеза и дальше, в дикую природу; матриархат - выдумка кабинетных ученых XIX в.; когда в истории человечества женщины освобождались от власти мужчин, это всегда приводило к развалу семьи, дисгармонии в отношениях полов и поколений;

по генетическим программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола - во многом образец будущего брачного партнера; проще говоря, в своей невесте и жене мужчина бессознательно склонен предпочитать физические и психические качества матери; и наоборот, невеста в женихе не прочь узреть некую копию своего отца;

у человеческих детёнышей самое длинное в природе детство; по предположению этологов именно это обстоятельство обусловило объединение пралюдей в такие коллективы, где заботу о потомстве могли осуществлять не только сами родители, но и другие родственники; такое биологическое явление, как импритинг - запечатление первых образов мира у новорожденных птенцов, щенков и т.п. зверёнышей, у наших младенцев растягивается на несколько лет; именно поэтому полноценная психика у младенца формируется только при условии постоянного контакта с матерью, тактильного и речевого - мать должна часто и долго говорить с новорожденным, который сначала мало что в её речи понимает, но учится говорить гораздо скорее и лучше приютских детей и сирот, которые чаще отстают в умственном развитии; далее, наиболее влиятельными воспитателями детей выступают старики, особенно родные им по крови (так молодые павианы особенно охотно учатся у пожилых самцов с седой гривой; когда в эксперименте таких самцов остригли - внешне омолодили, павианыши перестали усваивать образцы поведения).

Можно ещё долго перечислять унаследованные в той или иной степени из животного мира черты человеческого поведения. Однако при этом важно не потерять из виду и другую сторону медали - тех факторов человеческого поведения, которые целиком относятся к нашей общественной жизни, сформированы не природой, а историей и культурой человечества, прежде всего народа, к которому мы принадлежим по рождению и воспитанию. Разум и открытые им возможности для творчества, интересы коллективов, общества, куда входит любая личность - вот откуда исходят серьезные поправки и дополнения к человеческой биологии и этологии. Эти сугубо человеческие качества в совокупности называются моралью или же нравственностью. Моральные рекомендации и запреты регулируют поведение любого нормального человека не менее влиятельно, чем зов природы - инстинкт. Нет человека вне морали. Тот или иной индивид может бросать вызов общепринятой морали, но он обязательно возопит о каких-то принципах, если судьба прижмёт его самого.

Даже в мире животных можно различить прототипы человеческой морали:

не убивай своего (по виду, группе-стае); отсюда идет групповая солидарность людей; тот круг лиц, на который в первую очередь распространяется тот или иной кодекс поведения; чем шире моральный кодекс, тем слабее его действие, тем больше исключений из него позволяют себе люди; наибольшей сплоченностью обладают самые естественные микрогруппы, начиная с семьи;

чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, не применяй смертельных приемов борьбы к своим (волки убивают жертву на охоте, разрывая клыками горло или брюхо оленя или даже лося, но в драках друг с другом за лидерство в стае, никакой волк ни в какой ситуации не применит таких убийственных приемов; он бьет соперника клыками по губам, разбивая их в кровь, кусает за шерсть на шее - больно, но не смертельно; точно также ведут себя в ходе внутривидовых схваток все другие породы животных-хищников и копытных; например, у самых драчливых котов гораздо чаще порваны уши, нежели выцарапаны глаза; “у сильного животного - сильная мораль”, - делает вывод К. Лоренц; иначе хищники давно бы уничтожили друг друга в схватках за лидерство);

не бей того, кто принял позу подчинения: проигравший схватку волк, лев или олень применяет безошибочный выход из борьбы - прыжком отскакивает от противника и подставляет ему самое уязвимое место - бок, шею; такого убийственного удара победитель не в состоянии нанести и бой прекращается; наверное, что-то похожее имел в виду Иисус Христос, советуя подставить левую щеку тому, кто ударит тебя по правой; он, конечно, понимал, что иногда полезно и сдачи дать; но если такого выхода нет, лучше всем своим видом продемонстрировать покорность, чтобы разоружить опасного противника; зрители симпатизируют герою, который предлагает противнику подобрать выбитое в схватке оружие и только тогда добивает его, получает моральное право добить; поэтому дуэль никогда не считалась убийством и эффективно регулировала честь благородных сословий; правило “лежачего не бьют” в ритуальных драках подростков и т.п.;

победа должна быть за тем, кто прав: животное, защищающее свою территорию, самку, детёнышей от агрессора, побеждает чаще, даже если противник сильнее его; но агрессивность у нападающего в такой ситуации ослаблена запретом посягать на чужое; сюда, очевидно, восходят моральные и юридические запреты на чужую частную собственность (цепная собака наиболее опасна на своем дворе, будучи спущена с цепи и выбежав за ворота, она резко снижает агрессивность; только специальная тренировка на силовое задержание нарушителя развивает у нее инстинкт агрессии до уровня подчинения соответствующей команде хозяина, а специальная селекция бойцовых пород вроде ротвейлера, бультерьера или питбуля делает из собаки потенциального убийцу.

Первые кодексы нравственного поведения в истории культуры были сформулированы основателями мировых и национальных религий - Конфуцием, Буддой, Моисеем, Христом, Мухаммедом. Такие общечеловеческие нормы морали звучат очень похоже на языках разных цивилизаций: не убий, не укради, чти родителей, трудись, не лги, не завидуй, не изменяй клятве, не обманывай близких тебе людей, не начинай войны (но защищай своих), не сотвори себе кумира, не поклоняйся чужим богам, и т.п. Как видно, большинство этих простых норм морали опирается на основы целесообразного поведения животных внутри своего вида или же “достраивает” поведение людей до социального, культурного уровня.

Тот факт, что люди то и дело нарушают все на свете заповеди морали, только подчёркивает их закономерность и эффективность. Ведь осознается сам факт нарушения! Вот этого нет у животных: чувства греховности, мягче говоря - неудобности, неприличности того или иного поступка. Животные, так сказать, всегда правы, что бы они ни делали. То, в чем они не правы по отношению к инстинкту или рефлексу, они и не делают никогда. Человек же разумный наделен свободой выбора и на путях этой свободы компасом ему служит мораль. Вообще говоря, на опасных тропах можно заблудиться и пропасть и с компасом, и с картой местности. Но с ними все же больше шансов выбраться в безопасное место. Такое сравнение помогает понять творческий характер морали. Люди обречены на периодический нравственный выбор, который часто весьма драматичен.

Мораль - это процесс творчества поступка. Все основные понятия этики как науки о морали - долг и честь, совесть и авторитет, любовь и дружба, счастье - предполагают борьбу души с обстоятельствами жизни; мучения разума, решающего уравнения жизни со многими неизвестными; риск поступка, последствия которого чаще всего не полностью предсказуемы. Эталоны общественной морали (семейной, групповой, профессиональной, общечеловеческой) облегчают творчество жизни, наподобие знаков дорожного движения, которые ориентируют пешеходов и водителей. Но и при наличии таких знаков то и дело происходят аварии. Так и в нравственном поведении людей: никто не застрахован от ошибок и даже преступлений. Даже воздержание от поступка представляет нередко собой самый страшный грех: равнодушия к людям, эгоизма. Выполняя заповеди морали, человек получает в награду душевный покой, мир с самим собой, ощущение самоуважения. Тогда как нарушение морали очень часто сулит ему же какую-то материальную выгоду - получить больше денег, повышение по службе, почёт в обществе и т.п. Душевная борьба между нравственным долгом и желаниями лучшего будет происходить в душах людей вечно.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.