Рефераты. Понятие хаоса

Понятие хаоса

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ










РЕФЕРАТ

на тему:

ХАОС




Выполнил студент

группы 11-У: Акинин А.

Проверил: Мосин Ю.В.







ОРЁЛ 2009 г.


Содержание


Введение

Понятие "хаос"

Хаос и мифы

Примеры хаоса

Социологизация понятий порядка и хаоса

Причины хаоса

Заключение

Список использованных источников


Введение


Понятие хаоса играло немаловажную роль на протяжении всей истории развития человеческой мысли.

С хаосом связывались представления о гибельном беспорядке, о неразличимой пучине, зияющей бездне. Собственно, такое представление является наиболее распространенным и в обыденной жизни.

Тем не менее, идея первичного хаоса, из которого потом все родилось, также достаточно распространена в древних мифах, в восточной философии, в учениях древних греков.

И в ведийских "Ригведах", и в учении Платона мы встречаемся с мыслью о превращении изначального Хаоса в Космос, о возникновении из него "жизнедеятельного".


Понятие "хаос"


Хаос в переводе с греческого означает бесформенное состояние мира, бесконечное пространство, неупорядоченную первопотенцию мира.

Хаос - понятие, происходящее от греческого "зев", "зияние", разверстое пространство.

Как первичное бесформенное состояние материи и первопотенция мира, хаос, разверзаясь, извергает из себя ряды животворно оформленных элементов.

В досократовской философии хаос - это начало всякого бытия. Ферекид отождествлял хаос с водой как первопотенцией. Это начало и конец бытия, принцип универсального порождения и всевмещающего поглощения. В трактовке хаоса присутствует интуиция воды.

Фалес считал, что мир возник из воды (принятием такого взгляда можно объяснить значение воды в жизни). Ферекид воду также называет хаосом, заимствовав это у Гесиода, который считал, что прежде всего возник хаос.

Можно предположить, что отождествление хаоса с водяной стихией - это результат соединения с первообразом Океана, который является прародителем всего у Гомера.

Впечатляет первое историческое описание хаоса - сказание о Всемирном потопе.

Воды хлынули из-под земли, вздувшись до горных вершин. Разрушительный ливень, буря, смерч, гроза, т.е. великая катастрофа, уничтожившая почти весь человеческий род. История эта очень широко распространена по всему миру.

Хаос Гесиода - это некое вместилище мира, мировое пространство, которое ассоциируется с образом зияющей темной "бездны", "зияющим разрывом".

Древнегреческое слово хаос происходит от глагола "хайно", что означает "раскрываюсь", "разверзаюсь". Хаос Гесиода - это безначальное, всеобнимающее и порождающее начало. Его поддерживал и Аристотель.

У Еврипида хаос - это пространство между небом и землей. Впоследствии хаос начинает пониматься как первозданное беспорядочное состояние элементов, но с присоединением творчески оформляющего начала.

У неоплатоников хаос выступает в качестве начала, производящего разъединение и становление в умопостигаемом мире.

Хаос наделен формообразующей силой не только в интуициях античного мира. Не только Левкипп и Демокрит впускают в свою космогоническую теорию всеобщее рассеяние вещества, вихри и беспорядочное движение атомов.

Лукреций говорил о разрушении законов рока, об отклонении от первоначал. Платон, описывая рождение Вселенной, даже предполагает вид беспорядочной причины вместе со всеми способами действия.

Хаос как беспорядочное буйство стихий все раскрывает, разверстывает, всему дает возможность выйти наружу.

В этом качестве он выступает как основа мировой жизни, как нечто живое, животворное. К такому пониманию в большей мере тяготела языческая Эллада, чем Рим.

В трагедиях Сенеки многократно встречается взывание страдающих и гибнущих к всепоглощающему хаосу. Героев трагедий римлянина Сенеки хаос страшит. Он мрачен, слеп и алчен и всякий раз готов поглотить в разверстой бездне отчаявшихся и обезумевших.

В Греции же хаос - жизнерадостный, жизнью упоенный, славящий вакханалии, олицетворен культом Диониса (в греческой мифологии бога виноградарства и виноделия).

Но бог животворящих восторгов никогда не был богом обилия и покоя в достигнутой цели. Он - бог бесчисленных возможностей, бесконечно разверзающихся в несказанной полноте и силе и через миг исчезающих для новой смены - такова блистательная характеристика Дионисова культа.

Итак, хаос совмещает в себе принципы универсального порождения и универсального поглощения, является излюбленным образом античной философии на протяжении всей ее истории.

Хаос - это не только буйство слепых стихий, сумбур необузданных страстей и желаний, искушение абсурдным действием.

Это еще рождение новых возможностей, их спонтанное появление в бурлящем, клокочущем вихре перемен. Слепой и алчный хаос делает непостижимым тайну хаоса творческого.

Хаос и мифы


Этот вопрос уже частично затронут в предыдущем изложении.

Мифология - это совокупность мифов, рассказов, предания, повествования о жизни богов, героев, демонов, духов.

Одна из существенных особенностей мифотворчества заключена в стремлении компенсировать фундаментальную потребность всего живого способствовать понижению меры хаоса.

Заполняя пустоты неведомого ("природа не терпит пустоты"), расширяя могущество человека до масштабов всеведения, миф всегда был направлен на упорядочивание чувственной сферы.

Но жизнь социального организма не строится по законам мифов. Поиски принципов гармонизации мира как целого выступали ведущей чертой философских систем, начиная от Сократа и кончая Хакеном, творцом синергетики - теории самоорганизации.

Зло и мрак, хаос и бездна не вписываются во всеобщую гармонию и мыслились изначально как чуждые.

Неузнаваемо искажая зеркальное отражение божественной красоты, они пугали существо, устремленное к всеобщей благодати, и поэтому объявлялись запредельными и вытеснялись на "тот свет". И тем не менее искусство и литература увековечили тему "пляски смерти", а демонология и демономания приобрели широкое распространение.


Примеры хаоса


Хаос - широко распространенное нелинейное явление, которое встречается во всех дисциплинах. Это реальное устойчивое явление.

Наверняка, многие исследователи обращали свой взор на хаос, приняв его за шум. Однако хаос возникает не только в искусственных системах, но и в любых системах, в том числе и в живых, где встречается нелинейность.

Проявление хаоса разнообразно. Это турбулентные клубы сигаретного дыма; водный след за судном на подводных крыльях; вихреобразное образование по ходу плывущего судна; внезапная потеря управления космическим кораблем; неожиданная выдача ЭВМ огромного потока случайных данных; разрушительное действие компьютерного вируса; возникновение фибрилляции сердца у сердечного больного; случайное перемещение магнитных полюсов Земли за последнее тысячелетие.

Хаос - это события, способные приводить к катастрофам. Потеря устойчивости рождает турбулентность. Не случайно в восточной философии распространен графический образ хаоса в виде завихрений.

Вихреобразные рисунки и аналогичная символика на японских кимоно - наиболее узнаваемые признаки восточной символики, интуитивно навевающие образ хаоса. Возникающий мир дает начало всем вещам и миру в природе.

Сообщения о тех или иных проявлениях хаоса встречаются почти во всех научных дисциплинах: астрономии, физике, биологии, биофизике, химии, машиноведении, геологии, медицине, математике, теории плазмы, общественных науках и т.д.

В теории хаоса хаос представляет собой довольно необычную форму поведения какой-либо системы в уравновешенном состоянии.

Характер системы оказывается настолько чувствительным к начальным условиям, что долговременное прогнозирование поведения становится невозможным.


Социологизация понятий порядка и хаоса


Современная ситуация в мире характеризуется резко обострившимися процессами хаотизации, поглотившими столь желанную упорядоченность.

На хаос бытовой, проявляющийся в проявлении множества воль, интересов, создающий сумятицу в экономике, накладывается хаос потревоженного естества, заявивший о себе все разрастающимся конфликтом мира естественного и мира искусственного.

Если XVIII в. можно назвать сатиричным, XIX в. - патетичным, то XX в. можно назвать катастрофичным.

Это хаос крупноисторического масштаба: первая мировая война, революция, вторая мировая и Отечественная войны, крушение политических режимов стран Восточной Европы, афганская и чеченская войны...

Социологизация понятий порядка и хаоса имели своим следствием принципиально отрицательные отношения к хаосогенным структурам и полное принятие упорядоченных. С новой силой прозвучал древнекитайский вывод из книги "Дао-дэ цзин": "Непочитание мудрости, назначение на должность неспособных - в результате хаос в стране".

Распространился призыв к тому, чтобы сильная рука приостановила сползание к хаосу.

Хаос же отождествлялся с беспорядком и отражал такое состояние общественной системы, когда функционирование ее рассогласованных элементов было сопряжено с появлением предсказуемых последствий и вело к деградации и распаду.

Между тем такая понятная и даже оправданная в размеренном человеческом бытии позиция при своей абсолютности искажала картину мира. Она вступала в конфликт с естествознанием, представляющим процесс развития как взаимосвязь структурирования и хаотизации.

Она была несовместима с видением мира, учитывающим не только особенности структурогенеза, но и разупорядочивания.

Кроме того, социологизация категорий порядка и хаоса, выявляющая исключительно предпочтение порядку и негативное отношение к хаосу, шла вразрез с глубоко философской традицией.

Причины хаоса


Можно выделить ряд причин и обстоятельств, в результате которых происходит потеря устойчивости и переход к хаосу. К их числу относятся:

1. Шумы, внешние помехи, возмущающие факторы (хаос и шум часто отождествляют).

2. Наличие большого числа степеней свободы, которыми обладает система в процессе своего функционирования. Она может в этом случае реализовать совершенно случайные последовательности.

3. Достаточно сложная организация системы (например, хаос тропического леса).

4. "Эффект бабочки", суть которого сводится к тому, что нелинейные системы чрезвычайно чувствительны к начальным условиям и обладают свойством быстро разводить первоначально близкие траектории (мушка, летающая перед носом короля, принимающего важные решения, может вызвать изменения в целом государстве).

Такое выражение, как "попасть под горячую руку", или приведенная ниже шуточная английская песенка могут явиться примером этой причины хаоса:

Не было гвоздя - подкова пропала. Не было подковы - лошадь захромала. Лошадь захромала - командир убит, конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, Оттого, что в кузнице не было гвоздя.


Заключение


Современный уровень развития проблематики порядка и хаоса формулирует три существенных дополнения к традиционным взглядам:

1. Представление о хаосе как источнике гибели и деструкции (разрушения) заменяется более емким пониманием хаоса как основания для установления упорядоченности, причины спонтанного структурирования.

2. Определение хаоса как состояния, производного от первичной неустойчивости материальных взаимодействий, подразумевается универсальной характеристикой, охватывающей живую, косную (неживую) и социально-организованную материю.

3. Хаос - это не только бесформенная масса, а сверхсложноорганизованная последовательность, логика которой представляет большой интерес.


Список использованных источников


1.                 Самыгин С.И. Концепции современного естествознания [Текст] / С.И. Самыгин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 448 с. - ISBN 5-222-03034-2.

2.                 Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций [Текст] / С.Г. Хорошавина. - Изд.4-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 480 с. - ISBN 5-222-07788-8.




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.