Рефераты. Понятие души в современной философии и психологии

По представлению индусов душа может вылететь из человека даже когда он зевает. Чтобы не допустить этого, видящий зевающего должен немедленно щелкнуть пальцами. Звук щелчка остановит душу и ей не захочется покидать своего хозяина. Нечто подобное существует и у русских: когда человек чихает, окружающие желают ему здравствовать. Связано это с древним представлением о том, что во время чихания душа может вылететь и человек заболеет. Чтобы этого не произошло, присутствующие желают ему здоровья, а значит, сохраняют ему его душу. [1]

 

2. Научное понятие души


Мир чувств, эмоций, настроений, переживаний называют душой. Чувства, эмоции, настроения – это элементы души, то, из чего состоит душа. Подчёркивая их принадлежность душе, чувства и эмоции называют состояниями души, позывами души, порывами души. Переживания называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души. Чувства ещё называют “струнами души”. “Задевать струны души”, “играть на струнах души” – значит пробуждать в душе человека те или иные чувства, вызывать те или иные настроения и переживания. Чувства – это язык души. Поэтому всех существ, способных переживать чувства, называют одушевлёнными существами (одушевлёнными тварями), т. е. существами (тварями), обладающими душой. Разум - это отличающее человека от животных. Но в человеке есть и “животное начало” – свойство, объединяющее человека с животными. Благодаря своему “животному началу” человек может приручать животных, жить вместе с ними и общаться на их языке. Между собой животные общаются посредством чувств и эмоций. Они почти не понимают слов человеческого языка, зато превосходно понимают тон голоса, чувства, эмоции и настроения человека. Животные понимают, когда с ними говорят ласково, а когда злобно. Люди тоже понимают эмоции и настроения животных: одно дело, когда собака радостно виляет хвостом, другое – когда она жалобно скулит, и третье – когда она рычит в злобе. Чувства – это язык животных. Однако люди, благодаря своему “животному началу”, тоже могут общаться на языке чувств. Чувства известны каждому человеку от рождения. Любой неразумный младенец от рождения владеет языком чувств, на котором общается со своей матерью и другими людьми. Грудные дети, ещё не зная ни слова, уже способны пугаться и радоваться, сердиться и удивляться. Язык чувств, в отличие от языка слов, не нуждается в переводе. Язык чувств – это общий язык для всех рас и народов, мужчин и женщин, людей и животных. Между собой, люди общаются не только на языке слов, но и на языке чувств. Эмоциями обычно сопровождают и подкрепляют слова речи. А иногда наоборот: словами пытаются выразить свои эмоции и чувства. В русском языке есть слова и речевые обороты, специально предназначенные для выражения эмоций – это мат. В матерные слова и выражения обычно не вкладывают смысл – только эмоции. В одни и те же матерные выражения можно вложить разные чувства: злобу, омерзение, насмешку, недоумение, восхищение, тревогу и т. д. Эмоции выражают тоном голоса, мимикой, жестами, позами. Во многих мультфильмах персонажи почти не произносят слов – больше восклицания, интонации, позы, мимика и жесты, которыми выражают чувства и эмоции. Есть вид искусства – пантомима, в которой настроения и переживания выражают исключительно позами, жестами и мимикой, а слов не используют вовсе. Душа – это то, что объединяет человека с животными. А разум – это то, что отличает человека от животных. Внутренний мир человека состоит из души и разума. Разум человека (менталитет) – это мир образов, понятий, представлений, идей, смыслов, а душа (психика) – это мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Понятия и представления живут в сознании, в разуме человека, а чувства и эмоции – в его душе. Человек – существо разумное и одушевлённое, а животные – существа одушевлённые, но неразумные (точнее – малоразумные). Человек рождается неразумным. Младенец – он одушевлённый, но ещё неразумный. Человек становится разумным по мере развития своей понятийной системы. Душа и разум – вместе составляют “приводной механизм” поступков: Человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств.[2]


3. Понятие души в современной психологии


Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику. “Современная психология” — это неправильное название, потому что слово “психология” происходит от слова “психе”. “Психе” значит “душа”. Точное значение слова “психология” - наука о душе. Но это весьма потустороннее слово. Психология отрицает существование души и тем не менее продолжает называть себя “наукой о душе”. Она признает только физическое тело и его побочный продукт — ум. Когда умирает физическое тело, ум тоже умирает; нет никакого возрождения, нет никакой реинкарнации. Жизнь — это не вечный принцип, а просто побочный продукт соединения определенных материальных веществ.

Со многими положениями концепции идеал-реализма Лосского был согласен профессор Московского университета Семен Людвигович Франк (1877-1950). Его наиболее значительной психологической работой явилось сочинение "Душа человека" (1917). Главная идея этого произведения - в стремлении вернуть в психологию понятие души взамен понятия душевных явлений, которые, с точки зрения Франка, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии является и должна являться философия, а не естествознание, ибо психология изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает "общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия". Доказывая необходимость и возможность исследовать душу. Франк ссылается на интуитивизм Лосского: при помощи озарения, интуиции мы можем мгновенно познать состояние своей души, ее глубину и целостность в единстве связи с прошлым и будущим.

Франк в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях, подчеркивал он, душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание. Именно по этим случаям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояния рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ. Франк пишет о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые в жизни и отдельной личности, и народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агрессии, бунту и анархии.

Таким образом, с точки зрения Франка, главным содержанием души является слепая, хаотическая, иррациональная душевная жизнь. При этом - опять-таки в унисон с психоанализом - он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Именно бессознательное является, по Франку, главным предметом психологических исследований, так как главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность, слитность, т.е. непротяженность и вневременность. В душе происходит объединение многообразных разнородных и противоборствующих сил, формирующихся и объединяющихся под действием чувственно-эмоциональных и сверхчувственно-волевых стремлений, которые и образуют таким образом как бы два плана, или два уровня, души. Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, является низшим уровнем души, который связывается с телом. Предметные знания, самосознание являются как бы промежуточным слоем, отделяющим бессознательную душевную жизнь от жизни духовной, которая и является центром души. Духовная жизнь не зависит от тела и его ограничений, так как несет на себе отпечаток Бога. Таким образом, душа является промежуточным началом между временным потоком эмпирического телесно-предметного мира и актуальной сверхвременностью духовного бытия, другими словами - как бы промежуточной инстанцией между землей и небом. Поэтому истина всегда есть понятие абсолютное, религиозно-трансцендентальное, так как она отражает связь личного духа с мировым целым, или слияние души человека с душой мира.

Психология, разрабатывавшаяся Франком и Лосским, предлагала свое понимание отечественной науки, подразумевая, что русская душа и русская наука самым тесным образом связаны именно с христианскими ценностями, а потому отечественная философия и психология и должны развиваться как интуитивные и христианские. Догматический характер эта философия имела преимущественно у светских философов, в то время как христианские философы-богословы Алексей Введенский и позже Павел Флоренский старались примирить светскую и христианскую идеологию, соединить христианство с реальной жизнью, ввести его в мир. Пытаясь объяснить этот факт, Алексей Введенский писал: светским ученым кажется, что для развития религии недостаточно веры - надо обратить ее в знание. Но люди истинно верующие не пытаются сделать это, так как уверены в силе самой веры, в то время как светские философы, в глубине души не уверенные в силе веры, хотят подкрепить ее знанием.

Против слияния веры и знания, лишающих психологию ее объективного, экспериментального основания, выступали и профессора Петербургского университета Владиславлев и Введенский.[3]

В 1863 году после долгого перерыва было возобновлено преподавание философии в Российских университетах, при этом в курс философии вошли психология и логика, которые хотя и не были до того запрещены, но находились в забвении. Конечно, длительный перерыв не мог не сказаться на уровне преподавания этих наук, поэтому прежде чем оказать заметное влияние на русское общество гуманитарные науки, психология в их числе, должны были организоваться и упрочиться. Достаточно долго, пока новые университетские школы приобретали влияние, научные идеи возникали и распространялись в обществе как бы сами собой. Поэтому психология длительное время развивалась вне академического русла и вне академических идеалов, формируясь преимущественно в общественных кружках и в публицистике. Это привело к формированию одного из важнейших отличий русской психологии: ее развитие направляется не кафедрой, как на Западе, а литературой.

Однако эта ситуация изменяется к концу XIX века, когда во всех крупных университетах России появляются кафедры психологии (приписанные, как правило, к филологическому и историческому отделениям). На этих кафедрах и формируется новая отечественная психология, здесь появляются ученые, составившие цвет российской психологической науки и определившие почти на тридцать лет путь ее развития. В Московском университете профессором философии с 1863 года по 1874 год был П.Д.Юркевич, о выступлении которого против антропологического принципа Чернышевского и, тем самым, против естественнонаучного объяснения психики уже было сказано. Это выступление, скорее всего, и побудило московское университетское начальство пригласить Юркевича из Киевской духовной академии. Отстаивая версию о вечности и неизменности идей (в духе платонизма), Юркевич соединял с этим учение о том, что постижение истины не является чисто познавательным актом, а сопряжено с религиозными убеждениями человека, с его верой и любовью к Богу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.