Рефераты. Педагогика и методика начального образования. Шпаргалки по социологии

Педагогика и методика начального образования. Шпаргалки по социологии

Педагогика и методика начального образования. Шпаргалки по социологии

1. Позитивизм О. Конта.

Соц-ию как позитив. науку Конт противопоставлял теологич и метафизич. спекуляциям об об-ве. С одной стор. он критиковал теологов, кот. рассматр чел как отличного от животного, считали его создан. Бога. С др. филос-метафизиков, он упрек. в том, что они поним. об-во как создание челов. разума. Соц-я по Конту наука кот. изуч. как совершенствуется разум челов. и его психика под влиян. обществ. жизни. Согласно этой концепц. индивид явл. абстракцией, а об-во – действит-ю, подчиняющ-ся естествен. законам

Основыв на естственном хар-ре общетсв. явлен. Конт выступал против переоценки роли велик людей, указ на соотв полит режима уровню развития цивилизац. Область соц. исслед очерчивалась Контом очень широко и неопределенно, она включ те исслед. Которые выходят за пределы компетенции названных в его классификации наук.

Будучи позитивистом, соц-ию Конт обосновывал по аналогии с точными науками, науками о природе. По его мнению, следует отказаться от положений котор нельзя ни проверить ни опровергнуть, след соц-я должна изуч. Объективные законы, управляющие явлениями действительности. Для Конта позитивизм был 3высшей стадией развития сознан. чел-ва приходящ на смену теолог и метафиз, след основным методом новой науки – наблюдение и эксперимент.

Соц теория Конта включ 2самостоят части:соц. статику, соц. динамику. Соц. стат должна изуч соотношение элем-ов и факторов в системе – чел об-во высший вид системы Динам - осмыслен проблем соц. развит и изменения.

Задача нуки открытие законов развития об-ва как постоянно повторяющ связей му явлениями. Помимо описат и объясняющ функции, соц-я должна вып функ-ию обоснов рацион, правильного государств и обществ порядка. След можно избежать произвола правителей.

2. Социология Э. Дюркгейма

Влияние на взгляды Д. ( Конт (взгляд на соц-ию), Спенсер (натуралистические, методологические установки), Монтескье (общественные законы), этнические идеи Канта, этика Вундта, Маркс (идеи биоорганической шкалы) , Рунувье (рационализм)

Социологизм

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как “социологизм”. Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить 2 аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальна”, как и другие виды реальности, а потому она подчинена действию определенных законов.

2. Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

3. Онтологическая сторона “социологизма” не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе – социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Предмет соц-ии:

Предмет соц-ии – соц факты, кот-ые характеризуются 2 признаками: 1) они сущ вне индивида и оказывают на него принудительное влияние, 2) соц-ия – наука об институтах, их возникновении и функционировании. Требования к соц фактам, кот-ые позволили сущ-ть соц-ии как науки: 1) расмотрение соц факты как вещи т.е. а) соц факты – внешние для индиыидов, б) соц факты могут быть объектами т.к они материальны, безличны, 2) признание предмета т.е признание, что источ соц фактов находится в общ-ве, а не в мышлении и в поведениии индивидов, 3) соц-ия не должна подчиняться никакой идеологии, пристрвстиям, кот-ми обладают индивиды

Структура соц-ии

3 основные отрасли: 1) соц-ая морфология (занимается изучением того, как устроено общ-во, какие мат ф-мы структуры, 2) соц физиология (различные сферы жизнедеят общ-ва и раздел на ряд частных соц теорий: а) соц. религии, соц-ию морали, соц права и т.д)3) общая социология (синтезирует достижения и выводы 2 первых разделов и устанавливает наиболее общие соц. законы.

Проблема общественной солидарности:

2 формы: 1) механическая (основана на сходствах, преобладает в менее развитых типах общ-ва, относительно слабые соц связи, относительно низкая материальная и моральная плотность, преобладание угооловного права, власть группы абсолютна, большая степень религиозности, господство над интересами ч-ка, общ-во – высшая ценность, интересы общ-ва – целое) и органическая (основана на углубленном раздел труда, преолад в более развитых общ=ах, слияние рынков и рост городов, относит сильные соц связи, преоблад кооперативного права (гражд, конституц), простор для индивидуальной инициативы, ориентированность на ч-ка, индивид – высшая ценность)

Солидарность рассматривается как высшая моральная ценность. Считал, что характер иглубина раздел труда отражает общий уровень развития общ-ва.

Исследование самоубийства

Типы самоубийства: 1) эгоистическое ( чем сильнее прояв частные суждения, тем слабее сплоченность и жизненность т.о. крайний индивидуализм благопрятствует самоубйству), 2) Альтруистическое (общественность поглащает индивидуальность, сильное групповое давления, самоубийство воимя групповых интересов), 3) Анамическое (Аномия – такое сост общ-ва, в котором чать членов, зная о сущ-ии обязывающих их норм, относятся к ним равнодушно или негативно (самоуб проявляется вследствие переходных периодов, реформ и эк кризисов)

3. Социология М. Вебера.

М. Вебер (1864-1920)

Методология соц. познания: В основе этой мет-ии лежит представление о противоположности законов природы и общества. Признание сущ-ия 2-х типов научного знания: 1) наук о природе (естествознания), 2) наук о культуре (гуманитарные знания). Соц-ия – пограничная наука=> должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук самое лучшее. У ест-ия – приверженность к точным фактам, у гум-ых – метод понимания и отнесения к ценностям. Вебер отвергал в качестве предмета соц. знания такие понятия как общ-во, народ, человечество. Предмет исследования – индивид. В. Формир методологические принципы, на кот-ых опираетсясоц. Знания: 1)устранение из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Соц наука обязана исходить из признания принципиального различия м/у соц. теорий и действительностью.2) соц-ия не должна претендовать на что-то большее, чем выяснения причин тех или иных совершившихся событий., 3) соц-ие теории и понятия не являютсярезультатом интеллектуального произвола. 4) измен ценностных предпочтений соц-га определяется «интересом эпохи» т.е социально-истор обстоят-ми, в кот-ом он действует.

Проблемы идеального типа.: Ид тип – картина однородного мышления, сущ-ая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных соц фактов. Ид.тип – предельное понятие, исп в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними соц-ой истор реальности. По В гл. цель соц-ии – сделать max понятным то, что не бывало таковым в реальности, выявить смысл пережитого. Ид тип позволяет сделать истор и соц материал более осмысленным. Ид. Тип позволяет 1) сконструировать явление или соц действие, как если бы они имели место в ид. условиях.. 2) возможность сравнивать насколько явление (действие) по-своим количественно-качественным параметрам подходит под ид. тип.

Теория и типы соц. действия Соц. действие – такое действие, кот-ое соотносится с действием других людей и ориентируется на него (т.е. действие о кот-ом человек не задумывается, соц. действием не является)Ориентируясь на поведение людей, В. Выделил типы действия:1) целерациональное (в основе него лежит ожидание определенного поведения предметов внеш. мира и др людей и исп. Этого ожидания в кач-ве условий или средств для достижениясвоей поставленной цели) 2) ценностно- рациональное (освовано на вере в безусловную, эстетическую, религиозную или др ценность определенного поведения, независимо от того, к чему оно приведет) 3)аффективное (прежде всего эмоциональным, т.е обуслов аффектами или эмоц сост индивида) (игр. Виды спорта – непроизв эмоц реакции игроков) 4) традиционое ( обуслов на длит привычке ) (повседневные акты)

3 типа понимания соц действий:

1) ч/з прямое наблюдение (наблюд действ людей)

2) объяснительное ((выяс. Мотивов соц действий)

3) причинное (выяснение того, что инициировало сами мотивы, кот. Привели к соц, действию)

4. Социология К. Маркс.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса.

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей. Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определенности — бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация. Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

5. Структурный функционализм Т. Парсонса.

Один из крупнейших соц-ов 20 в, стоявш у истоков стр-функ-ма. Парсонс (П) поставил перед собой задачу согласов тоер действия и понят соц системы. След П рассматр соц. действие как детерминированное соц. сист. Соц действие – отношения м/у челов и окр средой. Она вкл не только природн эл-ты, но и соц-ые напр. др людей, котор явл наиболее важн эл-ми среды. След. теор соц-действия – теор взаимодействия, в рамках котор челов приход-ся учиты не только свои действ, желан, но и чужие. Средва в котор функционир действие имеет 2 границы верхнюю - предельная реальность, значения отражающ отношен индивида и об-ва к соц. отнош и их формам, смерти и рождения, добру и злу; нижнюю – физич,органич, физиологич явлен и процессы, характеризующ природу чел. Нижн граница явл ресурсом для верх гр, а м/у границами – отношения кибернетического контроля. Действ и взаимод по П. Носят системн хар-р. Соц система совокупность 2 соц-ых деятелей, котор связ м/у собой стабильн отнош и осущ свои действия в пределах огранич среды. Соц сист имеет потребн не связ с потреб индивидов: 1. Потребн в адаптации, соотнесении со средой, и использ ее ресурсов, 2. Достиж целей стоящ перед системой, 3. Интеграция поддерж внутр порядка и стабильн-ти 4. Выработка латентного образца, обеспечив мотивировку для выполнения задач. Различ 3 уровня абстракции в анализе соц действия: соц. система, к-ра и личность. К-ра, котор задает предельно общую ориентацию действия и представл собой взаимосвяз систему общих ценностей. Личность есть система мотивив идей эмоций, интернализируемых кажд индивидом. Соц сист и личность 2 самост и взаимосвяз центра, вокруг котор строится социологич описание. По мнен П. лИчность больше зависит от соц. сист, чем соц. сист от личн. Связь прояв в существ типовых переменных котор индивид должен разрешать: 1.универсализм (выбор м/у оценкой др. чел с т. зр подходящ только к нему критер.) 2. Поступки и кач-ва ( выбор м/у оценкой индивида с позиц поступков, котор он соверш и оценкой с позиц его личн кач-в) 3. Аффективность или аффективная нейтральность (выбор м/у взаимод основой котор явл эмоцион отнош м/у индивид и взаимод основанным на практич интересах) 4. Диффузность и специализация (выбор м/у цчастием в практиках и концентрац на выполнен частн функций) Типовые перем универсальны, хар-ны для всех соц систем.

6. Теория конфликта Р. Дарендорфа.

Дарендорф анализирует социальную организацию любого уровням начиная от индивида небольшой группы или учреждениям до общества в целом, которую он называет "императивно координированной ассоциацией". Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов ее членов, а основными ролевыми позициями, согласно Дарендорфу, являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. То есть в любой организации индивиды и группы выполняют определенные роли согласно своей принадлежности властным стратам.

Далее Дарендорф говорит о томе что в организации отношения власти стремятся стать узаконенными. Следовательно, их можно рассматривать как отношения авторитета, где некоторые индивиды или группы имеют общепризнанное, узаконенное или нормативное право властвовать.

Упорядоченное функционирование организации поддерживается при помощи процессов, создающих отношения авторитета и власти. Однако, власть и авторитет - дефицитные ресурсы. За них идет борьба и конкуренция между подгруппами организации. Отсюда основными источниками конфликта и изменений в организации является дефицит власти и авторитета, Особенности протекания конфликта зависят от того каково отношение и принадлежность к власти и авторитету различных ролевых под - групп и личностей.

Дарендорф отмечает, что в любой организации можно выделить два основных типа ролей - правящих и управляющих. Правящие заинтересованы в сохранении своего положениям а управляющие - в перераспределении власти или авторитета. При определенных условиях осознание этой противоположности интересов возрастает и организация делится на две конфликтующие группы.

Решение конфликта влечет за собой перераспределение власти. Но перераспределение власти узаконивает новые группы правящих и управляемых ролей, которые снова начинают конкурировать друг с другом. Таким образом, развитие организации - это цепь повторяющихся конфликтов по поводу отношений власти.

Проведем сравнительный анализ теоретических положений Маркса и Дарендорфа как представителей одного научного течения. Во-первых, у этих двух теоретиков схожи модели разворачивания конфликтной ситуации и социальной. реорганизации. Эти модели можно представить схематично следующим образом (см.верхняя часть рисунка). Во-вторых, при внешней схожести общих моделей возникновения и развития конфликтам у Маркса и Дарендорфа существенно различаются подходы к источникам конфликта. Маркс в качестве источника называет – неравномерность распределения собственности и соответствующей доли власти, т.е. в первую очередь экономические причины. Дарендорф источниками называет - ролевые отношения и неравномерное распределение власти, вытекающей из ролевых позиций и не всегда связанной как у Маркса с долей собственности, то есть называет внутриорганизаци- онные субку-ые причины. В-третьих, исходя из различных подходов к причинам конфликта отличаются и конкретные, выраженные в конкретных эмпирических категориях, схемы возникновения конфликта (см. рисунок) Дарендорф сделал попытку выяснить, какие условия вызывают превращение обычных групп в конфликтные группы, а также какие условия влияют на остроту конфликта, степень и темп изменений, вызванных конфликтом. Ответы на эти вопросы сведены в обобщающую таблицу.

Положения схемы Дарендорфа: 1. Чем более члены подгрупп в организации могут осознать свои интересы и образовать конфликтную группу, тем с большей вероятностью произойдет конфликт.

2.Чем больше распределение авторитета связано с распределением других

вознаграждений, тем острее конфликт. 3. Чем меньше мобильность между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт. 4 . Чем больше обнищание подчиненных переключается с абсолютного на относительный уровень сравнения, тем более насильственным является конфликт. 5. Чем меньше конфликтные группы способны приходить к соглашениям, тем более насильственный конфликт. 6. Чем острее конфликт, тем больше он вызовет структурных изменений и реорганизаций. 7. Чем более насильственным является конфликта тем выше темпы структурных изменений и реорганизаций.

7. Теория систем II. Лумана.

Никлас Луман (1927-1998) - один из самых выдающихся социологов 20 столетия.

Основными работами, в которых Луман развивал теорию социальных систем, были: шесть сборников статей под общим названием “Социологическое просвещение Постулировав кризис современной теоретической социологии, Никлас Луман пришёл к необходимости построения единой социологической теории. Задача этой теории состоит в упрощении бесконечной сложности реального мира. Соц теория, по мнению Лумана, должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира, а не заниматься вопросами прогресса и эволюции. Исходя из этих убеждений, Луман ставит перед собой цель разработки понятия и теории общества.

Ключевое для социологии понятие общества Луман считает размытым, неопределённым; он выделяет три препятствия в определении этого понятия:

“Гуманистическое предубеждение”, касающееся допущения о том, что общество состоит из людей и из отношений между людьми

Допущение территориального многообразия обществ – на различных территориях имеются существенные различия в жизненных условиях и т.п., но, по мнению Лумана, они должны быть объяснены в качестве различий внутри общества, а не допускаться в качестве различий между обществами.

Различение субъекта и объекта – лишь субъекты обладают возможностью самореференции, а объекты остаются такими, какие они есть; но очевидно, что общество – самореферирующийся объект (общественные теории являются теориями общества об обществе), следовательно, понятие общества должно быть образовано автологично (то есть должно содержать само себя).

Следует сказать несколько слов о развитии системного анализа, чтобы пояснить, каким образом Луман пришёл к концепции общества как самореферентной системы. Можно выделить три этапа в развитии системного анализа в социологии. На первом этапе общество воспринималось с точки зрения естественных наук (биологии), как некоторая целостность, аналогичная или даже равная биологическому организму. Основной акцент делался на том, что общество, подобно живому организму, состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, и соответственно, задачей социолога являлось изучение взаимосвязей и взаимозависимостей в этом образовании. Такой подход был связан с первоначальным намерением представить социологию естественной наукой, занимающейся проблемами, сходными с проблемами биологии.

С дальнейшим развитием общей теории систем, акцент стал делаться на различиях между обществом, как социальной системой и организмом, как системой биологической. Системный подход также пришёл к тому, что системы могут быть не только закрытыми (а поэтому энтропийными, то есть, склонными к утрате различий), но и открытыми, то есть, имеющими нечёткие границы.

На втором этапе развития системного подхода понятие “система” стало в основном применяться лишь как абстракция, отражающая поведение сложных образований, состоящих из взаимосвязанных частей. Акцент сместился с анализа взаимозависимости частей, к рассмотрению взаимодействия различных систем и подсистем. Однако совершенствование системного подхода привело к появлению некоторых проблем, таких как проблемы системных границ и эмерджентных свойств. Если система является открытой, то есть обладает подвижными границами, то каким образом она устанавливает и поддерживает их? Кроме того, система – не просто совокупность элементов и связей между ними; система – это новая целостность, имеющая свои собственные (эмерджентные) свойства, не сводимые и не объяснимые с точки зрения элементов и связей между ними.

Таким образом, третьим этапом развития системного подхода к социальному миру стала теория самореферентных систем. В данной теории под системой понимается нечто, способное отличить себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. По мнению Лумана, общество является примером такой самовоспроизводящейся и самореферентной системы. Оно постоянно производит различение себя и внешней среды – это и даёт ему право называться системой.

Общество как система является , то есть самовоспроизводящимся, в том смысле, что акт воспроизводства не предполагает воссоздаваемости причин и условий производства. Термин

Таким образом, система является производимым произведением, формой различения системы и окружающей среды. Общество выступает не только системой, но и системой самореферентной, что означает его способность описывать себя, воспроизводя в этом описании самого себя.

8. Основные подходы к определению понятия «общество» (атомистический, функциональный, оргаинцистский, институциональный, теория социальных групп, в современной российской социологии).

Философское понимание:

Об-во - это обособивш. от природы часть материального мира, кот. развивается по своим собсвен. законам.

Социологический подход:

1. Об-во - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности

2. Об-во - это конкретный этап в истор. развитии какого-либо народа или страны

3. Об-во - это сложно организов. система взаимод. людей имеющая свою структуры и институты

Общество - понимается как продукт целенаправл. сознат. деятель. людей объед. на основе совместных интересов и договоре.

Важнейший признак об-ва - территор.. Другим признаком является поддержание и воспроизв. внутр. связей. Социальные отношения - это системообразующий элемент об-ва.

В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.

Системный анализ об-ва, 3 вида: 1. Структурно-элементный 2. Структурно- функциональный 3. Исторический 3 ТИПА об-ва:

1. Традиционное общество - это докапиталистическое общество аграрного типа

2. Индустриальное общество (промышленное) возникает на базе машинного производства, фабричной организации и дисциплины труда, национальной системы хозяйства со свободной торговлей и общим рынком

3. Постиндустриальное об-во - Наука, образование, информация, услуги, транспорт, банки, страховое дело.28. Социальные общности. Община, общность, общество.

Общество - опред. группа людей объед. для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Становление общества:

В начале зарождения связывает родство. Отношения между людьми строились на эмоц. основе, на страхе лишиться помощи и поддержки. Община - кровнородственные связи. В первобытном об-ве община - совокуп. обществ. ф-й. В классовом обществе община превращается в самоуправл. организацию в с/х. По мере роста населения основным стабилизир. фактором становятся соц. связи, на основе соц. связей формируется общность. Общность - это форма совместного бытия людей связанных происхождений, языком, судьбой.

В социологи выдеделяются след. общности: 1. социально-терр. (люди привяз. к произв-ву)

2. этнич. (народы, нации) 3. соц. общности (сословия, классы)

4. трудовые коллективы/ Общество - продукт целенаправл. сознат. деятельности людей объед. на основе совместных интересов и договоре.

В отечествен. социологии общество понимается как относительно устойчивая система связей и отношений между соц. группами, кот-я поддержив. силой обычаев, традиций, и т.д.

Общество: эконом(1), полит.(2), социальное(3), духовное(4)

рис.1 (1) экон. детерменизм (2) полит. переворот (3) сфера воспроизв. и произв. трудовой сущности человека

(4) Вебер (5) Парсонс. Общество как совокуп. сфер29. Гражданское общество и государство.

Общество – совокупность индивидов. У каждого индивида свои интересы.

Чтобы управлять обществом существует политическая система.

Политическая система делится на:

- Государство: а) законодательная власть (федеральное собрание); б) исполнительная власть (правительство); в) судебная власть (верховный суд); - Политические партии; - Общественные организации.

Политические партии и общественные организации составляют гражданское общество. Гражданское общество находится в борьбе с Государством за ограничение самоуправства чиновников.30. Социальная стратификация, критерии расслоения и социальная мобильность в российском обществе.

В ходе демократического и рыночного реформирования современного российского общества в нем происходят серьезные соц.-структурные изменения.

1)Отстранена от монопольной власти старая партийная номенклатура, ликвидирована монополия КПСС на власть и тоталитарный режим, расширились политические права и возможности членов общества влиять на выработку и принятие политических и управленческих решений.

2)Появился, быстро растет и упрочивается новый соц. слой предпринимателей, высшие представители которого не только составляют большую часть сегодняшней хозяйственно-экономической элиты, но и нередко стремятся к власти, переходят в политическую элиту. Переход к рыночной экономике породил качественно нового субъекта соц. деятельности, интересы которого направлены на получение прибыли и который имеет реальную экономическую свободу, самостоятельно принимает решения и несет личную ответственность за результаты хозяйствования.

3)В ходе реформ серьезно изменился престиж многих профессий, что ведет к существенному изменению соц.-профессиональной структуры общества. Так, в связи с внедрением в жизнь рыночных отношений резко возрос престиж предпринимательской, коммерческой, правовой и иных видов деятельности, одновременно с этим престиж ряда важных для будущего страны профессий стал резко падать.

4)В процессе реформирования российского общества происходит резкое расслоение общества на богатых, бедных и даже нищих, что как показывает исторический опыт, чревато ростом серьезной соц. напряженности и соц. взрывами. Притом у большинства людей недовольство вызывает не сам по себе принцип и факт соц. неравенства, а то, на какой основе и какими методами, в каких масштабах и на каком фоне все это происходит.

5)В условиях становления рыночной экономики все больше усиливается тенденция сокращения возможностей получения высшего образования, прежде всего низшими и средними слоями общества, не способных оплачивать образование.

6)Реформирование российского общества привело к серьезному росту маргинальных соц. слоев, что способно привести к его дестабилизации. Это, прежде всего, безработные, лица без определенных занятий и места жительства, бомжи, беженцы и др. Маргиналы – это представители соц. групп или подгрупп, статус, сознание и поведение которых находятся как бы на стыке и во многом определяются нежеланием или неумением адаптироваться к одной из взаимодействующих соц. групп или культур.

В целом, современное российское общество – структура переходного общества, основные параметры новой соц. структуры лишь наметились и находятся в процессе становления, в целом данная соц. структура сочетает в себе многие черты старой и уже нарождающейся черты новой.

9. Признаки и условия жизнедеятельности общества. Концепции детерминизма (экономическая, экологическая, технологическая, демографическая).

Конц.технолог.детерминизма-сов-ть постулатов, в соответствии с которыми определяющее знач-е в разв-ии общ-ва принадлежит технике; техника преобладает над соц.данностью, т.е. техника сущ-ет в независимости от соц.отношений; определяющее знач-е техники для разв-я общ-ва √ техника оказывает опережающее и доминирующее возд-е на индустрию; т.к.инд-я яв-ся главной отраслью эк-ки, то техника опред.разв-е общ-ва в целом; КТД изходит из одной идеи-техника беспредельно господствует над чел.

модернизации

1 подход. Атомистический подход. Общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений м-ду ними. Георг Земель. с т.з. теории соц. групп- общество- это совокупность различных пересекающихся групп людей к-е явл. разновидностями 1й большой доминирующей группы. 2.Институциональный подход общество. – это сис-ма соц. институтов и организаций. Функциональный подход. – представляет самообеспечивающуюся сис-му действий. Аналитический подход. –общество- это относительно самостоятельное население хар-е сл. признаками: 1)внутренний организацией 2)территориальностью. 3)культурными различиями и естественным воспроизводством. Организсцкий подход. –это соц. организм. Г.Осипов. –общество- это определившийся в процессе исторического развития относительно устойчивая сис-ма соц. связей, отношений как больших так и малых групп людей потдерживаемая силами обычаями, традициями, законов и соц. институтов, основывающихся на определенном способе производства распределения обмена и потребления духовных и материальных благ. Сис-ма – это совокупность объектов взаимодействие к-х вызывает возникновение новых интрегративных качеств не свойственных отдельно взятым компонентам. Все события в мире совершаются при определенных условиях т.е. все вещи явления находятся в определенной связях в этом и заключается суть учения детерминизма. Условия возникновения и развития общество подразделяется на 2 группы: 1)естественные условия (народоноселение и геогр. среда) 2)исторические условия –это условия созданные самим человеком. 1- концепция экологического детерминизма. –предает решающее значение в развитии общества –географической среде 2- концепция географического детерминизма. –важнейшим условием жизнидеят-ти общества явл. народонаселение. а)кол-во населения. б)качество населения. (хар-ет такие показатели как уровень обр. уровень смертности и рождаемости). 3- конц. экологического детерминизма- считает что соц. равитие определяющая роль принадлежит технике и технологии. 4- конц. экономическ. детерминизма- утверждает что главным фактором явл. экономика.

10. Социальное взаимодействие, социальные отношения, социальные связи и структуры.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня к-ры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей.

Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы:

-- субъекты этой связи,

-- предмет связи, характеризующий содержание связей;

-- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их:

1)по количеству субъектов взаимодействия на: -- взаимоотношения двух людей друг с другом; -- одного и многих; -- многих и многих;

2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на: -- односторонние и -- двусторонние, -- а также на солидарные и -- антагонистические;

3)по своей длительности на: -- кратковременные и -- долговременные;

4)по наличию или отсутствию организованности на: -- организованные и -- неорганизованные;

5)по сознательности взаимодействия: -- сознательные и -- бессознательные;

6)по материи обмена в процессе обмена на:-- интеллектуальные, -- чувственные и -- волевые.

Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия.

11. Эволюция представлений о культуре в европейском общественном сознании: античность, средние века, новое время.

Первый этап становления науки о культуре. Во второй трети ХУ111 века мыслителями Просвещения был поставлен вопрос о культуре как особом социальном феномене, а само понятие «к-ра» стало частью базовых понятий «философии истории», понимаемой как «история духа», т.е. история духовного развития человечества. С этого времени правомерно говорить о становлении науки о культуре.

Просветительские идеалы рождают взгляд на культуру как на разумность в противовес дикости и варварству. Классическая модель к-ры, сформировавшаяся в ХУ111 веке, ориентирована на рационализм, историзм и гуманизм и базируется на анализе процесса развития человеческого разума и разумных форм жизни, становлении духовности человека. Критериями оценки к-ры общества служат научные открытия, достижения в области искусства, справедливость социальных отношений. Обязательным условием исторического прогресса признается эволюция морального, эстетического, религиозного, научного, правового и политического сознания людей.

Первая культурологическая теория была обоснована во второй половине ХУ111 века Йоганном Готфридом Гердерем. В работе «Идеи к философии истории человечества» он не только дал определение к-ры, но и сформулировал ряд идей о генезисе к-ры, механизмах ее движения и развития, взаимосвязи различных культурных форм, роли языка и религии в системе к-ры, значении географического фактора как одной из ведущих детерминант, обусловливающих культурное многообразие.

В дальнейшем движение теоретической культурологической мысли шло от Гердера к Канту, от Канта – к Шеллингу, Гегелю, Конту.

Второй этап.

В полной мере проблема к-ры как проблема научного знания была поставлена в работах неокантианцев, которые пришли к выводу о том, что подлинной философией является философия к-ры как отрасль научного знания, содержащая сведения о природе и закономерностях развития мира ценностей и символических форм. Появление работ Виндельбанда, Риккерта, Кассирера ознаменовало начало второго этапа в развитии культурологии, который продолжался вплоть до конца 40-х годов ХХ века. на данном этапе как марксизм, «философия жизни». Именно благодаря работам Маркса, Энгельса, Ницше, Шопенгауэра, Макса Вебера сформировалось представление о культуре как феномене, оказывающем непосредственное влияние на все стороны жизни общества, развивающемся по собственным законам, не совпадающими с законами развития общества, противоположном по своей сути цивилизации.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. границы исследований культурной проблематики значительно расширяются благодаря активному использованию достижений антропологии, этнологии, структурной лингвистики, психоанализа. Получают признание такие направления научного знания, как культурная, социальная, структурная антропология и структурализм. Ученые, отталкиваясь от данных полевой антропологии и социальной этнографии, в качестве важнейшей гуманитарной проблемы ставят вопрос о жизнеспособности, уникальности и неповторимости различного типа культур, а также возможном многообразии материальных и духовных характеристик одной и той же к-ры.

Третий этап.

Новый импульс исследованиям культурной проблематики был дан на рубеже 40-50-х гг. ХХ века рядом ведущих антропологов США, Великобритании и Франции, в частности Л. Уайтом, Дж. Стюардом, М. Салинсом, А. Кербером, Р. Бенедиктом, К. Клахконом. Особая роль на данном этапе принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975), который в фундаментальном труде по теории к-ры «Наука о культуре: исследование человека и цивилизации» (1949) обосновал правомочность существования культурологии как отдельной отрасли научного знания. В работах «Эволюция к-ры» (1959) и «Понятие к-ры» (1973) он рассматривает культуру как целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов. Уайта считают создателем символической школы культурологии, т.к. изучать культуру, по его убеждению, следует на основе символических форм – письменных источников, ритуала, культа, обряда.

Четвертый (современный).

В 90-е годы ХХ века происходит окончательное утверждение культурологии как самостоятельной теоретической дисциплины, имеющей собственный предмет, методологическую базу и методы исследования.

12. Современные концептуальные подходы к определению понятия «к-ра» (предметно-ценностный, личностно-априбутивный, информационно-знаковый, структурно-функциональный, деятельностный).

Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры: предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, информационно-знаковая, а также концепция культуры как подсистемы всего общества. В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.

Деятельностная концепция принимает во внимание прежде всего «человеческий фактор» как духовную интенцию развития культуры, как способ жизнедеятельности.

Личностно-атрибутивная — представляет ее в качестве характеристики самого человека.

Информационно-знаковая — изучает как некую совокупность знаков и знаковых систем.

Мильсон. Культура –это совокупность ценностей но и стандартов поведения. Гебенс- к- включает в себя ценности нормы и матер. блага. Аванесов –к.- это целостный устойчивый способ жизнидеятельности к-либо этноса или граждан страны к-е складывались исторические постепенно обновлялись и вместе с тем сохр. свою идентичность. Концептуальные подходы: 1)предметно-ценностный. к-это совокупность мат. и дух. ценностей. 2)личн-отрибутивный. к-это неотъемлемое св-во самого чел. информационно-знаковый. к-это совокупность знаков и знаковых сис-м. 3)стр-но функциональный. к-это под-сис-ма общества к-я выполняли ф-цию потдержания ценностного образца. 4)деятельностный подход. к-это способ или продукт. деят-ти общества. к-это стр-ра соц. опыта. Мат. к.- это все физ. объекты созданные людьми к-м придается определенный смысл. Мат.к. – это сис-ма ценностей верований, правил, норм, обычаев. Понятия- обозначает способ организации челов. опыта. Понятия в языке. Язык- это сис-ма взаимодействия м-ду людьми осуществляемая на основе звуков и символов имеющих условный но жестко структурированные значения. Отношение- это представление о том каким образом различные аспекты опыта людей взаимосвязаны м=ду собой. Ценности- это общепринятые верования относительно целей к-м люди должны стремиться. Правило- это нормы регулирующие поведения людей в соотвествии с ценностями их культуры. Универсалии: это ценности к-е существуют во всех культурах. Виды культуры: Доминирующая- представляет собой ценности традиции взгляды к-е представляют собой разделяющие лишь частью общества на навязываются всем остальным. Субкультура- это сис-ма норм и ценностей к-е отличают группу от более мирового сообщества. Ф-ция субкультуры заключается в том что она позволяет определенной соц. группе адаптироваться в более широкой соц. виде. а также удовлитворять специфич. потребности людей. Контркультура- это субкультура к-я противостоит доминирующей к. 2т.з. на культуру. а)этноцентрическая т.з. это склонность оценивать свою собственную к. как единственно правильную и др. културу как странные и приметивные. б) культурный релятивизм. это предствление о том что любой элемент культуры имеет относительную ценность. т.е. должен быть соотнесен с конкретным временем местом и соц. условием. Массовая к. –это новый тип функ-я к. в условиях рыночной экономику демократизации общества. продукты массовой к. стандартизированы и распространяются среди широких слоев населения.

13. Структурные элементы и универсалии к-ры. Проблема универсальной к-ры.

Ку-ые элементы и комплексы

Изучение структуры к-ры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу к-ры, которая получила название культурного элемента. Элементами материальной к-ры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной к-ры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая к-ра включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанементы и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь ку-ые элементы комбинируются в культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и к-рой института или институциональной к-рой. Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплексы являются принадлежностью социальных институтов.

По мнению антрополога Уорда Гуденау к-ра содержит 4 элемента: 1. понятия (концепты), 2. отношения; 3. ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей. 4. правила.

Гуденау определил связь между этими элементами. К-ра содержит образцы, помогает решить, что существует, что может быть (ценности), что и как с этим делать (нормы).

Добавим, что элементами к-ры могут быть еще и обряды, ритуалы, обычаи и традиции. Традиция считается центральным понятием в теории к-ры, поскольку она обеспечивает устойчивость к-ры и ее развитие,

К-ра – это система культурных элементов, комплексов и институтов, организованных определенным образом.

Стр-ой к-ры занимались (функционалистами и структуралистами) - Б. Малиновским, К. Уисслером, Д. Аберле, М. Харрисом, Л. Уайтом, А. Геленом, , Т. Парсонсом, а также Кареевым Н.И. В это же время шли попытки создать универсальные модели к-ры, которые годились бы как для к-ры в целом, так и для каждой локальной к-ры в отдельности. Над этим работал Арнольд Гелен, однако наиболее серьезную концепцию выдвинул Джордж Питер Мёрдок.

Уровни к-ры.

В российской культурологии также идет разработка структуры к-ры. В данной работе мы представим вам концепцию Орловой Эльны Александровны - ведущего российского культуролога. В едином поле к-ры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума) и трансляционный. Исходя из антропологической модели человека, на кумулятивном уровне к-ра выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности. К ним относятся: хозяйственная к-ра, политическая к-ра, правовая к-ра, философская к-ра, религиозная к-ра, научно-техническая к-ра, художественная к-ра.

Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент к-ры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии — суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре — практические технологии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища).

 Педагогика и методика начального образования. Шпаргалки по социологии

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи,

Формы к-ры

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного можно только в воображении.

Материальная к-ра состоит из:

• Орудия труда и средства труда • Технику и сооружения • Производство • Пути и средства сообщения • Транспорт • Предметы быта;

Духовная к-ра включает в себя (самые основные элементы): •Язык • Чувства • Мораль • Искусство • Религия.

Универсалии к-ры- обшечеловеч. репрезентации культурного опыта и деятельности, символически отраженные в эйдетич. памяти, образно-мировоззренч. конструкциях, этимологич. ценностях языка, “имажах” искусства и словесности. Их общий генезис связан с центр, оппозициями осн. мифа (золотое яйцо, мировое древо): жизнь/смерть, верх/низ, и др. этого ряда, с первонач. опытом структурирования Космоса и его вещей, с установлением систем терминов родства, семантикой имени, с ритуально-магич. практикой, с первыми запретами (на инцест, на сыроядение и т.п.) и первыми трофеями к-ры (дары Прометея: одежда, огонь, число). Совокупность У.к. образует словарь- symbolarium с правилами сочетания элементов (парадигматика и синтагматика), дает меру валентности смысловых скрещений (в режимах нац. варьирования осн. мифа) и механизмы образных репрезентаций (прагматика). Пути поиска универсальных черт к-ры определяются с рождением науки философии истории (Вольтер, Гердер), мифологич. штудиями немецких романтиков, успехами антропологии и этнографии, а в 20 в. — психоанализом, лингвистикой универсалий, структурно-типологич. и семиотич. методами, социальной психологии, математич. теорией игр (напр., теорией конфликта), зоопсихологии, попытками моделирования коллективного поведения и ментальных процессов, с панорамным интересом к проблеме в постклассич. исследованиях. С рождением понятия “человечество” конечной целью большинства гуманитарных дисциплин стало уяснение структурно-эстетич. единства мировой к-ры. Специфич. интонирование эта задача получила на фоне дискуссий о природе внеземных цивилизаций и нового прочтения наследия русских космистов. Качественно новые аспекты общей теории к-ры предложила философия диалога, совр. трактовки моделей ноосферы и экологич. проблематики. В рамках отеч. традиции серьезные достижения принадлежат тартуско-московской школе. Мифопоэтич. ряд утверждает универсалии архаич. порядка: мифологемы хтонич. сил (огонь/вода/земля/воздух; ср. пятирицы Востока) и связанные с ними элементы Космоса (Солнце, звезды, Луна, планеты в их именных персонификациях); ближний мир предметов (камень, дерево, зерно, масло; утварь быта); природная органика (птицы, рыбы, насекомые) в ее пространственно-временной и хроматической определенности. Над ними свой мир строят универсалии терминов родства (в широком смысле) и древнейшие “метафоры” артефактов (типа: дом, зеркало), экзистентных ситуаций (типа: обмен, встреча, путь), границы состояний (типа: сон, смех, слезы, тайна, экстаз) или их “следов” (типа: тень, двойник, голос)

14. Доминирующая к-ра, субк-ра и контрк-ра.

Культурное пространство внутри любого социального организма крайне неоднородно. Для воссоздания объективной картины того или иного социума следует оперировать такими категориями, как доминирующая к-ра, субк-ра и контрк-ра. Под доминирующей к-рой понимают ценности, которыми руководствуется большинство членов общества. Поэтому доминирующую культуру называют также господствующей.

В то же время каждое общество неизбежно распадается на множество групп – национальных, конфессиональных, профессиональных, возрастных, стремящихся обустроить внутри доминирующей к-ры свое собственное, относительно автономное существование. Субк-ра – это узкий культурный мир с присущими только ему нормами поведения, идеалами, ценностями, стилем одежды, языком, манерами. Субк-ра отличается и по внешним, и по внутренним признакам от доминирующей, но она не ставит целью изменить основную культуру или занять ее место.

Когда же локальные культурные ценности начинают претендовать на некую универсальность, а их носители возвещают о новых нравственных ориентирах для широких социальных слоев, тогда уже речь идет о контркультуре как совокупности установок, противостоящих фундаментальным, господствующим в конкретной культуре. Контрк-ра, таким образом, – частный случай субк-ры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к общепризнанным духовным ценностям. Чёткую границу между контрк-рой и субк-рой провести можно не всегда, поэтому иногда к одному явлению применяются оба названия. Примерами контрк-ры явлются некоторые молодёжные движения и субк-ры XX века (хиппи, в СССР – андерграундная рок-к-ра). В современном западном мире примером контрк-ры является движение хардкор-панк.

15. Исторические этапы формирования понятия личности в европейском оСпцествеином сознании. Особенности представлений о личности на Востоке.

представление о личности в традиц. обществах востока.

Традиц. обществом принято считать все типы общества отличающиеся от соц. моделей нового времения гл. отлилчит. признаком такого общества явл. центр место, кот. занимают в нем религиозные и мефологич. сист. лежат в основании вех соц. культурных и полит. институтов. 1признак. комум – такое представление о явлениях где единое и целое предшествует составным частям. 2признак. манифестационизм. –сос-ит в том что реальность поспринимаетмся как внешн. выражение божества тождественное ему самому. По словам Штейнера на западе чел. стал отчужденной личностью а на Востоке личностью не стал. И сила свои тратил на то чтобы адекватно вписаться в соц. общность заняться соотв. ячейку в обществе устройстве. В буддизме отрицается именно индивидуальное «я» личность как сущесность простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. С точки зр. буддизма личность есть только имя для обозначения соединенных в опр. порядок групп. психо-физ. эл-тов. Выд-ся 5 группы. 1группа. –чувственного. к этой группе относится все то что можем отнести к области чувственного воспринимаемого и материального. 2 группа. –чувствование –ощущение приятного, неприятного чел. нейтрального. 3. осознавание различий. (круглое-квадратное и т.д.) 4.мотивирующий фактор. 5.сознание как таковое. Вывод. буддизм. смотрит на личность лишь как на имя призванное обозначить структурно –упорядоченную комбинацию пяти групп. не субстанциональных и мгновенных, элементарных психо-физ. состояний. Личность в Японии представлялась как совокупность соц. обязанностей. 1.обязаности по отношен. к императору. 2. к родителям. 3.к людям, к=е что то для чел. сделали. 4.по отношению к самому себе. Картины нам об этом говорят. Обе европейские сист. Средневиковая и Ренессансная подразумевают единый цент. В одном случае мир замыкается на боге, в другом случае мир замыкаыется вокруг мира художника. В китайско-японской живописи нет ни прямой ни обратной перспективы. нет единого центра ни снаружи ни внутри картины. нет единой точки зрения .

Эпоха нового времени. сущ-ли 2 антропол. модели чел. 1)чел. как машина. согласно механистич. подходу чел. подчин-ся жествким причиннос-следств. связям. Эти причинно-следственные связи можно установить опытным путем. Осн. компонентами чел-ка явл. тело и душа. Тело- самостоятельно заводящася машина кот. находится в беспрерывном движении и поддреживается постоянным потреблением пищи. 2.чел. как животное. акцент на биол. составляющее. Данная модель лежит в основе дарвинизма, философии жизни (Ницше, Берсон)

16. Общенаучные и часщнонаучные подходы к определению понятия «личность».

общенаучные подходы. –используются во многих науч. дисциплинах. а)формально-логич (с т.з. особен. един). б)субстантивный (превоначало деят.) в) релятивиский (индивид) г) стр-но функц. (индивид личн). Частно-научные. а)философский. б)деятельностный. –психол.,-физиол- антропоген.

17. Психоаналитические концепции личности (3. Фрейд и К. Юнг).

Психоанализ был создан австрийским врачом З.Фрейдом. возник как практический психотерапевтич метод. Позже благодаря психоанализу , сформиров понят «психотерапия» котор 1.занимает промежут место м/у психиатрией и психолог. 2. Цель – лечен психич больных, но и активация прервавшегося личностного роста. Особенность психоанал – несмотря на практич направленность, Фрейд разработ теоретич обоснование, превосходящ практич цели ( место в истор как филос система) Центральн пробл социолог компонента психоанализа и психоаналитич социологии явл соотношение чел. и об-ва, интересы кот наход в противоре др с др. Это и явл препятств личностн росту. Психопатолог и аномалии хар-ра, возник под влиян внешн фак-ов, возд соц среды, навязыв ребенку травмирующ импиративы. Психоанализ признает правомерность норм, регулир соц отнош, их травмирующ эффект – незрелость детской псих-ки. Психоанализ стоит близко к микросоц-ии т.к. объект изучен взаимод внутри семьи. Эти взаимод м.б. как травматич так и способств личностн росту. Психоанализ удел особ вниман эмоцион жизни ребенка. Отношен м/у ребенком и родит рассматр как важнейш условие развития личности реб как центр фактор соц-зации (адаптац личности к социуму). Инстанции психики Я, Сверх – Я и Оно. Оно – резервуар влечений, либидо требует удовлетв всех желаний, вступ в конфл с реальн возможн. Желан могут вступ в конфл со Сверх – Я (обезличенные следы родит образов), воплощ обществ нормы и ценности ( в основан образы и ценности конкретн родит), следоват интернализованные фигуры (перенесенные внутрь) вступ в конфл с требован Оно ( не всякое желан допустимо с т.зр. морали ) Я часть психич аппарата котор 1. Обеспечив адекватн восприят реальн 2. Выбир формы повед котор согласов с треб реальн, притязаниями Оно и Сверх – Я. Психоанал – дополн социализац индивида. Здоров индив сдержив опасн для об-ва инстинкты, подчинаясь нормам и использ ср-ва не проводящ к болезнен резуль, невротик – не способен на это. В результ прохожд психоанал агрессивн и сексуальн чувства должны преврат в социальн чувства, принят соц форму. Формиров инстанций психики происх до 6 лет, до того возраста когда разруш Эдипов комплекс кажд ребен в опред период своего развит желает получить сексуальн любовь одного из родит ценой убийства др., но боится наказания (кастрации). Возникн соц контроля, Фрейд связыв с запретом на инцест, т.е. создание Эдипов комплекс (Тотем и Табу).

18. Социально-психологические концепции личности (А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливан, Э. Фромм).

Из этой четверки отцом "нового социально-психологического взгляда" может считаться Альфред Адлер, поскольку он еще в 1911 году порвал с Фрейдом из-за различия во взглядах на проблему сексуальности и начал разрабатывать теорию, двумя концептуальными столпами которой стали социальный интерес и стремление к превосходству. Адлер принял допущение о том, что человеческая мотивация в основном представлена социальными побуждениями. По Адлеру, люди – изначально социальные существа. Они соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной социальной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален по своей ориентации. Адлер не считал, что люди социализируются просто потому, что вовлекаются в социальные процессы; социальный интерес врожден, хотя развивающиеся специфические отношения с людьми и социальными институтами определяются характером общества, в котором рожден человек. Следовательно, в одном аспекте точка зрения Адлера биологична – так же, как взгляды Фрейда и Юнга. Все трое допускают врожденную сущность человека, сущность, определяющую его личность. Фрейд выделил секс. Юнг – изначальные мыслительные схемы, Адлер выделяет социальный интерес. Второй важный вклад Адлера в теорию личности – понятие творческого Я. В отличие от фрейдовского Я, представляющего группу обслуживающих инстинкты процессов, у Адлера Я – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Третья черта психологии, , – акцент на уникальности личности. Адлер представлял каждого человека как уникальную систему мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля.

Фиктивный финализм, Стремление к превосходству, Чувство неполноценности и компенсация, Социальный интерес, Жизненный стиль, Творческое Я, Типичные исследования. Методы исследования: Порядок рождения и личность, Ранние воспоминания, Детские переживания.

Неофрейдизм, направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин «Н.» возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х гг. из ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.). Н. сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии). Исходным положением Н. явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Н. вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Н. «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Н. отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Н. заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Н. или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Н. общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения. Н. не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Н. объединяется с культур-антропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур.

19. Теория «зеркального Я» (Ч. Кули, Дж. А/ид).

Одним из исследователей самости (то есть понятий “я” (I), “меня” (Me), “мое” (mу), “я сам” (myself)) и автором концепции зеркального “Я” был Чарльз Хортон Кули (1864 – 1929) - один из основателей символического интеракционизма.

Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать “чувством моего (my-feeling)” или “чувством присвоения (sense of appropriation)”. Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы “я” или “мое”. Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.

Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания. Из понятия самости следует концепция зеркального “Я”, имеющая очень большое значение в социологии.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия “Я” через самого себя, мы также воспринимаем свое “Я” как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального “Я”. Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. “Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность”. В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих “микросоциологических” концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863 – 1931)

Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция “обобщенного другого”, в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида “обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “обобщенного другого”, как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы “принятия роли” и “исполнения роли”. Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров.

20. Социальная динамика личности: социализация и активность.

Социализация (от лат. socialis общественный) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения , вариантов жизненного стиля.

Личность форм-ся и присросабливается к общ-ой жизнед-ти в процессе С-ии.

3 вида процесса С-ии: воспитание, обучение, усвоение индивидом ценностей, норм, установок и обрасцового повед-я.

С-ия-двусторонний процесс: 1.стихийный (не контролируется со стороны общ.); 2.организованный (контр-ся общ.и гос-ом)

Воспитание-целенаправленное возд-е на чел

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение). В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это — “инкультурация”, “аккультурация” и “интернализация” (“интериоризация”). Введение этих и других понятий в научный оборот объясняется недостаточностью или неполнотой смыслового содержания исходного термина “социализация”. Последний не охватывал, например, когнитивные моменты культуры (знания, верования, ценности). Основные тенденции и формы социализации

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире “объективных мыслительных форм” культуры — ценностей, норм, идей, и их преобразования в субъективно-идеальный мир и, с другой, как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.

Индивидуализация характеризует в свою очередь процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.

Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.

По времени осуществления социализация подразделяется на “первичную”, продолжающую от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и “вторичную”, происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей,

Структура и механизмы социализации. Структура социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы. Проблема “стадиальности” и механизмов процесса социализации разработана в большей степени психологами. Социологи же уделяют преимущественное внимание изучению агентов и условий социализации.

Стадии или этапы социализации. Известный французский ученый Ж.Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями. До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира). 2–7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений). 7–11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами). 12–15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).

Э.Эриксона и Л.Колберга. З.Фрейда Э.Эриксоном.

Агенты и условия социализации Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников, группы сверстников и знакомых, школу (вуз), средства массовой информации. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов. На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это — экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.

Механизмы социализации В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.

Активность и стратегия жизни личности

Понятие “активность” характеризует системообразующий признак, определяющий в одном случае системные качества человека (широкое понимание), а в другом — степень его участия в социальной жизни (узкий смысл).

Активность и жизненная позиция личности

В узком смысле активность — деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

Гражданская активность личности — форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

21. Объективная и субъективная стороны социальной структуры личности. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности В.А. Ядова.

Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности была сформулирована известным социологом В. А. Ядовым. Ключевым понятием выступает «диспозиция», или установка, в самом широком ее смысле. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Диспозиционная концепция дает возможность объяснить поведение и деятельность индивида в различных социальных средах и социальных системах.

ДИСПОЗИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (от лат. dispositio— расположение) — концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий. Д. к. связывает готовность личности к поведению в данной социальной ситуации с социальными условиями предшествующей деятельности, в к-рых формируется устойчивая предрасположенность к реализации определенных потребностей субъекта в соответствующих условиях. Д. к. предложена В. А. Ядовым. Она рассматривает диспозиции личности как иерархически организованную систему, вершину к-рой образуют общая направленность интересов и система ценностных ориентации как продукт воздействия общих социальных условий, средние уровни — система обобщенных социальных установок на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний — ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в конкретных (“микросоциальных”) условиях деятельности. Высшие диспозиции наиболее устойчивы, что соответствует относительно более высокой стабильности общих социальных условий деятельности личности (устойчивые особенности образа жизни больших социальных общностей), они активно воздействуют на диспозиции нижележащих уровней. Однако ситуативные социальные установки, в отличие от обобщенных, обладают относительной самостоятельностью, что обеспечивает адаптацию личности к меняющимся (нестабильным) условиям деятельности при сохранении устойчивой целостности ее высших генеральных диспозиций. Последние регулируют общую направленность социального поведения личности, а диспозиции других уровней — поведение в той или иной сфере деятельности, направленность поступков в отношении определенных социальных объектов и ситуаций. В принципе роль ведущей диспозиции принимает на себя та (или те), к-рая наиболее полно соответствует данным условиям и цели деятельности в данном “масштабе”. Д. к. позволяет установить связи между социологическими, социально-психологическими и общепсихологическими подходами к изучению социального поведения личности.

ДИСПОЗИЦИЯ (или предиспо зиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персон ал истской психологии (В. Штерн) (см. Персонализм) Д. обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Ол-порта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В советской психологии термин Д. используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом (см. Диспозиционная концепция).

22. Социальная типология личности Р.Мертона.

(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность.

Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном.

Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии, отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

конформист принимает как культурные цели, так и институцио-нальные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные средства);

ритуалист принимает институциональные средства, которые аб-солютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает; ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером та-кого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);

изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);

мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения (186, с. 145-169). Структурный функционализм Р. Мертона.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.