Рефераты. Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей p> Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции:
1. Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?
2. Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное(космическое).
3. Как соотносится сознание и близкие ему реальности.
I. Сознание и физические процессы.
Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.
Научный материализм(близко к марксистской философии). Его крайняя форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). «Все есть физическое». Аргументы:

- Успехи в моделировании искусственного интеллекта.

- Генетика

- Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека

- Связь типа мышления с полушариями мозга.

- Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: «Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ рисковать–трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство–редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы:

- Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.

- Прикладные разработки по проблеме «духовное–телесное»(помощь людям с дисфункцией).
Тождество телесного и духовного не было доказано.
II. Своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам.
Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.
Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека?
Три подхода к решению этого вопроса:
> С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.
> С.–свойство живых организмов.
> С.–атрибут человека.
С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.
С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)
Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.
Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия полей.

С.–свойство живых организмов

Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.

С.–атрибут человека.

Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.
Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:
. Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).
. Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)
. Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)
В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?
Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.
Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.
Общественная природа сознания.
. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры.
. Человек рассматривает любую ситуацию с позиции тех норм, которые в данном обществе уже имеются(зачастую неосознанно).
. Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.
Особенности сознания.
. С.–продукт общественной трудовой деятельности.
. Много структурность С. определяется много структурностью деятельности.
. Целеполагающая деятельность С.
. Творчески-активный характер С.
. Проектирующая деятельность С.
. С. как субъективный образ объективного мира.
. С. как идеальный образ материального мира.
. С.–продукт развития материи.
. С.–свойство высокоорганизованной материи
. С.–функция мозга, которая действует на основе потребностей человека.
. С.–материализуется в языке.
Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала.
Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется.
Однако, существует мышление вне языка.

№43 Теория познания и ее предмет.
Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.
Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может создавать оптимальные условия для жизни.
Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
1. Любая познавательно–значимая адекватная информация общество объекте.
2. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действителности, которая существует наряду с практическим отношением.
Знание–как результат, познание–как процесс.
Гносеология используется в смысле:
. Учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности человека и общества.
. Философская концепция, предметом кот. является познание в его специфике(рассматривая любого философа- его гносеологический взгляды).
Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э. используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы:
«Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные концепции:
. Скептицизм
. Агностицизм
. Гносеологический оптимизм
«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В
Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).
Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у
Юма и Канта.
Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.
Человек познает мир в силу проявления своей познавательной активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:
1. Дает необходимый практический материал
2. Ставит перед субъектом познавательные задачи
3. Практика–способ приложения знаний, цель познания.
Познание по отношению к практике выполняет функции:
1. Информативно–отражательная функция
2. Проектно–конструктивная функция
3. Регуляритивная функция.

39. Общество и природа. Понятие ноосферы.
История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам)
Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.
Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.
Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни- общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.
Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и природы.
Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне и независимо от нашего сознания.
Природа ( в узком смысле слова)–совокупность естественных условий существования.
Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.
С развитием общества и философской мысли менялись представления о взаимоотношениях общества и природы.
Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны.
Идея общества–жить в согласии с природой.
Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.
Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.
Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать ее господином».
ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.
Зависимость человека от природы привела к необходимости изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе.
Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная причина–биологическая.
«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).
Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как следствие прироста народонаселения).
Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями
«географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие материального производства.
«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы, попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:
1.Естественная среда (1 природа)–живая и неживая природа–биосфера
2.Искусственная среда ( 2 природа)–то, что создано человеком–предметы, животные и растения ( в результате селекции), отношения между людми ноосфера
--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней
В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов
Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи, является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени умирает, а вечны только материя и др
Если сначала природа воспринималась как господин, в новое время как слуга, то теперь она должна стать партнером ч-ка. Для ч-ка жизненно важно сохранить свою среду обитания
. Ноосфера:
1.сфера господства разума (Фихте)
2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден,
Вернадский).
Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции.
Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над биохимией.
Данная концепция напоминает натурфилософские системы и сцеинтистские утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего; ограниченность–рассматривает человека как разумное существо. «Самая суть понятия ноосфера–вера в призвание людей, которые должны изменить биосферу с помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.
№ 41 Смысл человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом.
Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей представляет себе смысл жизни как предмет бесконечных и мучительных поисков. «Мы в мире- как собаки и кошки в наших библиотеках»Вл. Соловьев: «смысл жизни заключается все добре». С точки зрения отдельно взятого человека, проблема смысла жизни рассматривается, как элемент уникальной внутренней духовной жизни.
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит, если мир абсурден, вера в смысл жизни также абсурдна, но он определяет смысл жизни в бунте этого абсурда. Бунт- это есть уверенность в подавляющей силе судьбы, но без смирения. Поиск смысла жизни индивидуален. Осознание индивидом цели смысла жизни–сложный процесс, далеко не все могут их сформулировать. «Блаженны нищие духом»
2. поиск абстрактного всеобщего смысла жизни- в религиозной философии.
Русский философ Франк: «мир сам по себе бессмыслен и слеп, бессмысленна внешняя эмпирическая жизнь человека, но человеческий разум- это прорыв бессмысленности».
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна быть потенциальная возможность для меня лично, для индивида приобщиться к Богу.
Я должен быть уверен в том, что я могу, если захочу, заполнить свою жизнь
Богом.
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.