Рефераты. Особенности русской философии 19-20вв.

Особенности русской философии 19-20вв.

                             

                        

                                     Министерство образования РФ






САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

                 АКАДЕМИЯ ПРАВА






             Учебная дисциплина – Философия

 

 

Тема: Особенности русской философии XIX-XX в.”

 

                      (контрольная работа)

 

 

 

 

                                                                  Выполнил:

                                                  Студент 2-го курса 102 группы

                                                  Заочного факультета

                                                   Жердев П. B.

                                                   Адрес: Саратовская обл.

                                                   г.Балаково

                                                    ул. Степная 28-133

 

 

 

                                  Балаково 2003г.

 

 

                 План:

 

1      Общая характеристика философии России 19-20 веков.

 

2      Определение русской идеи в философии России 19-20 вв.

 

 

3      Характерные черты российской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика философии России 19-20 веков.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

19 и 20 век - это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.         

Панорама концепций человека, созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различных философских направлений.

          Так, русская философия предстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы национальной жизни от  иностранного влияния, в результате которого возникли две идейные программы: западничество и славянофильство.

          Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.

К философскому направлению Западники принадлежали великие личности: 

П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.)  которые                  считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь                                         развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия -                                                                                 католицизм.

Герцен Александр (1812-1870)  Существует  единство  бытия  и  мышления, жизни и идеала (стремился найти и сформулировать  новый  метод  познания).                                          Форма  движения  к  новому миру - соединение  философии  с  жизнью,  науки  с  массами;  тогда  начнется пора "сознательного деяния"  (это характеристика    сущности человека, возвышающегося над неосмысленным существованием  и  над  бесстрастным занятием  наукой).  Природа  -  первичный  живой процесс,  а  диалектика - познание и логика - ее отражение и  продолжение.  

Белинский         ( 1811-1848)  Духовная  природа человека отлична от его физической природы,  но неотделима от  нее;  духовное  есть  деятельность  физического.  Источник исторического прогресса  - сознание, выдвигающее новые   идеалы. Национальное - выражение и развитие  общечеловеческого:   человечество  вне  национальностей  -  лишь   логическая  абстракция.  Славянофилы  не правы,  противопоставляя  Россию  и Западную Европу.

Чернышевский  (1828-1889) Природа  человека  находится  не  внутри  индивида,  а  в  его  единстве  с природными   и   социальными  силами.  История  циклична.  Она  состоит  из закономерных  восходящих  и                                                                                  нисходящих  фаз  развития  в революциях нового времени. На историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные качества людей на  правящих постах.   

К философскому направлению Славянофилы принадлежали :

И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860)   Стремились обосновать необходимость особого пути развития  России. Считали, что  русские могут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, а основа общественной  жизни это религия народа, определяющая характер его мышления.

В. С. Соловьев (1853-1900)  Представил следующую картину мира: существует один  божественный мир в трех  главных сферах (субстанции, умственной  чувственной), человек - акт божественного творения, проявление                                           того, что уже есть.

Иванов - Разумнин  (1868-1912)  Человек - это божья тварь, если человек гордится собой, то это приводит к падению морали. Считал, что Россия движется к   страшной катастрофе, отвергая совершенствование личности.

Н. А. Бердяев (1874-1948)  Существует 2 вида свободы: иррациональная (первоначальная, хаос) и разумная (свобода в боге),  преодоление зла  соединение с Богом, возникновение богочеловека.
























Определение русской идеи в философии России 19-20 вв.

Русская философия 19-20 вв. отличается тем, что философские воззрения этого периода строились как раз на самобытности России и как один из критериев этой самобытности, её религиозность и это не случайность. Философский процесс в России, не есть отдельный автономный процесс, а один из аспектов существования российской культуры, поэтому духовным истоком цельного процесса является Православие, во всей совокупности своих сторон: как вера и как Церковь, как учение и как институт, как жизненный и духовный уклад.

   Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельному человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской традиции), так и  самого человека (что свойственно восточной традиции). Вместе с тем это очень самобытная философия, включающая в себя весь драматизм  исторического развития философских идей, противостояние мнений, школ и направлений.  Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм.   Из её истории и ее целостного содержания нельзя исключать никакие фрагменты - это ведет лишь к обеднению её содержания.

   Русская философия - это неотъемлемая часть мировой культуры. В этом её значение как для философского познания, так и для общекультурного развития.

Философия есть не только продукт деятельности чистого разума не только итог изысканий узкого круга специалистов. Она представляет собой выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощающегося в разнообразии творений культуры. Синтез философского и исторического знания, ставящей своей целью не описание исторических фактов и событий, а раскрытие их внутреннего смысла. Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места, и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая действительно обладает своими особенными чертами, как раз благодаря своеобразию исторического развития.

      Итак, в русской философии мысль сформировалась в русле так называемой ''Русской идеи''. Идея особой судьбы и предназначения России. Сформировалась она в 16 веке  и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем Русская идея разрабатывалась в периоде отечественной философии 19  начала 20вв. Её основоположниками в этот период являются

П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив ''Русской идеи'' - признание ее глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.