Особенности этнонациональных отношений на Балканах (по результатам эмпирического исследования)[1]
Д. Степанович-Захариевская, Философский факультет, Институт социологии, Университет г. Ниш, Сербия
Территория Балканского полуострова обладает специфичной особенностью, которую можно назвать «разноцветным лоскутным одеялом». Данное многообразие повлияло на создание национальных государств и открыло серию новых проблем, в равной мере затрагивающих как вопросы национального самоопределения и существования, так и взаимоотношения с различными группами, представляющими национальные меньшинства. Беспокойство вызывает искусственная «инструментализация национального вопроса», которая непосредственно влияет как на создание правительств, так и на мобилизацию общественного сознания масс. Различные «национальные причины» становятся приоритетными и стимулируют ухудшение межэтнических отношений, ведут к социальной и этнической дистанции, к различным видам этнических чисток и другим видам дискриминации.
Территория Балканского полуострова как зона транзиции между двумя цивилизациями[1] представляет собой эклектическое целое, составленное от множества этнических, религиозных и языковых групп. Следствием социально-экономической и культурной деструкции стала невозможность обеспечить необходимую интеграцию.
Предмет, цели и задачи исследования.
Основной целью данной работы является возможность высказать ряд положений, касающихся качества межэтнических и межкультурных отношений части Балканского полуострова (Македония, Болгария), которые основаны на объемном эмпирическом материале, собранном в рамках проекта «Культурные и этнические отношения на Балканах - возможности региональной и европейской интеграции», и дают возможность определить степень самосознания народов Балкан, выявить предпосылки формирования совместного регионального идентитета, а также отношение заинтересованных сторон к сотрудничеству и интеграции Балкан в европейский и мировой процесс.
Ключевыми вопросами, вызывающими наш интерес, являются проблемы, касающиеся характера отношений, существующих между национальным большинством и представителями этнических групп, составляющих национальные меньшинства. Необходимо определить также степень общественной удаленности соседних народов, национальных меньшинств и этнических групп, что дает возможность понять, насколько присутствует между ними желание развивать отношения различной степени близости в условиях существующих социальных и этнических дистанций, меняющихся, в большей или меньшей мере, в зависимости от узнаваемых этнических стереотипов, присущих каждому народу.
Предметом исследования в данной работе являются этнические дистанции и этнические особенности (стереотипы, предрассудки), которые сопровождают сербов, живущих в Македонии и Болгарии. Изучение мнения не только представителей национального большинства – македонцев и болгар – но и представителей других народов, которые, как и сербы, составляют национальное меньшинство (в Македонии - албанцев и цыган, а в Болгарии - турок, цыган и влахов) о сербах дает основу для анализа степени общественной удаленности или же близости.
Основной гипотезой нашего исследования явилось предположение, что уровень этнической удаленности обусловлен оценкой тех особенностей, которые узнаваемы в «других» или которые приписываются «другим». Для проверки данной гипотезы необходимо определить следующее:
1. Каков уровень готовности у представителей большинства определить отношения с сербами как с национальным меньшинством, живущим на его территории.
2. Как представители этнического большинства (македонцы и болгары) видят сербский народ и в какой мере данное представление положительно или отрицательно, насколько адекватны этнические характеристики, приписываемые сербам.
3. Какова связь между приписываемыми характеристиками и существующими отношениями с представителями вышеперечисленных народов, национальных меньшинств и этнических групп.
Примем за аксиому предположение, что этнические предрассудки усиливаются в период политической нестабильности, экономических депрессий, военных столкновений, а также различных фрустраций и неуверенности. При этом этнические предрассудки являются детерминантой общественного поведения особенно тогда, когда существуют причины, угрожающие традиционному идентитету народа, особо актуализирующиеся в периоды заострения проблем общественного и национального характера.
На основе предрассудков пышным цветом расцветают стереотипы как сравнительно стабильные установки, сформированные ранее стабильные воззрения об определенном народе или о группе народов (например, «балканцах»). Именно такое, упрощенное и поверхностное понимание какого-либо народа, может быть препятствием для интеграции в европейское содружество.
В рамках реализации исследовательской стратегии трехлетнего проекта летом 2003 года было проведено эмпирическое исследование под названием Качество межэтнических отношений, сознание регионального идентитета и возможность интеграции на Балканах, чью координацию осуществляли сотрудники Института социологии Философского факультета Нишского университета. Данное компаративное мультидисциплинарное исследование проведено при помощи анкетирования отельных групп в Сербии, Болгарии и Македонии.
Выборка включала в себя 1786 анкетируемых и имела следующую национальную структуру: болгары (448 или 25,1%), сербы (387 или 21,7%), македонцы (230 или 12,9%), цыгане (292 или 16,3%), турки (115 или 6,4%) и влахи (46 или 2,6%).
Выборка поделена на три подвыборки, имеющие идентичное число анкетируемых, и охватывал территорию юго-восточной Сербии, северо-западной Македонии и центральной и западной Болгарии. В данном случае речь идет о комбинации случайной, стратифицированной и квотной выборки. Основой стратификации являлись следующие социодемографические компоненты: возраст, образование и национальная принадлежность. В каждом из перечисленных регионов выборка была составлена включением в состав представителей национального большинства и еще трех представителей национальных меньшинств, а именно: в Сербии - цыган, албанцев и болгар; в Македонии - цыган, албанцев и сербов; в Болгарии - цыган, турок и влахов. Во всех трех выборках в процентном отношении число мужчин несколько большее, чем женщин (52% : 48% ).
В исследовании использовалась стандартная анкета. Первая группа вопросов касалась социодемографического портрета самого анкетируемого (пол, возраст, семейное положение, образование, потомство и т.д.), включающего и более индивидуальные данные (например, время вступления в брак, способ, обеспечивающий проживание семьи, оценку материального состояния и т.д.). Вторая группа вопросов касалась определения позиции на Балканах и оценки собственного ощущения национальной принадлежности. Третья группа вопросов затрагивала отношения, связанные с регионализацией и с исследованием причин, мешающих интенсификации сотрудничества между балканскими странами, как и определение отношения к интеграции и включению в содружество европейских стран. Далее следует попытка определить позицию анкетируемых по вопросам приватизации и оценки значимости данного процесса для общего развития Балканского региона. Отношение к культурной политике и государственным институтам также выявлялось серией вопросов. Определение степени национальной идентичности и отношения к другим нациям сопровождалось рядом вопросов, поделенных на шкалы (серия вопросов, касающаяся конкретизации отношений широкой общности к меньшим этническим группам сопровождалось шкалой, определяющей уровень национальной связи и этнической дистанции).
Исследование было ориентировано на изучение двух областей: исследование социальной (этнической) дистанции; исследование этнических особенностей, которые невозможно выделить из массы этнических предрассудков и стереотипов.
Для исследования социальной или этнической дистанции использовалась шкала Богардуса. Богардус под социальной дистанцией подразумевал степень понимания и психологической близости (или же удаленности) по отношению к отдельным личностям или группам. Социальная дистанция, по сути, определяет готовность к формированию отношений различной степени близости. Для данного исследования использовалась модифицированная версия шкалы Богардуса, которая содержит семь видов социальных отношений, стратифицированных иерархически - от степени наименьшей удаленности (наибольшая близость) до наибольшей удаленности (наименьшая близость). Отношения сформулированы в виде положений, а от анкетируемых в подобразцах из Македонии и Болгарии требовалось выбрать между ответами «да», «нет» или «нейтрально», показывая тем самым, насколько они готовы принять или не принять отношения, касающиеся совместной жизни с представителями сербского национального меньшинства. Предлагаемые отношения включали в себя следующие варианты: вступил бы в брак; дружил бы; жил бы по соседству; работал бы в одном коллективе; согласился бы иметь начальником; жил бы в том же городе; жил бы в том же государстве.
Второе исследовательское направление рассматривало те особенности, которые приписываются сербам, живущим на территории Болгарии и Македонии. Сделана попытка определить, как воспринимает сербов (какие характерные черты приписывает им), живущих рядом с ними, анкетируемая популяция.
Исходя из того, что приписываемые особенности трудно отделить от предрассудков и стереотипов, мы при анализе результатов использовали то определение предрассудков и стереотипов, которое дал Гордон Аллпорт[1], представляющих их как явления, основанные на ошибочных и неэластичных генерализациях, и направленные на группу или личность, представляющую данную группу. Этнические предрассудки вызывают антипатию, ненависть, в основе которой лежат бессознательные ментальные операции. Поэтому в этнических предрассудках, наряду с отрицательным мнением о другом народе, существует ярко выраженное положительное мнение о собственном.
При помощи шкалы Ликерта исследовалось, какие особенности приписываются сербскому народу. Перечислены следующие особенности: трудолюбивые, храбрые, умные, чувствительные, искрение, честные, культурные, чистоплотные, любезные, гостеприимные, миролюбивые, не эгоисты, цивилизованные, любят другие народы, гордые. Выбором одного из пяти предлагаемых ответов на шкале (полностью согласен, согласен, не согласен, вообще не согласен) за каждую из перечисленных особенностей анкетируемые давали оценку того качества, которое является приоритетным для сербов.
О сербах в Македонии: этнические особенности и этническая дистанция.
В выборке на территории Македонии было в общей сложности 593 анкетируемых, чья возрастная структура находится в границах: с 19-29 лет - 31,2%; с 30-39 лет - 22,3%; с 40-49 лет - 18,5%; с 50-59 лет - 16,5%; старше 60 лет - 11,5% анкетируемых. Что касается структуры образования анкетируемых, то картина следующая: 12,5% анкетируемых - без образования или с неполным начальным образованием; 15,7% - с начальным; 9,4% - с трехлетним специальным, 43% - со средним и 19,4% - со средним специальным и высшим образованием. Национальная структура этого подобразца включала в себя 38,6% македонцев, 16,7% цыган, 22,6% албанцев и 21,9% сербов.
Социальная (этническая) дистанция по отношению к сербам в Македонии.
После обработки данных об этнической дистанции проведен отдельный анализ каждого уровня этнической близости, которая определена шкалой Богарда. Исследование этнической дистанции по отношению к сербам, живущим в Македонии, показывает следующее:
1. Македонцы высказывают небольшую социально-этническую дистанцию по отношению к сербам (табл. 1), что следует из данных, где 82,1% анкетируемых выразили желание вступить с ними в брак (вступление в брак подразумевает наибольшую степень близости). Более 90% македонцев согласны дружить с сербами, находиться в соседских отношениях, работать в одном коллективе, жить в том же городе и государстве, более 80% – иметь начальника серба.
2. Албанцы, в отличие от македонцев (табл. 2), показывают большую дистанцию по отношению к сербам: 96,7% не вступило бы в брак с сербами, а процент неприятия других видов отношений свыше 50% (не дружил бы, не хотел бы жить по соседству, не желал бы работать в одном коллективе, не согласился бы иметь начальником, не согласен жить в одном городе и государстве). Особый интерес вызывает тот факт, что вдвое большее количество албанцев скорее согласятся дружить с сербом (29,5%), нежели подчиняться ему как начальнику (15,6%), что означает, что официальные отношения тяжелее формируются, чем частные; может и потому, что отдельная личность не воспринимает себя только как личность, а выступает и как представитель целой нации, или же потому, что такие отношения тяжелее формируются, чем частные, которые человек выбирает сам.
3. Цыгане показывают высокую степень благосклонности по отношению к сербам (табл. 3), с удовольствием согласны дружить с ними, работать и подчиняться им, а также жить в одном городе и государстве, лишь при вступлении в брак дистанция оказывается больше 50% (не вступили бы в брак с сербами 57,1%).
Большой процент македонцев и цыган (более 95,0%) жили бы в одном государстве с сербами, в то время как две трети албанцев не желают этого. Таким образом, наибольшую дистанцию по отношению к сербам высказывают албанцы (табл. 40).
Именно они в процентном отношении имеют большие показатели, ограничивающие вступление в брак с сербами или нежелание иметь сербов в качестве начальников.
Особенности, приписываемые сербам, живущим в Македонии.
В рамках следующего исследовательского направления мы поставили конкретную задачу, целью которой было составить представление о том, как видит сербов их окружение, какие особенности им приписывает, насколько данное представление положительно или отрицательно и в какой мере им приписываются различные специфические характеристики. Анализ показал, что:
1. Македонцы в наибольшем процентном выражении приписывают сербам положительные особенности (табл. 5), а именно: наибольший процент считает сербов гордыми (91,0%), чистоплотными (89,1%), храбрыми (86,1%) и т.д. Около половины анкетируемых македонской национальности считает, что сербы миролюбивые и что любят другие народы, а лишь четверть анкетируемых не согласна или затруднилась с ответом.
2. В ответах албанцев (таблица 6) видна большая этническая дистанция по отношению к сербам. Албанцы приписывают сербам, как правило, отрицательные особенности, считая, что сербы не любят другие народы (91,8%), неискренни (86,9%), не миролюбивы (86,0%). Лишь 1,6% албанцев считает, что сербы любят другие народы и что они честны, а всего 3,3% анкетируемых албанской национальности считает сербов миролюбивыми.
3. Цыгане сербам приписывают положительные особенности. Около 85% считают сербов миролюбивыми и любящими другие народы.
О сербах в Болгарии: этнические особенности и этническая дистанция.
В Болгарии выборка составила 599 человек, чей возраст находится в границах: 19-29 лет - 22,0%; 30-39 лет - 21,3%; 40-49 лет - 16,6%; 50-59 лет - 13,9% и 26,2% анкетируемых старше 60 лет. Что касается образования, то 19,4% анкетируемых не имело образования или имело неполное начальное образование; 29,4% - имело начальное образование, 4,4% - имели трехлетнее специальное, 32% - среднее и 14,9% анкетируемых имели среднее специальное и высшее образование. Что касается национальной структуры, то выборка охватила: 53,5% болгар, 20,8% турок, 15,6% цыган и 9,4% влахов.
Соцальная (этничексая) дистанция по отношении к сербам в Болгарии.
После обработки данных об этнической дистанции был сделан отдельный анализ каждого уровня близости, который показывает, что:
1. Болгары в Болгарии по сравнению с другими национальными группами, живущими в Болгарии, показывают наименьшую дистанцию по отношению к сербам, когда речь идет о вступлении в брак. В брак с сербами вступило бы 33,1% болгар, приблизительно столько же ответили «нет» или нет, или «не определились» (табл. 8). Все остальные национальности (цыгане, турки, влахи) не согласились бы на брак с сербами 50%: из них - 55,4% цыгане, 64,0% - турки и 55,6% - влахи.
2. Болгары показывают большую степень близости (т.е. маленькую этническую дистанцию), когда речь идет о других отношениях с сербами, начиная с дружбы и касаясь соседских, коллегиальных отношений, а также всех видов отношений. В одном с сербами государстве жило бы 65,0% болгар.
3. Цыгане нейтральны в более чем 50% случаев, когда речь идет о дружеских отношениях с сербами (53,0%), или тогда, когда речь идет о подчинении сербу как начальнику (47,0%). Более половины анкетируемых цыган не согласились бы на вступление в брак с сербом (табл. 9). Когда анализируются следующие отношения, видно, что все показатели превышают 50%. Цыгане согласны жить с сербами в одном городе (71,1%) и в одной стране (69,9%), жить по соседству (61,4%), работать в одном коллективе (60,2%).
4. Турки показывают высокую степень близости с сербами (табл. 10), когда речь идет о соседских отношениях и о совместной жизни в одном государстве (77,2%), потом следуют отношения, включающие совместную жизнь в одном городе (76,3%), коллегиальные (73,7%), дружеские (63,2%). Но данные показывают, что две трети опрошенных не согласились бы на брак с сербами.
5. Влахи с сербами согласны вступить в соседские и другие гражданские отношения (66,7%), около двух третей согласны на коллегиальные отношения с сербами (табл. 11), и столько же согласны на начальника-серба. Но более 50% не согласны на брак с сербами.
Болгары, цыгане, турки и влахи в более чем 70% случаев согласны жить с сербами в одном государстве, треть – не определилась. Дистанция составляет приблизительно 7,0% для болгар, турок и влахов, в то время как для цыган эта дистанция меньше всего (3,6%).
Особенности, которые приписываются сербам в Болгарии.
В данном случае речь идет о том, как видят сербов в Болгарии, какие характерные черты им приписываются, насколько эта картина положительна и отрицательна.
Болгары считают, что сербы, во-первых, храбрые (60,0%), затем гостеприимные (58,8%), потом гордые (56,5%). Около половины анкетируемых болгарской национальности приписываются положительные черты. Около половины анкетируемых болгарской национальности приписывают положительные черты сербам, воспринимая их как трудолюбивых, умных, эмоциональных, культурных и т.д. (табл. 12). Но необходимо иметь в виду и то, что около одной трети анкетируемых болгар думает, что сербы немиролюбивый народ (33,6%), эгоистичны (29,1%) и не любят другие народы (26,4%). Именно по этим вопросам процент неуверенных сравнительно высокий: миролюбие (38,6%), неэгоистичность (46,9%), любят другие народы (43,2%). И эта неуверенность может быть серьезным показателем степени восприятия сербов в болгарской среде со стороны болгар.
Представители цыганской национальности в большей мере (более 70%) неуверенны по вопросам оценки отдельных специфических черт сербского характера (табл. 13). Неуверенность особенно присутствует, когда речь идет о миролюбии (81,9%), неэгоистичности (85,5%) и честности (84,3%).
Позиция турок также указывает на высокую степень неопределенности при оценке особенностей сербов (табл. 14). Более 70% опрошенных высказывается неуверенно, когда речь идет почти о всех перечисленных особенностях. Наибольший процент отрицательной оценки высказан в отношении миролюбия сербов (21,9%) и их отношения к другим народам (22,8%).
Влахи также неопределенны более, чем в 70% случаев, когда речь идет об оценке особенностей, характерных для сербов (табл. 15). Влахи считают, что сербы культурные и трудолюбивые (28,9%), умные и чувствительные (26,7%). Что сербы миролюбивы и любят другие народы думает 20% анкетируемых представителей данного национального меньшинства, а что они не миролюбивы и не любят другие народы - 4,4%.
Из вышеприведенного анализа следует:
1. Народы, составляющие большинство на территории Болгарии и Македонии, имеют более ясную и определенную позицию по отношению к сербам, нежели представители других народов, которые составляют национальные меньшинства или этнические группы, проживающие в упомянутой среде.
Цыгане, турки и влахи в Болгарии в своей оценке сербов большей частью неуверенны. Когда же речь идет о создании отношений с сербами, то здесь позиция становится конкретнее, поскольку более 50,0% опрошенных не согласились бы на брак с сербами, но зато большой процент составляют те, кто согласен жить с ними в одном государстве (около 70%). Цыгане в Македонии более определенны, степень близости отношений с сербами у них высокая. Высокий процент отрицательных ответов набрал лишь ответ о желании вступить в брак с сербами (57,1%), но зато 99,0% соглашается жить в одном государстве с сербами. Следовательно, согражданин, но не супруг.
Болгары и македонцы, как правило, высоко оценивают положительные качества сербов (македонцы в большей степени, нежели болгары). Больший процент неопределившихся находится среди болгар. Около одной трети анкетируемых болгар считают, что сербы немиролюбивые (33,6%) и что они не любят другие народы (26,4%). Приблизительно то же число считает, что они миролюбивы и любят другие народы, между тем около 40% неуверенны, когда речь идет об этих качествах сербов. В одном государстве с сербами жили бы 65,0% болгар, не согласились бы - 7,1%, а 27,9% не определились по данному вопросу. Две трети болгар жили бы в одном государстве с сербами, но вдвое меньшее число согласно вступить с ними в брак.
Позиция македонцев о сербах более определенна, нежели в случае с болгарами. Около трети македонцев считает, что сербы немиролюбивый народ и что они не любят другие народы, но около 50% считают иначе: сербы миролюбивы и любят другие народы. По сравнению с болгарами, вдвое меньшее число македонцев высказалось неуверенно - около четверти анкетируемой популяции македонцев не определилось по вопросу миролюбия сербов и их любви по отношению к другим народам. В одном с сербами государстве жило бы 95,5% македонцев, отрицательно ответили 3,1% опрошенных, и лишь 1,3% не определились. Также около 80,0% македонцев вступило бы в брак с сербами. Следовательно - брак и совместное государство. Если сравнивать мнения болгар и македонцев о сербах, ясно, что вдвое больше болгар не желает жить с сербами в одном государстве, но наибольшая разница появляется тогда, когда речь идет о вопросе вступления в брак с сербами. В данном случае наибольшую социальную близость показывают македонцы.
Вторым важным выводом является то, что перечисленные результаты подтверждают существование прямой связи между приписываемыми особенностями и установленными отношениями между представителями других народов, национальных меньшинств и этнических групп. Там, где приписываются положительные черты, существует наименьшая степень социальной дистанции, и обратно. Македонцы, по сравнению с болгарами, почти в два раза чаще приписывают сербам положительные особенности, поэтому показатель степени социальной близости - вступление в брак - выбрало 82,1% македонцев. Что касается болгар, то здесь несколько иное процентное соотношение: лишь 33,1% согласилось бы на брак с сербами.
Общий уровень социально-этнической дистанции по отношению к сербам.
Для более детального анализа объединены данные общего уровня дистанции с независимыми вариантами: полом, возрастом, образованием, местом жительства, профессией. Общая дистанция измерялась через отказ от какого-либо вида отношений. Каждый отказ оценивался в один балл, а общий результат охватывал шкалу от 0 до 7 (было 7 предложенных видов отношений). Все анкетируемые поделены на 4 группы:
– без дистанции и нейтрально (0 баллов);
– маленькая дистанция (1-2 балла);
– средняя дистанция (3-5 балла);
– большая дистанция (6-7 балла).
Подобразец из Македонии включал македонцев, албанцев и цыган. Одним из результатов исследования является тот, что македонцы весьма расположены, когда речь идет о сербах, живущих в Македонии: 84,3% македонцев не имеет дистанции, 9,6% показывает маленькую дистанцию, а 3,5% - умеренную.
Наибольшую близость по отношению к сербам в Македонии показывают сами македонцы. Наибольшую же дистанцию по отношению к сербам в Македонии показывают албанцы (почти половина анкетируемых, вне зависимости от половых различий, табл. 16). Македонцы, независимо от пола и возраста, выбирают ответы, указывающие на то, что социально-этнической дистанции по отношению к сербам не существует. Среди албанцев нет дистанции всего у 11,5%, причем это люди в возрасте от 30 до 49 лет. Большой процент албанцев показывают очень большую дистанцию. Беспокойство вызывают данные, говорящие о том, что большой процент молодых албанцев воспитаны на нетерпимости по отношению к сербам. Что касается цыган, то можно заметить, что с увеличением возраста дистанция растет, а с уменьшением - падает.
Македонцы воспринимают сербов (уровень образования не имеет значения) в основном без дистанции. В случае с албанцами это не так: здесь дистанция увеличивается пропорционально росту образованности. Образованным албанцам больше мешают сербы. Причины необходимо искать в экономических реалиях. Сербы для них представляют серьезную конкуренцию, когда речь идет о рабочих местах, занятии определенного положения в обществе и т.д. Две трети цыган, не взирая на уровень их образования, также дистанцированы в отношении к сербам.
Приведенные данные подтверждаются и анализом связи между профессиональной принадлежностью и общей социально-этнической дистанции. Македонцы, не взирая на профессию, без дистанции относятся к сербам. Около 50% албанцев разной профессиональной ориентации показывают большую дистанцию по отношению к сербам, наибольшее число среди них – специалисты и спортсмены. Более 50% цыган различной профессиональной ориентации показывают маленькую дистанцию, а их максимальное количество – ученики и студенты.
Македонцы в селах и городах без дистанции относятся к сербам. Когда речь идет об албанцах, то ясно видно, что дистанция растет с ростом урбанизации (табл. 18). Две трети албанцев показывают большую дистанцию по отношению к сербам. Что касается цыган, то место жительства, в данном случае, не имеет значения.
Из этого следует вывод, что хотя и существуют определенные различия, касающиеся индивидуальных характеристик и этнической дистанции, все же решающую роль в социально-этническом дистанцировании играет национальная принадлежность. Албанцы более всего дистанцированы от сербов, живущих в Македонии, они показывают наибольшую нетерпимость по отношению к сербам.
Выборку Болгарии составляли болгары, турки, цыгане и влахи. Когда речь идет об общей дистанции у анкетируемых болгарской национальности по отношению к сербам в Болгарии, то получаем следующую картинку: без дистанции и нейтральны – 61, 5% анкетируемых, с маленькой дистанцией – 28,0%, со средней дистанцией 7,9% и с большой дистанцией – всего 2,0% анкетируемых. Большинство болгар показывает отсутствие большой дистанции по отношению к сербам, что означает социальную и этническую близость; лишь 2,0% анкетируемых болгарской национальности выражают большую дистанцию по отношению к сербам. Большой процент болгар (мужского и женского пола) без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам (табл. 19). Турки и цыгане в Болгарии без дистанции или с небольшой дистанцией (там, где число женщин выше) воспринимают сербов. Среди турков и влахов существуют и те, кто к сербам относится с большой и средней дистанцией. Интересно и то, что большую степень дистанции выражают анкетируемые женского пола (13%).
Анализ связи дистанции с возрастом показывает, что болгары, независимо от возраста, в основном воспринимают сербов без дистанции или с маленькой дистанцией (табл. 20). Наиболее дистанцированными являются анкетируемые в возрасте 40-49 лет, в то время как те, кто имеют маленькую дистанцию по отношению к сербам (35,6%), несколько моложе (30-39 года). Турки во всех возрастных категориях демонстрируют маленькую дистанцию, а у цыган данная тенденция выражена еще яснее. Особо большое число цыган с маленькой дистанцией находятся в возрасте между 19 и 29 годами (87,5%). Влахи, как правило, без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам, однако в определенных возрастных границах они показывают большую дистанцию - 33,3% влахов между 30 и 39 годами, или 11,1% между 40 и 49 годами, что должно быть принято во внимание, поскольку представляет собой силу, которая может повлиять на межнациональные отношения и создать климат расовой нетерпимости.
Что же касается образования (табл. 21), то болгары, несмотря на уровень образования, воспринимают сербов без дистанции или с минимальной дистанцией. Все же небольшой рост дистанцирования наблюдается у лиц с более высоким уровнем образования: болгары со средней школой (3,5%) и с высшим образованием (2,6%) даже выражают высокую дистанцию по отношению к сербам. Что касается анкетируемых турецкой национальности, то наиболее часто они выражают маленькую дистанцию, которая с ростом образования меняется, причем большая дистанция присуща как для анкетируемых с неоконченным начальным образованием (7,7%), так и для тех, кто имеет высшее образование (8,3%).
Цыгане без дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам, при том, что полная близость (100,0%) существует у тех анкетируемых, кто имеет среднее специальное образование. Большая же дистанция существует у тех цыган, кто окончил среднюю школу (7,7%). Анкетируемые влахи, несмотря на уровень образования, полностью или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, хотя необходимо отметить, что нетерпимость выражают 11,1% влахов без начального образования и 12,5% с начальным образованием.
Болгары, в основном, несмотря на профессию, без дистанции относятся к сербам (табл. 22), но интересно и то, что 5,0% частных предпринимателей болгарского происхождения имеют большую дистанцию по отношению к сербам. Опять же проявляется экономическая причина для нетерпимости. Также у анкетируемых турецкой национальности почти во всех профессиях видна маленькая дистанция по отношению к сербам, при том, что как и у болгар, высокую дистанцию выражали частники (16,7%).
Цыгане, несмотря на профессиональную ориентацию, без социальной дистанции или с маленькой дистанцией относятся к сербам. Влахи, как правило, относятся без дистанции, но нельзя упускать из виду, что определенный процент безработных (17,6%) имеет большую социально-этническую дистанцию по отношению к сербам.
Болгары в основном высказывают приязнь по отношению к сербам, хотя у тех, кто живет в поселках городского типа, наблюдается средняя дистанция (18,2%, табл. 23). Турки без дистанции или с маленькой дистанцией воспринимают сербов, невзирая на место жительство. Все-таки определенная нетерпимость присуща туркам, живущим в городе (6,3%). В среде цыган не наблюдается особая дистанция, а у влахов средняя дистанция появляется среди живущих в городе (20,0%).
Анализируя общую социально-этническую дистанцию, которая выражается в большей или меньшей степени по отношению к сербам, живущим в Македонии и Болгарии, ясно видно, что: македонцы, в основном (84,3%), воспринимают сербов без дистанции. Болгары несколько сдержаннее, поскольку 61,5% воспринимает сербов без дистанции, а около трети - с маленькой дистанцией, 7,9% - со средней и 2,0% - с большой дистанцией. Когда речь идет о македонцах, то здесь не наблюдается ни одного случая с большой дистанцией. Индикативным и потенциально опасным для международного сообщества и процессов интеграции является тот факт, что в Македонии албанцы выражают очевидную нетерпимость по отношению к сербам (около 50,0% – большая социальная дистанция, а около 20,0% - средняя и маленькая). Здесь необходимо подчеркнуть, что по результатам исследования, которое проведено в 15 городах на территории Сербии, социальная дистанция по отношению к албанцам наиболее выражена. Сербы не желают иметь албанцев в своем окружении. Следовательно, речь идет о взаимной нетерпимости[3]. Нетерпимость между сербами и албанцами существует и внутри самого государства Сербии и Черногории (особенно в Косово), что представляет политическую проблему.
Цыгане с маленькой дистанцией или без дистанции высказываются по отношению к сербам в Болгарии и Македонии, притом, что большая близость наблюдается в Македонии. Похожая ситуация и с соотношением общей дистанции между сербами, живущими в Болгарии, с одной стороны, и влахами и турками - с другой. Число влахов, воспринимающих сербов с маленькой дистанцией или без дистанции, одинаково. Турки в двое чаще, нежели влахи, высказывают маленькую социальную дистанцию по отношению к сербам, живущим в Болгарии.
Вывод
Данная работа представляет собой попытку рассмотреть возможность и готовность представителей различных этнических групп к формированию отношений социальной близости в направлениях, основанных на существующих социальных и этнических дистанциях. Сербы в Болгарии и Македонии показаны через этническую призму «других» с целью определить степень развитости сознания о возможностях совместной жизни, региональном идентитете, возможности сотрудничества, добрососедских отношений и интеграции в европейское и мировое содружество.
Основное предположение, которое было выдвинуто: этническая дистанция обусловлена оценкой тех особенностей, которые приписываются «другим», или, иначе говоря, готовность к определенным отношениям с сербами во многом зависит от положительных или отрицательных предположений и оценок, которые приписывают им «другие».
Основной вывод данного исследования заключается в том, что этническая дистанция и взаимная общественная дистанции связаны с отрицательными негативными этническими стереотипами. Степень предрассудков по отношению к сербам определяет степень социальной дистанции между сербами и «другими». Те народы, которые акцентировано негативно высказываются и склонны к отрицательным стереотипам о сербах, по отношению к ним выражают наибольшую социально-этническую дистанцию. Следовательно, в Македонии взаимная общественная дистанция самая большая между сербами и албанцами, поскольку албанцы приписывают сербам отрицательные особенности. Напротив, взаимная общественная близость существует между македонцами и сербами, поскольку македонцы воспринимают сербов, как правило, положительно.
В Болгарии мнение болгар о специфичных особенностях сербов не определенно либо положительно. Неопределенность, в данном случае, даже ярче выражена, нежели положительное мнение. То, что вызывает беспокойство - это довольно большой процент неопределенных и сдержанных ответов в подобразце из Болгарии, которые принадлежат цыганам, туркам и влахам. Такое положение может быть результатом незаинтересованного отношения к формированию некоторых качественных общественных конгломератов.
«Вечная неприязнь» между албанцами и сербами не уменьшается, что не дает возможности на данной основе формировать отношения европейского образца и возродить демократический дух. Тенденцию к сепарации земли и к переделу границ сопровождает националистическая идеология, основанная на исключительности и нетерпимости, что также не отвечает духу европейских процессов интеграции. Межэтнические столкновения и конфликты довольно часто провоцируются политиками националистического толка. Этническая дистанция превращается в показатель этнонациональной политики и делает из нее самостоятельный фактор генерирования этнических столкновений. Серьезные общественные противоречия, выражаемые в виде национальной нетерпимости, всегда обусловлены синтезом многочисленных факторов, среди которых экономический играет не последнюю роль.
Одновременно с нетерпимостью развиваются тенденции к сепаратизму и национализму. Этническую нетерпимость и социальное дистанцирование, которое выражается в негативной квалификации «других», подогревает сознание о «балканцах» и их «примитивности». Территория Балканского полуострова, являющаяся клином между Востоком и Западом, стоит перед выбором: погибнуть в мелких и крупных «измах» или пойти по пути развития цивилизованного общества, который включает в себя различные виды региональной интеграции и изменение разнообразных национальных стереотипов. Развитие и интеграция требуют утверждения принципа одинаковых возможностей, который подразумевает создание общественных, политических и юридических ситуаций для различных общественных групп, в которых они имеют одинаковый политический и правовой статус. Традиционализм, предрассудки, стереотипы, этническая исключительность и нетерпимость должны уступить место этнической толерантности, без которой невозможно включиться в процесс интеграции и присоединиться к европейскому и мировому сообществу.
Таблица 1
Отношение македонцев к сербам