РЕФЕРАТ
по курсу «Философия»
по теме: «Основы учения о бессознательном»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
1.1 Предпосылки создания учения о бессознательном
1.2. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию
2. МЕСТО БЕСОЗНАТЕЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
2.1 Структура личности по Фрейду
2.2 «Архетипы» и «комплексы» Юнга
2.3 Дальнейшее развитие учения о бессознательном
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.
В качестве прилагательного термин «бессознательное» относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.
В качестве существительного термин «бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных З. Фрейдом – основоположником учения о бессознательном.
В широком смысле бессознательное представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.
З. Фрейд, и в дальнейшем К. Юнг, заложили основы учения о бессознательном, остающиеся актуальными по сей день. Основы этих учений, а также предшествующие и последующие за ними идеи будут нами рассмотрены в данной работе.
Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании – воспоминании, оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного и доказательства его существования впервые четко сформулирована Лейбницем в 1720 г. По его мнению, бессознательное – низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, над множеством темных восприятий. Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывал бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).
В период романтизма, иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.
В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф. Гербарт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). Было установлено, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.
Продолжением этой линии явилась концепция Фрейда. Экспериментальная разработка понятия бессознательного проведенная им, показала, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Ранее было известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
Фрейд и его сторонники одними из первых попытались подобрать ключ к тайникам сознания и открыли за ним мир «вытесненных» или просто «забытых» им и поэтому уже бессознательных психических переживаний. Они же одними из первых попытались понять эти явления, а через них и всю символическую активность сознания. Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его теория личности стала полностью иррационалистической.
Фрейд – центральная фигура, вокруг которой группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований – бессознательной психики. Учение Фрейда стало переворотом, совершенным им в психологии XX века.
В течение многих лет вокруг фрейдизма происходила ожесточенная дискуссия. Против него выступали крупнейшие ученые – Павлов, Бехтерев, Осипов, Анфимов, Гиляровский, Крепелин, Бумке и др. Ряд его прежних сторонников – Адлер, Юнг, Штекель и др. – отступились от психоанализа, однако развили свои концепции, сходные с ним. Другие его последователи – Блейлер, Шильдер, Кан, Гофман и др. – развивали его принципы в различных областях психиатрии.
Тем не менее, именно постулаты учения о бессознательном Фрейда и Юнга, составляют основу современных знаний о предмете.
В современной психологии выделяют бессознательное двух типов – коллективное и индивидуальное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное – информацию психического мира конкретного человека.
Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.
Выделяют также несколько основных классов проявлений бессознательного:
· неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
· поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
· подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
Значение концепции бессознательного для познания человека состоит в проникновении в его бытие на большую глубину, чем классическое сознание, т.е. мысль, понимаемая как объективное познание и как представление. Наш мир представлений, как и каждый из его элементов, доступен для восприятия лишь посредством инстанции, несводимой к нему, сферы побуждений, желаний, потребности, действия, труда, придающих ему форму: эта форма предшествует формам мысли, и мысль может воспринять ее лишь задним числом. Поэтому результаты размышлений о бессознательных побуждениях, нисколько не ведут нас к отрыву от мира, где живут люди, но напротив, заставляют нас вернуться к его корням, чтобы выявить действительно движущую силу природы, подлинный разум.
Теперь, собственно, обратимся к постулатам учения о бессознательном, подробнее рассмотрев основные теории Фрейда и Юнга.
В общем плане, психика человека представляется по Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное считается центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое «может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».
Фрейд, подобно своим великим предшественникам Лейбницу и Канту, строит свою систему анализа – психоанализ, в целом на одном только отрицательном понятии, понятии бессознательного, понимая таковое, как психика минус сознание.
Страницы: 1, 2