Рефераты. Основы философии

43. О-во как предмет ф. Материалист. и идеалист.понимание истории.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Закономерности в обществе : 1) М. Вебер (субъ. идеализм): абсолютизировал неповторимость историч. событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в о-ве нет объективной тенденции, то невозм. прогнозирование событий, сл. теряет смысл и цели социальное бытие. 2) Марксизм: в о-ве имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость, но сущ. особенности обществ. законов. Чел-во всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами жив. и нежив. природы. Свобода - это деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода отражает развитие, появл. нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу. Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно она - наибольшая ценность. Маркс: лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали сущ-я единой истории чел-ва, разрывали ее на множество самост. потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену разл. культур. Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из кот. создается творч. меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства чел-ва, но лишь в сфере духа, на осн. религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экон. связей, процесс, связанный с построением единого капит. рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены ф.-историч. концепции Гегеля, Фурье. Г.: единству истории придавал "мировой дух", кот. воплощался в духе различных народов; Ф.: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, кот. придет на смену существующей. Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. и. Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею матер. средств труда. Труд - вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может. Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые. Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого - неравномерность ист. развития.


45. Развитие общества как ест.-историч. процесс. Базис и надстройка

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ. силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист. процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ. прогресса явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека. Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа пр-ва обществ. форму функц-я и р-я произв. сил; 2) объ. основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания, определяет его, над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений. Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол.  выразить эти многообр. связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Б. - экономич. строй о-ва, система произв. отн-й, над кот. возвыш. надстройка, включ обществ. сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их обществ. учреждения и орг-ции. С пом. этих категорий выдел. отнош-я первичн. и вторичн. завис-сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж. влияет на базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся упрочить/изменить/преобразовать сущ. систему общ. отн-й. Причина - интересы (прежде всего матер.). Полож. соц. групп  в о-ве опр-ся их отн-ем к собств-сти, сл. заинтересованность в присв./защите ср-в.

48. Движущие силы и субъекты исторического процесса

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ. силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист. процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ. прогресса явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека.


29.Осн.напр.совр.зап.ф., сущностн. анализ их концепций (по выбору)

20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн. кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой. Все это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “ф. жизни”. Неопозитивизм - задача ф. в логическом анализе "языка науки". Своими методологич. и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие матем. логики, семантики, оснований математики и логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога. Прагматизм - ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США. Экзистенциализм (ф. существования) - иррационалистич. направление (отрицает как матер. так и идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев. Затем развив. в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мир. войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: Франц. персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологич. проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел. наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Р.Э.: смысл бытия Бог;  А.Э.: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия. Р.Э.: свободным может быть верующий; А.Э.: только ч-к может определять свою жизнь, сл. ч-к принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если ч-к не свободен - он не личность. У ч-ка нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни. Вывод: Э.  - ф. кризиса и на ее базе возн. новые левые - культ насилия. (Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия жизни (интуитивно постигаемая реальность, кот. не равна ни духу, ни материи ). Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то, что возникает естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Критиков. матер-м и рац. идеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц.биолог., историч. школа (Шпенглер, Дильтей). Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества. Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь понимается как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества (Т. - синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она фаталистическая и пессимистичная. Была популярна в первой четверти 20 века (декаденты, символисты)).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.